Рабочая программа по обществознанию 6 класс.
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа для обучающихся 6 класса в рамках ФГОС, рассчитанная на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass._2017_-2018_gg._larina_i.s.docx | 94.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 143
с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» Председатель МО ___________________ Наименование МО ___________________ Ф.И.О ___________________________ подпись | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________ (Ф.И.О.) _____________________________ подпись | «Принят» Педагогическим советом | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Протокол № от « » ______20___ г | « » _____20___ г | Протокол № от « » _____20___ г | Приказ № от « »_____20___ г |
Рабочая программа
за курс средней школы
по обществознанию
для обучающихся 6 класса.
Составитель:
учитель истории и обществознания
Ларина И.С.
Санкт-Петербург
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового уровня разработана на основе
следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге";
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт – Петербурга;
- Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт – Петербурга на 2017-2018 учебный год;
- Приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» для 5-9 классов;
- Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации с учетом внесенных изменений утвержденные приказами Министерства образования и науки №373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга;
- Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;
- Авторская программа Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета, общие цели и задачи изучения
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих задач:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностные результаты:
- Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и благополучии и процветании своей страны;
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1.использование элементов причинно – следственного анализа;
2.исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3.определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4.поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках разного типа;
5.перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7.оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8.определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование совей точки зрения.
Предметные результаты:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной стриктуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализ и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общение;
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства многообразия культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущими поколениями.
Содержание программы
Введение в обществознание. Как работать с учебником (1ч)
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч.) Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».
Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Глава 2. Человек среди людей (11ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Глава 3. Нравственные основы жизни (8ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое повторение (2ч)
Характеристика классов
6 А класс общеобразовательный, в классе 21 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 11 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают 9 человек. Один обучающийся показывает низкий уровень знаний по предмету.
6 Б класс общеобразовательный, в классе 23 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 16 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают 5 человек. Два ученика показывают низкий уровень знаний по предмету.
6 В класс общеобразовательный, в классе 22 обучающихся. Со всеми требованиями программы справляются 15 человек. Удовлетворительный уровень знаний показывают 5 человек. Два ученика показывают низкий уровень знаний по предмету.
В целом 6 Б и 6 В классы показывают высокий уровень познавательной и образовательной активности, в то время как 6 А проявляет меньшую заинтересованность в учебном процессе. Слабые причинно-следственные связи у обучающихся, нет навыка построения аргументации, строения мысли в письменном формате. Часты случаи невыполнения домашнего задания (у некоторых систематически). Теоретический материал по предмету отрабатывают плохо. Выученный материал быстро забывают. У многих невнятная, невыразительная речь, ответы и устно и в письменных работах дают односложные, косноязычные со слабыми выводами или доказательствами.
Во всех трех классах есть небольшая группа учеников, имеющая хороший познавательный потенциал и высокий уровень образовательной активности. На уроках эти обучающиеся проявляют интерес к учебной деятельности, они мотивированы на получение хорошего результата обучения, переживают за свои знания и оценки. У них хорошо развита память, они обладают способностью анализировать, обобщать, делать выводы.
Учебно-тематический план
Учебный план ГБОУ СОШ №143 в соответствии с ФГОС ООО предусматривает обязательное изучение обществознания на уровне основного общего образования в 6 классе – 34 часа, 1 час в неделю.
Распределение учебного материала в 6 классе.
