Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее).
материал по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее).
Подготовила: В.А.Менякина
воспитатель семьи №3.
Саранск 2018г.
Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее).
Целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. В решении многих из перечисленных задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Именно в кружках предоставляется возможность учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы воспитанников, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ обучения.
Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ "Об образовании".
В детском доме-школе создана и успешно функционирует система дополнительного образования, целью которой является - изучение и развитие творческих способностей как средство социализации воспитанников и подготовки к осознанному выбору профессии.
В начале учебного года была организована работа 15 кружков различного направления: художественно-эстетического, прикладного, технического, туристско-краеведческого, спортивного, духовно-нравственного, эколого-биологического, интеллектуального. Администрации удалось привлечь специалистов от учреждений дополнительного образования города и республики. Налажены связи с Домом детского творчества №1, Дворцом детского творчества, Республиканским центром дополнительного образования детей, Епархией, Спортивной школой №4, музеем изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. Таким образом, разнообразной творческой деятельностью занимаются 69 учеников, в кружках занимаются 94% учащихся. В каждый кружок вовлечены «трудные дети. Все кружки занимаются по образовательным программам и регулярно ведутся журналы посещаемости. Занятия проводятся строго по расписанию.
Главная задача организации работы кружков - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Цель педагога – не столь научить детей рисовать, лепить, вышивать, обучать их основам художественного ремесла, сколько раскрыть их душу, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на кружковых занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, спорта, краеведения, радиотехники, экскурсиям, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира. Таким образом, педагоги дополнительного образования играют большую роль в формировании личности воспитанника и ее социализации. В воспитании детей в условиях детского дома очень важно правильно организованный досуг. Важно при этом помочь ребёнку включиться в процесс активного познания. Выезд за пределы детского дома: поездки, путешествия, развлечения - вот лучший способ познать мир в целом и общество!
Особые требования предъявляются к педагогам дополнительного образования. С 1 января 2017 года вступил в силу утверждённый профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Вот некоторые, главные, на мой взгляд, умения и знания, которыми должны владеть руководители кружков и секций:
- Осуществлять деятельность или демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
- Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей - и их родителей (законных представителей))
- Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
- Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
- Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся
- Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы)
- Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы
- Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях
- Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
- Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам .
- Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности.
- Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
В настоящее время в нашем учреждении работает сложившийся, грамотный и опытный коллектив педагогов дополнительного образования. В своей работе они опираются на возрастные особенности учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Главной их задачей является создание ситуаций успеха для каждого воспитанника, его самореализации. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов. Работа педагогов дополнительного образования ведется в тесном контакте с педагогами детского дома. Кроме того, руководитель кружка учитывает пожелания и рекомендации воспитанников и педагогов детского дома. Хотелось бы отметить, что педагоги стараются построить свою работу так, чтобы заинтересовать их, пробудить искорку желания творить что либо. При заинтересованности со стороны воспитателей, классных руководителей, поддержке увлечений ребенка процесс обучения дает зримые результаты. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками работы и набираются опыта для личностного роста. Можно сказать, что в достижении поставленных перед собой задач педагоги достигли удовлетворительных результатов. Дети принимают активное участие различного уровня в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах за честь детского дома, класса, семьи, занимают призовые места, что способствует выработке позитивного отношения к детскому дому-школе, дает возможность реализовать, проявить себя как личность.
Чему учат и насколько развивают кружки? Очень многому.
Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:
- запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий
- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и уроки сделать, и воспитателям помочь, и с друзьями пообщаться. Всему этому мы, педагоги, должны научить своих воспитанников, привить им эти качества.
Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:
- Мы точно знаем, к чему у ребенка способности. Тогда мы определяем его в тот кружок, занятия в которой направлены на их развитие;
- Ни мы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, мы обнаружим то, к чему у ребенка действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.
В детском доме имеется все необходимое для занятий спортом: спортзал, спортинвентарь, пять кружков спортивного направления и тренеры по различным видам спорта, тренажерная комната, борцовский зал.
Ребята с большим удовольствием посещают спортивные секции настольного тенниса, футбола, волейбола, баскетбола, вольной борьбы. Там дети совершенствуют свои основные физические навыки, осваивают спортивные игры, формируют умение работать в команде, восполняют дефицит двигательной активности. Занятия в секциях помогают детям стать физически более выносливыми, выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, укреплять здоровье, достигать личных и командных спортивных результатов. Неоднократно принимали участие в соревнованиях различного уровня, где занимали призовые места. Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Интеллектуальные кружки – вклад в будущее - это кружки, в которых приходится работать головой и которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность. В этих кружках воспитанники разрабатывают тактики и стратегии, учатся добиваться поставленных целей своим собственным умом, учатся отстаивать свою позицию, побеждать и проигрывать (ведь этому тоже надо учиться). Сюда мы отнесем интеллектуальный клуб «Виктория» и кружок «Шахматы».
