Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки
консультация на тему

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу учащихся под руководством воспитателя. Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д. Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу учащихся под руководством воспитателя. Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д. Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний.

В процессе самоподготовки решается ряд дидактических задач: -закрепление знаний, формирование умений и навыков культуры умственного труда через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д. -выработка рациональных методов и приемов организации интеллектуального труда; -формирование навыков и умений самостоятельной работы с книгой, справочной литературой; -расширение кругозора, словарного запаса через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам. Кроме того, в процессе самоподготовки решаются воспитательно- развивающие задачи: 1.Развитие воли, умения преодолевать трудности. 2.Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д. 3.Совершенствование познавательных процессов. Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков. Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время. Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Рациональные приемы работы – это элементы научной организации труда (НОТ), которые не могут быть решены без соответствующего навыка культуры труда. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда. Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.

Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: «Как готовить уроки по русскому языку, математике», «Как решить задачу», «Как читать про себя» и др. Они помогают воспитанникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (устных и письменных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными. Некоторые учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей или по состоянию здоровья не могут готовить уроки вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто «отключаются» и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д. Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Однако, воспитатель должен все время держать этих воспитанников в поле всего зрения и время от времени проверять ход их работы. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники, наглядные пособия. После первых 30 - 40 мину самоподготовки можно разрешить обмен мнениями, передвижения по комнате. На самоподготовке педагогам необходимо использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все, кто за предыдущую неделю не получил низкие оценки, включаются в группу доверия.

В ходе подготовки к выполнению домашнего задания можно выработать правила запрета и разрешения, которые являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения. Правила запрета: -нельзя опаздывать на самоподготовку; -нарушать тишину; -отвлекать товарищей от работы; -использовать методы работы, вызывающие шум; -вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс; -беседовать с воспитателем в полный голос; -громко давать консультацию; -недобросовестно выполнять задания; -считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя. Правила разрешения: -можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению; -пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами; -выходить из класса на время; -самостоятельно выбирать метод выполнения задания; -при необходимости шепотом обращаться за консультацией; -оказывать помощь товарищам; -делать паузы для кратковременного отдыха; -обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом; -проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено; -отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя; -после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Методические рекомендации по организации и проведению торжественной линейки - митинга памяти, посвященной Дню Победы.

Описание подготовки и проведения торжественной  линейки -  митинга памяти, посвященной Дню Победы с участием учащихся школы, их родителей, ветеранов ВОВ и УТФ, педагогического коллектива....

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.

Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...

Методические рекомендации по организации и проведению спортивно- массового мероприятия "День здоровья".

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах

Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые  у учащихся навыкиОсобенности организации работы  Демонстрационный опы...