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек в социальном измерении | 12 |
3 | Человек среди людей | 11 |
4 | Нравственные основы жизни | 8 |
5 | Итоговое повторение | 2 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование 6 А класса
№ п/п | Календарные сроки | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Контроль | Планируемые результаты обучения | Д/З | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||
План | Факт | Личностные | Метапредметные | |||||
1 | 1 неделя | Вводный урок | Ур. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности. | Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Стр.3-5 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) | ||||||||
2-3 | 2-3 неделя | Человек – личность | Ур. | Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий. | Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §1 | |
4-5 | 4-5 неделя | Человек познает мир | Ур. | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §2 | |
6-7 | 6-7 неделя | Человек | Ур. | Первичное формирование представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | §3 | |
8-9 | 8-9 неделя | Потребности человека | Ур. | Научатся характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §4 | |
10-11 | 10-11 неделя | На пути | Ур. | Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | §5 | |
12-13 | 12-13 неделя | Повторение по теме Человек – личность | Практикум | Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | ||
Тема 2. Человек среди людей (11 часов) | ||||||||
14-15 | 14-15 неделя | Межличностные отношения | Ур. | Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §6 | |
16-17 | 16-17 неделя | Человек | Ур. | Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | §7 | |
18-20 | 18-20 неделя | Общение. Зачем люди общаются | Ур. | Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §8 | |
21-22 | 21-22 неделя | Конфликты в межличностных отношениях | Ур. | Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §9 | |
23-24 | 23-24 неделя | Повторение по теме Человек среди людей | Практикум | Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. | ||
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч) | ||||||||
25-26 | 25-26 неделя | Человек славен добрыми дела | Ур. | Научатся отличать добрые поступки от злых; | Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность». | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | §10 | |
27-28 | 27-28 неделя | Будь | Ур. | Научатся определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §11 | |
29-30 | 29-30 неделя | Человек | Ур. | Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | §12 | |
31-32 | 31-32 неделя | Повторение по теме Нравственные | Практикум | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
Заключительные уроки / Итоговое повторение (2 ч) | ||||||||
33-34 | 33-34 неделя | Итоговое повторение | Практикум | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год. | Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество». | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. |
Календарно – тематическое планирование 6 Б класса
№ п/п | Календарные сроки | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Контроль | Планируемые результаты обучения | Д/З | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||
План | Факт | Личностные | Метапредметные | |||||
1 | 1 неделя | Вводный урок | Ур. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности. | Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Стр.3-5 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) | ||||||||
2-3 | 2-3 неделя | Человек – личность | Ур. | Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий. | Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §1 | |
4-5 | 4-5 неделя | Человек познает мир | Ур. | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §2 | |
6-7 | 6-7 неделя | Человек | Ур. | Первичное формирование представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | §3 | |
8-9 | 8-9 неделя | Потребности человека | Ур. | Научатся характеризовать, и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §4 | |
10-11 | 10-11 неделя | На пути | Ур. | Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | §5 | |
12-13 | 12-13 неделя | Повторение по теме Человек – личность | Практикум | Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | ||
Тема 2. Человек среди людей (11 часов) | ||||||||
14-15 | 14-15 неделя | Межличностные отношения | Ур. | Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §6 | |
16-17 | 16-17 неделя | Человек | Ур. | Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | §7 | |
18-20 | 18-20 неделя | Общение. Зачем люди общаются | Ур. | Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §8 | |
21-22 | 21-22 неделя | Конфликты в межличностных отношениях | Ур. | Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §9 | |
23-24 | 23-24 неделя | Повторение по теме Человек среди людей | Практикум | Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. | ||
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч) | ||||||||
25-26 | 25-26 неделя | Человек славен добрыми дела | Ур. | Научатся отличать добрые поступки от злых; | Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность». | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | §10 | |
27-28 | 27-28 неделя | Будь | Ур. | Научатся определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §11 | |
29-30 | 29-30 неделя | Человек | Ур. | Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | §12 | |
31-32 | 31-32 неделя | Повторение по теме Нравственные | Практикум | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
Заключительные уроки / Итоговое повторение (2 ч) | ||||||||
33-34 | 33-34 неделя | Итоговое повторение | Практикум | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год. | Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество». | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. |
Календарно – тематическое планирование 6 В класса
№ п/п | Календарные сроки | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Контроль | Планируемые результаты обучения | Д/З | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||
План | Факт | Личностные | Метапредметные | |||||
1 | 1 неделя | Вводный урок | Ур. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают успешность - не успешность учебной деятельности. | Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | Стр.3-5 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) | ||||||||
2-3 | 2-3 неделя | Человек – личность | Ур. | Обучающиеся смогут характеризовать человека как биосоциальное существо, характеризовать особенности познания человеком мира, себя, раскрывать влияние самооценки на поведение человека, деятельность человека, смогут приводить примеры, сравнивать, раскрывать смысл изучаемых понятий. | Смогут оценивать собственные личностные качества, определять уровень развития собственной памяти, сравнивать себя с другими, определять мотив собственной учебной деятельности, вырабатывать уважительное отношение к людям, осознавать свои эмоции и чувства. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §1 | |