Эколого-биологическое направление - это развитие творческого потенциала школьников посредством изучения природы. Кружок «Юный палеонтолог» предлагает своим участникам различные мероприятия, опыты, экскурсии, наблюдения за природой, что вырабатывает в детях любовь к родному краю и его природе. Посещение данного кружка формирует у подрастающего поколения чувство заботы о животных и птицах, об окружающей среде, нравственно развивает личность и дает желание грамотно подходить к намеченной цели.
На кружках туристско-краеведческого направления «Юный турист-краевед» и «Юный патриот» дети изучают природу родного края, ее особенности, историю своего города, знакомятся с известными людьми своей родины. В ходе работы на занятиях у детей формируется гражданское и нравственное сознание, происходит развитие таких качеств как честь, достоинство, долг, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т. д.
Художественно-эстетический кружок - это целый пласт знаний, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии школьниками старших классов. Имея в багаже знания и умения определенного плана, дети, посещающие подобные кружки, становятся хореографами, профессиональными певцами или художниками. Подобно музыкальным занятиям, занятия по живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.
Кружок «Хореографический, так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость; требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность; двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).
Кружок технического направления «Радиотехнический» - это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель того или иного изделия ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху. Изучение новых технологий, навыки конструирования и моделирования, знания основ работы техники - все это обязательно пригодится ребенку в дальнейшей жизни. Кроме того, работа с огромным количеством мелких деталей способствует развитию внимания и мелкой моторики, а разработка собственных изобретений помогут детям развить воображение и научит принимать самостоятельные решения.
Кружки прикладного творчества, где детей обучают шить, вязать, вышивать, стричь, конструировать из бумаги, плести, и многое другое, что делается своими руками, пригодится в жизни каждому человеку. Такие кружки как, «Юный парикмахер», «Творческая мастерская» развивают мелкую моторику пальцев рук, а соответственно, мозговую деятельность. Улучшается память, увеличиваются мыслительные способности, появляется уверенность в себе, способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Ещё одно преимущество этих кружков – обучение хорошему вкусу и умение произвести уникальный подарок своими руками. Приобретенные знания и умения обязательно пригодятся воспитанникам в дальнейшей жизни. Когда умеешь делать что-то собственноручно, появляется чувство удовлетворения и уверенности в собственных силах. Совмещается полезное с приятным, многие занятия впоследствии становятся любимым хобби, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии.
Система дополнительного образования позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а так же способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству. Любая кружковая работа выполняется педагогами для усовершенствования знаний детей по тем направлениям, которые не включены в обязательную школьную программу. Это дает возможность получать дополнительные навыки: школьники учатся правильно делать выводы, ориентироваться в трудной взрослой жизни. Независимо от направления, кружок способен воспитывать в детях умение получать радость от коллективной работы, направлять к цели, прививать любовь к труду. Кроме того, кружок - это полезное времяпрепровождение для школьников, не знающих цены свободному времени. Дети, посещающие подобные занятия, не способны на правонарушения и отличаются спокойным характером.
Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, меняют образ жизни воспитанников, закаляют, формируют их активную жизненную позицию. Посещая кружки, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.
Дополнительное образование требует от воспитателей, классных руководителей постоянной кропотливой работы и постоянного контроля. Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
Задачи на будущее:
-сохранить количество кружков;
-укрепить и обновить материально-техническую базу;
-привлечь специалистов для проведения кружков;
-применять в работе кружков инновационные формы проведения занятий.
Таким образом, занятия в кружках призваны развивать ребенка, способствовать его самопознанию и самореализации, формировать гармоничную, культурную, активную, творческую личность. А это означает формирование человека – творца своей жизни, хозяина собственной судьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Урок-проблема по теме "решение задач на пропорции и пропорциональное соотношение"Жить или курить,
Урок-проблема "Жить или курить?" разработан для учащихся 6 класса....
Обобщение опыта по теме "Моделирование при решении задач на движение на уроках математики".
Моделирование в обучении математике служит тем методическим приемом, который формирует у учащихся математические понятия и прививает им навыки математических действий. В то же время использовани...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Учебно- исследовательская работа "Исследование родника "Шэнца вэт" Выявление экологических проблем и нахождение путей их решения"
Работа содержит методические рекомендации методов исследования в условиях школьной лаборатории состава воды на содержаниевзвешенных частиц,определение водородного показателя,определение ка...
Программа работы школьного кружка «Музейное дело»
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы педагога Подольской Ж.А.....
Выступление на педагогическом совете по теме «Работа школьных кружков, секций и объединений»
Я веду кружок по настольному теннису третий год. Проводятся занятия во вторую половину дня, что удобно для ребят.Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способс...