МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
методическая разработка по биологии по теме
Практическая часть представлена следующими видами работ:
Вид учебной деятельности | Цель организации. Формируемые у учащихся навыки | Особенности организации работы | |
Демонстрационный опыт | Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта. | Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания |
|
Практические работы | Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы. | В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся. |
|
Лабораторные работы | Исследовательская работа учащихся на уроке. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.
| Проводятся на уроке. Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. |
|
Экскурсии | Особая форма урока – экскурсия. Основная цель - показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе. Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы | Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание результатов творческих отчетов учащихся. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_i_provedeniyu_laboratorn.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
в 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ:
Вид учебной деятельности | Цель организации. Формируемые у учащихся навыки | Особенности организации работы |
Демонстрационный опыт | Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта. | Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания |
Практические работы | Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы. | В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся. |
Лабораторные работы | Исследовательская работа учащихся на уроке. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся. | Проводятся на уроке. Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. |
Экскурсии | Особая форма урока – экскурсия. Основная цель - показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе. Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы | Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание результатов творческих отчетов учащихся. |
При оценивании работ биологического практикума целесообразно учитывать:
- Умение определять этапы работы, их выполнение.
- Самостоятельный подбор оборудования и материалов.
- Организация рабочего места.
- Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков.
- Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
- Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины.
- Умение анализировать полученные результаты работы.
- Оформление отчета о выполненной работе.
Отчеты по результатам обязательных практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика и отметки выставляются в журнал. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. По результатам контрольных работ учащимся 6-11 классов выставляются отметки в баллах в тетради. Эти отметки заносятся в классный журнал соответствующих классов. Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется на усмотрение учителя и должна носить стимулирующий характер.
Для необязательных лабораторных, практических работ оценивание деятельности и результатов работы каждого ученика не обязательно.
В данных рекомендациях представлен перечень обязательных лабораторных и практических работ.
Следует отметить, что формулировки обязательных лабораторных и практических работ должны соответствовать приводимым в данном издании, формулировки лабораторных работ не являющихся обязательными, должны по смыслу, но не обязательно дословно, совпадать с приводимыми в авторских и (или) примерных программах, так как предполагается возможность комбинирования некоторых лабораторных работ.
Перечень обязательных лабораторных и практических работ
6 класс
Лабораторные работы:
- Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
- Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)
- Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)
- Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)
Практические работы:
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
- Размножение комнатных растений
- Наблюдение за ростом и развитием растений
7 класс
Лабораторные работы:
- Изучение особенностей строения и жизни моллюсков
- Изучение внешнего строения членистоногих (ракообразных или насекомых)
- Изучение внешнего строения рыб в связи с образом жизни
- Изучение внутреннего строения рыб
- Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Практические работы:
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных
8 класс
Лабораторные работы:
- Изучение микроскопического строения тканей
- Изучение действия слюны на крахмал
Практические работы:
- Измерение S поверхности тела по массе и росту своего организма
- Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
- Определение нарушений осанки и плоскостопия
- Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мыщц
- Определение норм рационального питания
9 класс
Лабораторные работы:
- Сравнение строения клеток растений и животных
- Определение каталитической активности пероксидазы
Практические работы:
- Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания
- Составление простейших схем скрещивания
- Решение элементарных генетических задач
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Решение экологических задач
10 -11 класс Базовый уровень
(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ)
Лабораторные работы:
- Определение каталитической активности пероксидазы
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
- Сравнение строения клеток растений и животных
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и
- описание
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Опыты по определению каталитической активности ферментов
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
- Изучение клеток дрожжей под микроскопом
- Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
- Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
- Сравнение процессов брожения и дыхания
- Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
- Сравнение процессов митоза и мейоза
- Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Практические работы:
- Составление простейших схем скрещивания
- Решение элементарных генетических задач
- Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Выявление изменчивости у особей одного вида
- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
- Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Решение экологических задач
10 - 11 класс Профильный уровень
(Распределение лабораторных и практических работ между 10 и 11 классами зависит от УМК, по которому работает ОУ)
Лабораторные работы:
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Опыты по определению каталитической активности ферментов
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
- Изучение клеток дрожжей под микроскопом
- Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
- Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Практические работы:
- Сравнение процессов брожения и дыхания
- Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
- Сравнение процессов митоза и мейоза
- Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
- Сравнение процессов бесполого и полового размножения
- Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
- Сравнительная характеристика пород (сортов)
- Составление схем скрещивания
- Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
- Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
- Решение генетических задач на сцепленное наследование
- Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
- Решение генетических задач на взаимодействие генов
- Построение вариационного ряда и вариационной кривой
- Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
- Выявление изменчивости у особей одного вида
- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
- Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
- Сравнение процессов экологического и географического видообразования
- Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
- Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
- Выявление ароморфозов у растений
- Выявление идиоадаптаций у растений
- Выявление ароморфозов у животных
- Выявление идиоадаптаций у животных
- Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
- Движущие силы антропогенеза
- Происхождение человека
- Происхождение человеческих рас
- Анализ и оценка различных гипотез
- Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Решение экологических задач
- Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных
- экологических факторов. Выявление абиотических и биотических компонентов
- экосистем (на отдельных примерах).
- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
- Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
- Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
- Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
- Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
- Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота.
- Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Контрольные работы по биологии соответствуют тематическому или промежуточному контролю, проводятся письменно и должны включать задания всех уровней усвоения материала (количество заданий каждого уровня определяет учитель).
В журнал записывается номер и тема контрольной работы. Например: контрольная работа № 1 по темам «Общий обзор организма. Нервная система», контрольная работа № 2 по теме «Вегетативные органы растения», контрольная работа № 1 по разделу «Зоология беспозвоночных». Сроки проведения контрольной работы и ее тематика определяются учителем биологии на основе календарно-тематического планирования. График проведения контрольных работ составляется и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.
Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ учащимся рекомендуется иметь следующее количество тетрадей по учебному предмету «Биология» - 1 тетрадь для обучающих, лабораторных и практических работ и 1 тетрадь – для контрольных работ. Разрешается использовать для обучающих, практических, лабораторных работ и экспериментальных исследований тетради на печатной основе.
Тетради для контрольных работ сохраняются в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ.
Тематический контроль, который проводится в письменном виде, оформляется в рабочей тетради или в тетради для контрольных работ.
В рабочих тетрадях по биологии при выполнении классных обучающих письменных работ слова «Классная работа» не пишутся, а сразу записывается тема на той же строчке, на которой на полях записана дата.
Тетради, в которых выполняются обучающие работы учащихся по учебному предмету «Биология» проверяются во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого ученика должна проверяться не менее одного раза в месяц. Если отметку за работу выставить невозможно, например, из-за ее незначительности или маленького объема, в тетради исправляются ошибки, но не делается никаких пометок учителем.
Названия учебных предметов в журнале пишутся с маленькой буквы на всех страницах. Каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы. В журнале следует делать запись вида работы и ее темы. Например: Практическая работа № 4. Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам.
При записи темы урока в журнале можно использовать короткие записи и сокращения, в соответствии с правилами орфографии.
В графе «Домашнее задание» записывается с большой буквы содержание задания. Например: Отчет об экскурсии, или: §8, вопрос 3 – письменно.
В классный журнал записывается только обязательное домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учеником. Дифференцированные задания в журнал не вносятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 10 классе «Онтогенез. Практическая работа №1 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм»
Учащимся, интересующихся предметом было предложено опережающее задание по выявлению мутагенов в окружающей среде, результатом которых было создание презентаций. Для выполнения практической работ...
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».
Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...
Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение
Разработка методической темы "Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение" содержит инструктивные карточки к лабораторным работам по курсу "Человек" к учебнику авторов...
Практическая работа по биологии "Ткани", 8 класс
Данный материал может использоваться на практических занятиях по биологии для изучения основных типов тканей. Он содержит инструкции по выполнению работы, форму отчета, а также иллюстративный материал...
Ответы на практические задания к экзаменационным билетам по биологии для 9 класса (ГИА), ДНР
Ответы на экзаменационные билеты по биологии для 9 класса (практическая часть)....
Сборник лабораторных и практических работ по биологии. 5-6 классы
Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 5х и 6х классов содержит цели работы, перечень необходимого оборудования, подробно расписан ход выполнения работы, даны рекомендации к выплнен...