Рабочая программа по обществознанию 6 класс.
рабочая программа (6 класс) на тему

Ларина Ирина Сергеевна

Рабочая программа для обучающихся 6 класса в рамках ФГОС, рассчитанная на 34 часа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 143

с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«Рассмотрено» Председатель МО ___________________ Наименование МО ___________________ Ф.И.О ___________________________ подпись

«Согласовано» Заместитель директора по УВР

________________ (Ф.И.О.)  

_____________________________ подпись

«Принят» Педагогическим советом

     «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Протокол №        от

«      » ______20___ г

«     » _____20___ г

Протокол №       от

 «     » _____20___ г

Приказ №        от

«     »_____20___ г

Рабочая программа

за курс средней школы

по обществознанию

для обучающихся 6 класса.

                     

Составитель:

учитель истории и обществознания

Ларина И.С.

Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа базового уровня разработана на основе

следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге";
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  4. Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт – Петербурга;
  5. Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт – Петербурга на 2017-2018 учебный год;
  6. Приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» для 5-9 классов;
  7. Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации с учетом внесенных изменений утвержденные приказами Министерства образования и науки №373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  8. Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга;
  9. Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;
  10. Авторская программа Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

Общая характеристика учебного предмета, общие цели и задачи изучения

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих задач:

•        развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•        воспитание общероссийской идентичности,  гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

•        освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

•        формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и   гражданско-общественной   деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностные результаты:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и благополучии и процветании своей страны;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1.использование элементов причинно – следственного анализа;

2.исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3.определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4.поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках разного типа;

5.перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7.оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8.определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование совей точки зрения.

Предметные результаты:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной стриктуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализ и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи  и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • Понимание значения коммуникации в межличностном общение;
  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства многообразия культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущими поколениями.

Содержание программы

Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)

Глава 1. Человек в социальном  измерении  (12 ч.) Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание   и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Глава 2. Человек среди людей (11ч.)

 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

 Глава 3. Нравственные основы жизни (8ч.)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговое повторение (2ч)

Характеристика классов

6 А класс общеобразовательный, в классе 21 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 11 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают 9 человек. Один обучающийся показывает низкий уровень знаний по предмету.

6 Б класс общеобразовательный, в классе 23 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 16 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают  5 человек. Два ученика показывают низкий уровень знаний по предмету.

6 В класс общеобразовательный, в классе 22 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 15 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают  5 человек. Два ученика показывают низкий уровень знаний по предмету.

 В целом 6 Б и 6 В классы показывают высокий уровень познавательной и образовательной активности, в то время как 6 А проявляет меньшую заинтересованность в учебном процессе. Слабые причинно-следственные связи у обучающихся, нет навыка построения аргументации, строения мысли в письменном формате. Часты случаи невыполнения домашнего задания (у некоторых систематически). Теоретический материал  по предмету отрабатывают  плохо. Выученный материал быстро забывают. У многих  невнятная, невыразительная речь, ответы и устно и в письменных работах дают односложные, косноязычные  со слабыми  выводами  или доказательствами.

Во всех трех классах есть небольшая группа учеников, имеющая хороший познавательный потенциал и высокий уровень образовательной активности. На уроках эти обучающиеся  проявляют интерес к  учебной деятельности, они мотивированы на получение хорошего результата обучения, переживают за свои знания и оценки. У них хорошо развита память, они обладают способностью анализировать, обобщать, делать  выводы.

Учебно-тематический план

Учебный план ГБОУ СОШ №143 в соответствии с ФГОС ООО предусматривает обязательное изучение обществознания на уровне основного общего образования в 6 классе – 34 часа, 1 час в неделю.  

Распределение учебного материала в 6 классе.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек в социальном  измерении

12

3

Человек среди людей

11

4

Нравственные основы жизни

8

5

Итоговое повторение

2

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

34


Календарно – тематическое планирование 6 А класса

№ п/п

Календарные сроки

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Контроль

Планируемые результаты обучения

Д/З

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

План

Факт

Личностные

Метапредметные

1

1 неделя

Вводный урок

Ур.

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности.

Познавательные: давать определения  понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Стр.3-5

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов)

2-3

2-3 неделя

Человек – личность

Ур.

Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

Познавательные: выявляют особенности

 и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых  

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§1

4-5

4-5 неделя

Человек познает мир

Ур.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

 Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§2

6-7

6-7 неделя

Человек
и его деятельность

Ур.

Первичное формирование  представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

§3

8-9

8-9 неделя

Потребности человека

Ур.

Научатся характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§4

10-11

10-11 неделя

На пути
к жизненному успеху

Ур.

Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

§5

12-13

12-13 неделя

Повторение по теме Человек – личность

Практикум

Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.  Совершенствуют умения характеризовать  понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Тема 2. Человек среди людей (11 часов)

14-15

14-15 неделя

Межличностные

отношения

Ур.

Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§6

16-17

16-17 неделя

Человек
в группе

Ур.

Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

§7

18-20

18-20 неделя

Общение. Зачем люди общаются

Ур.

Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют  общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные:  планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§8

21-22

21-22 неделя

Конфликты в межличностных отношениях

Ур.

Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§9

23-24

23-24 неделя

Повторение по теме Человек среди людей

Практикум

Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч)

25-26

25-26 неделя

Человек славен добрыми дела

Ур.

Научатся отличать добрые поступки от злых;
определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Научатся приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых  и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность».

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

§10

27-28

27-28 неделя

Будь
смелым

Ур.

Научатся определять, всегда ли страх является

плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§11

29-30

29-30

неделя

Человек
и человечность

Ур.

Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём.

Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

§12

31-32

31-32 неделя

Повторение по теме Нравственные
основы жизни

Практикум

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Заключительные уроки / Итоговое повторение  (2 ч)

33-34

33-34 неделя

Итоговое повторение

Практикум

Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год.

Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество».

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Календарно – тематическое планирование 6 Б класса

№ п/п

Календарные сроки

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Контроль

Планируемые результаты обучения

Д/З

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

План

Факт

Личностные

Метапредметные

1

1 неделя

Вводный урок

Ур.

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности.

Познавательные: давать определения  понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Стр.3-5

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов)

2-3

2-3 неделя

Человек – личность

Ур.

Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

Познавательные: выявляют особенности

 и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых  

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§1

4-5

4-5 неделя

Человек познает мир

Ур.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

 Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§2

6-7

6-7 неделя

Человек
и его деятельность

Ур.

Первичное формирование  представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

§3

8-9

8-9 неделя

Потребности человека

Ур.

Научатся характеризовать, и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§4

10-11

10-11 неделя

На пути
к жизненному успеху

Ур.

Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

§5

12-13

12-13 неделя

Повторение по теме Человек – личность

Практикум

Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.  Совершенствуют умения характеризовать  понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Тема 2. Человек среди людей (11 часов)

14-15

14-15 неделя

Межличностные

отношения

Ур.

Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§6

16-17

16-17 неделя

Человек
в группе

Ур.

Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

§7

18-20

18-20 неделя

Общение. Зачем люди общаются

Ур.

Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют  общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные:  планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§8

21-22

21-22 неделя

Конфликты в межличностных отношениях

Ур.

Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§9

23-24

23-24 неделя

Повторение по теме Человек среди людей

Практикум

Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч)

25-26

25-26 неделя

Человек славен добрыми дела

Ур.

Научатся отличать добрые поступки от злых;
определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Научатся приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых  и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность».

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

§10

27-28

27-28 неделя

Будь
смелым

Ур.

Научатся определять, всегда ли страх является

плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§11

29-30

29-30

неделя

Человек
и человечность

Ур.

Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём.

Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

§12

31-32

31-32 неделя

Повторение по теме Нравственные
основы жизни

Практикум

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Заключительные уроки / Итоговое повторение  (2 ч)

33-34

33-34 неделя

Итоговое повторение

Практикум

Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год.

Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество».

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Календарно – тематическое планирование 6 В класса

№ п/п

Календарные сроки

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Контроль

Планируемые результаты обучения

Д/З

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

План

Факт

Личностные

Метапредметные

1

1 неделя

Вводный урок

Ур.

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности.

Познавательные: давать определения  понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Стр.3-5

Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов)

2-3

2-3 неделя

Человек – личность

Ур.

Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий.

Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства.

Познавательные: выявляют особенности

 и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых  

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§1

4-5

4-5 неделя

Человек познает мир

Ур.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

 Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§2

6-7

6-7 неделя

Человек
и его деятельность

Ур.

Первичное формирование  представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

§3

8-9

8-9 неделя

Потребности человека

Ур.

Научатся характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§4

10-11

10-11 неделя

На пути
к жизненному успеху

Ур.

Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

§5

12-13

12-13 неделя

Повторение по теме Человек – личность

Практикум

Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.  Совершенствуют умения характеризовать  понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Тема 2. Человек среди людей (11 часов)

14-15

14-15 неделя

Межличностные

отношения

Ур.

Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§6

16-17

16-17 неделя

Человек
в группе

Ур.

Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

§7

18-20

18-20 неделя

Общение. Зачем люди общаются

Ур.

Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют  общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;  выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные:  планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

§8

21-22

21-22 неделя

Конфликты в межличностных отношениях

Ур.

Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить.

§9

23-24

23-24 неделя

Повторение по теме Человек среди людей

Практикум

Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч)

25-26

25-26 неделя

Человек славен добрыми дела

Ур.

Научатся отличать добрые поступки от злых;
определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Научатся приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых  и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность».

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

§10

27-28

27-28 неделя

Будь
смелым

Ур.

Научатся определять, всегда ли страх является

плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

§11

29-30

29-30

неделя

Человек
и человечность

Ур.

Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём.

Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

§12

31-32

31-32 неделя

Повторение по теме Нравственные
основы жизни

Практикум

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Заключительные уроки / Итоговое повторение  (2 ч)

33-34

33-34 неделя

Итоговое повторение

Практикум

Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год.

Смогут оценивать себя в моделях  и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции,  при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество».

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.


Учебно – методический комплекс и материальное оснащение образовательного пространства по предмету.

Учебно – методический комплекс для учителя:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
  2. Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/Сост. А.В.Поздеев. – 3 – е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с.
  4. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
  5. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.

Учебно – методический комплекс обучающегося:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

  • ПК;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиапроектор.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rsnet.ru;
  2. Президент РФ-. [Электронный ресурс].- Режим доступа:: http://president.kremlin.ru;
  3.  Собрание законодательства Российской Федерации - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf;
  4. Соционет: информационное пространство по общественным наукам. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://socionet.ru;
  5. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru;
  6. Образовательные ресурсы Интернета — обществознание  - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm.

Лист экспертизы рабочей программы по учебному предмету

Обществознание 6 класс

Учителя истории и обществознания Лариной Ирины Сергеевны.

Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа педагога (во)

Процент соответствия рабочей программы педагога авторской

Примечание (причина отличия)

1

Авторская программа Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

100%

Краткая аннотация рабочей программы:

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

Изучение обществознания  в 6  классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета  интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.

Наименование

Соответствие требованиям

Соответствует

Не соответствует

1

Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах

+

2

Соблюдение требований ФКГОС, ФГОС.

+

3

Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

+

4

Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных

+

5

Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ

+

Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2017-2018 учебном году.

«___»_____________________20____г

_________________________________/А.О.Шикурина_/

        Подпись                                Ф.И.О эксперта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...