4-5 | 4-5 неделя | Человек познает мир | Ур. | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Научатся оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §2 | |
6-7 | 6-7 неделя | Человек | Ур. | Первичное формирование представления о деятельности человека; научатся характеризовать деятельность человека, её отдельные виды; описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | §3 | |
8-9 | 8-9 неделя | Потребности человека | Ур. | Научатся характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Научатся раскрывать основные черты духовного мира человека; исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §4 | |
10-11 | 10-11 неделя | На пути | Ур. | Научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). | §5 | |
12-13 | 12-13 неделя | Повторение по теме Человек – личность | Практикум | Систематизируют знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Совершенствуют умения характеризовать понятия «личность», «индивидуальность», «деятельность»; приводят конкретные примеры разнообразия видов деятельности человека, его потребностей. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | ||
Тема 2. Человек среди людей (11 часов) | ||||||||
14-15 | 14-15 неделя | Межличностные отношения | Ур. | Научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; описывать межличностные отношения и их отдельные виды; показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Смогут описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Смогут приводить примеры межличностных отношений из собственной жизни, описывать своего идеального друга, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §6 | |
16-17 | 16-17 неделя | Человек | Ур. | Научатся определять, что такое культура общения человека; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Смогут описывать большие и малые, формальные и неформальные группы; приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Смогут приводить примеры отношений в группе из собственной жизни, оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, аргументировано оценивать свою деятельность. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | §7 | |
18-20 | 18-20 неделя | Общение. Зачем люди общаются | Ур. | Научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Научатся описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Характеризуют общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрируют с помощью примеров различные стили общения. Сравнивают и сопоставляют различные стили общения. Выявляют на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Смогут оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | §8 | |
21-22 | 21-22 неделя | Конфликты в межличностных отношениях | Ур. | Исследуют сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризуют варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объясняют, в чём заключается конструктивное решение конфликта. Иллюстрируют объяснение примерами. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Научатся выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Научатся сохранять достоинство в конфликте. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что необходимо изучить. | §9 | |
23-24 | 23-24 неделя | Повторение по теме Человек среди людей | Практикум | Научатся определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Научатся оценивать собственное умение общаться. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. | ||
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 ч) | ||||||||
25-26 | 25-26 неделя | Человек славен добрыми дела | Ур. | Научатся отличать добрые поступки от злых; | Смогут оценивать себя, свои поступки в моделируемых и реальных ситуациях, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человечность». | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | §10 | |
27-28 | 27-28 неделя | Будь | Ур. | Научатся определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; получат возможность анализировать собственные страхи. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | §11 | |
29-30 | 29-30 неделя | Человек | Ур. | Научатся раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»; давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | §12 | |
31-32 | 31-32 неделя | Повторение по теме Нравственные | Практикум | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Научатся анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | ||
Заключительные уроки / Итоговое повторение (2 ч) | ||||||||
33-34 | 33-34 неделя | Итоговое повторение | Практикум | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Систематизируют полученные знания за весь курс обществознания 6 класса. Смогут подвести итоги учебной работы за год. | Смогут оценивать себя в моделях и реальных ситуациях свои поступки, оценивать свою деятельность на уроке, давать оценку своим поступкам, адекватно выражать свои эмоции, при совместной работе с окружающими, выбирать, как поступить, осознавать целостность человека и многообразие взглядов на проблему «Человек и общество». | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. |
Учебно – методический комплекс и материальное оснащение образовательного пространства по предмету.
Учебно – методический комплекс для учителя:
- Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
- Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая. - М.: Просвещение, 2014.
- Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/Сост. А.В.Поздеев. – 3 – е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с.
- Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
- Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.
Учебно – методический комплекс обучающегося:
- Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
- ПК;
- глобальная сеть;
- мультимедиапроектор.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Официальная Россия. Сервер органов государственной власти РФ.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rsnet.ru;
- Президент РФ-. [Электронный ресурс].- Режим доступа:: http://president.kremlin.ru;
- Собрание законодательства Российской Федерации - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf;
- Соционет: информационное пространство по общественным наукам. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://socionet.ru;
- Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru;
- Образовательные ресурсы Интернета — обществознание - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm.
Лист экспертизы рабочей программы по учебному предмету
Обществознание 6 класс
Учителя истории и обществознания Лариной Ирины Сергеевны.
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа педагога (во) | Процент соответствия рабочей программы педагога авторской | Примечание (причина отличия) |
1 | Авторская программа Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014. | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями обучающихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Изучение обществознания в 6 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФКГОС, ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2017-2018 учебном году.
«___»_____________________20____г
_________________________________/А.О.Шикурина_/
Подпись Ф.И.О эксперта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...