Педагогические технологии на уроках бурятского языка
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Дугарова Людмила Николаевна

Современные педагогические технологии на уроках бурятского языка в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

               Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных образовательных технологий в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и методы обучения.  Основным направлением моей работы, как учителя бурятского  языка,   является, в первую очередь, формирование учебной мотивации, формирование патриотических чувств через изучение бурятского языка, культуры родного края. Для этого я ставлю перед собою следующие педагогические задачи:

- овладение всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, речь);

- развитие коммуникативной компетенции обучающихся при помощи различных приемов и методов;

- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.

Моя методическая тема - «Развитие познавательной активности учащихся на уроках бурятского языка».

Для решения данных задач и реализации моей методической темы я изучаю и применяю традиционные и инновационные приемы, формы и методы обучения и воспитания обучающихся.

Среди многообразия современных образовательных технологий для себя я выбрала те технологии, которые, на мой взгляд необходимы, чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования:

- системно-деятельностный подход в преподавании;

- проблемно-поисковое обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная деятельность;

- технология использования игровых методов;

- компетентностный подход;

- здоровьесберегающие технологии.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создание условий для формирования  универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Я не принудительно привлекаю детей к деятельности, они высказывают свои мнения, варианты, не боясь ошибок. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они для многих становятся инструментом  саморазвития. Эта технология привлекла меня тем, что ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Также я активно применяю приемы и методы проектной и исследовательской деятельности, так как данная технология стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению. 

        Изучение  бурятского языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения бурятского языка. Таким стимулом для меня и моих ребят становится проектная работа. 

Проектная деятельность всегда дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, проведенные интервью и исследований, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагаю на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не я как учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Не предлагаю ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню,на котором  находится учащийся. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект «Семья» может включать такие задания: сделать подписи под фотографиями членов своей семьи на бурятском языке, нарисовать семейное дерево, написать рассказ о жизни своих родителей, сравнить свое детство с детством своих родителей, рассказать, как в семье распределены обязанности по дому. Выбор тем и видов работ зависит от многих факторов, включая возраст, уровень знаний, интересы учеников, материалы, которые доступны обучаемым, временные рамки.

Проекты дети   выполняют   группой, а также индивидуально, но всегда убеждаюсь, что работа в группах носит  творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Сохраняю группы до окончания работы над проектом.  Состав группы меняю только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Заметила, что немаловажным является тот факт, что успех   группы зависит от  интересов  учащихся и взаимоотношений между ними. Отметила для себя, что главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса. Обычно проект провожу в несколько  этапов: обсуждаю с ребятами  содержание и характер проекта; при выполнении проекта учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают материал. Важно помнить, что ребята будут использовать 4 вида РД: говорение, аудирование, чтение, письмо. Главная задача-сбор информации. В процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который он использует. Это является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и соответственно, языковое содержание; учащиеся в классе  оформляют свою проектную работу, используя ножницы, клей, линейки, карандаши, фломастеры; презентация проекта. Способ презентации будет зависеть от вида конечного продукта: будь то  схема, буклет, презентация. Я доброжелательно воспринимаю все, что ученики сделали. Считаю, что это важное условие для дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе; каждая группа решает, как приготовить презентацию, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку. По окончании презентации ребята и я анализируем проект, комментируем, вносим свои предложения.  Хочу подчеркнуть, что проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

В течение последних лет своей педагогической деятельности я веду работу по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую работу. Мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях.

В своей педагогической деятельности я широко использую признанный в мире "коммуникативный метод", который занимает первое место среди наиболее активно используемых методов изучения языков. Коммуникативный метод направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить школьника общаться на бурятском языке - главная задача преподавателя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся школьнику в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Коммуникативный метод дает возможность разрушить психологический барьер между учителем и его учеником. А когда ученики перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно общаться с педагогом - им проще начать разговаривать на неродном языке.

Коммуникативный метод предполагает многочисленное использование игровых методик преподавания. Они вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой учеников, усиливают их мотивацию.

       Ещё игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны с здоровьесберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровье сберегающие технологии, а чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации – игровые и информационно-коммуникативные технологии.

        Хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными любой урок. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Например, игры на закрепление изученного материала с использованием мяча, игрушек, пальчиковых кукол.

Дидактические игры позволяют проводить повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у детей. Игра создает атмосферу здорового соревнования, в игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают языковой и иллюстративный материал. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Такие уроки позволяют ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, мышление, коммуникабельность. Например, детям очень нравится игра «ЛОТО». С ее помощью они легче и быстрее запоминают новые слова, правильное написание этих слов, обогащают свой лексический запас.

        Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе".  Нетрадиционные формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Когда человек смотрит на звёздное небо, он думает о самом разном: о своих мечтах, о своих желаниях, о своей судьбе, о мироздании, о Боге. Это можно сравнить с тем, как учитель смотрит на свой класс. Подобно созвездию, в нём (классе) соединились и переплелись совсем еще маленькие звёздочки. Крошечные, но всё-таки уже огоньки, которые хранят в себе тепло и чудо человеческой эмоции. Почувствовать и заставить пылать из маленькой искры жаркий костёр – вот задача учителя. Не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а направить и помочь занять в них достойное место. Каждый ребёнок – звезда, надо только её зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"

В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....

Игровая технология на уроках бурятского языка

Использование  элементов игровой технологии на уроках бурятского языка...

Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.

Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.  в статье даны примеры  игровой  деятельности на...

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка...

Современные образовательные технологии на уроках бурятского языка

Современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, ...

Педагогические, образовательные технологии на уроках бурятского языка

Педагогические, образовательные технологиина уроках бурятского языка...