" Развитие экологического самосознания у школьников на уроках химии".
статья на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

Данный материал содержит статью " Развитие экологического самосознания у школьников на уроках химии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_samosoznaniya.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

" Развитие экологического самосознания у школьников на уроках химии".

Выступление на ШМО учителей естественнонаучного цикла.  11.01.2018г.

Шевырева О.Д., учитель химии МБОУ Калачеевская СОШ № 1

                                           

    Экология – наука очень простая, и в то же время- очень сложная, т.к. она  старается понять взаимоотношения между существами и веществами. В современную эпоху научно-технической революции необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Всё это заставило сегодня человечество обратить особое внимание на вопросы охраны природы. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного отношения к природе. Нужно сделать так, чтобы природа не скудела, а становилась богаче и краше. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильного экологического мышления

 У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.

  • Экологическая культура каждого отдельного человека включает в себя: культуру познавательной деятельности,
  • культуру труда,
  • культуру духовного общения с природой.

 В этом отношении для учителя важны каналы, с помощью которых он может воздействовать на личность ученика, и педагогические средства, с помощью которых осуществляется экологическое образование и воспитание учащихся. В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: Она может ответить на вопрос , о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы. Она способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы. Она позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Моими экологическими целями на уроках химии являются:                                              формирование у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.

– создание системы непрерывного экологического образования;   формирование у учащихся общественной позиции;

– выявление связи между теоретической и научно-практической деятельностью;

– формирование основ здорового образа жизни;

– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология, химия – экономика, химия – социология).

Для осуществления поставленных целей мне нужно решить следующие задачи:

-Подвести учащихся к усвоению понятия необходимости усиленного внимания человека к природной среде, как фактору пространственной организации общества,

-Способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность,

-Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся,

-Воспитывать интерес к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.

Существуют правила взаимодействия человека и природы, которые сформулировал американский эколог Барри Коммонер:

• «Все связано со всем».

• «Все должно куда-то деваться».

• «Природа знает лучше».

• «Ничто не дается даром».

В процессе изучения экологических аспектов учитель формирует у школьников умения:

  • анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды,
  • Определять роль каждого гражданина в этом процессе,
  • Применять знания по химии для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения,
  • Использовать дополнительный материал для проведения исследований по изучению местных экологических проблем.

Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации,

Вовлечение учащихся в глубокую познавательную деятельность, воспитание у них интересов к экологическим проблемам и к предмету, формирование экологической компетентности осуществляются через:

Эксперимент,

Практические и лабораторные работы,

Занимательные опыты,

Изучение дополнительной литературы,

Экскурсии в историю развития предмета.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Б.Шоу.

Эти слова Б.Шоу взяты мною  за основу воспитания и обучения.

Только, вовлекая школьников в активную деятельность, можно добиться положительных результатов в учебно-воспитательном процессе, то есть выпустить ученика воспитанного и образованного, способного любым жизненным проблемам найти достойное и правильное решение

Творчеству школьников нет предела

Я стараюсь постоянно вовлекать школьников в самостоятельную, творческую работу:

Конкурсы рисунков, плакатов, листовок, эмблем, стенгазет на экологические темы.

Подготовка сообщений,

рефератов,

докладов,

исторических справок,

мини-сочинений - традиционны на каждом этапе изучения экологических вопросов на уроках и во внеурочной деятельности, что способствует расширению кругозора и глубокому научному изучению Реализовать задачи экологического образования и воспитания бережного отношения к природе и собственности можно, имея под руками весь материал, собранный и оформленный самими учащимися под руководством педагога, поэтому  Кабинет - средство формирования экологической культуры.

По ходу объяснения материала или во время опроса часто провожу «экологические минутки» и, чтобы усилить эмоциональное воздействие, чтобы сказанное запало в душу, я использую стихотворные строки: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко К нам с неба падает вода, Она чудесный растворитель. Но растворится в капле той, То, что зовем мы – загрязнитель. И дождь кислотный упадет на землю, Вред неся живому, Сброс предприятий каждый год Буквально губит водоемы. Так много ль на Земле воды?

Проблема состоит в том, как  преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся».

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.

Предлагаю задачи, которые можно решать в соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии.

Я  попыталась взглянуть на экологические вопросы и проблемы сквозь призму химических знаний, так как для глубокого понимания современной экологической ситуации (как на всей планете, так и в региональном, местном масштабе) человеку совершенно необходимо знание химических основ или причин этой ситуации.

Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки.

Я приведу  несколько примеров экологизации курса неорганической химии

Например,

Тема I. Первоначальные химические понятия

При изучении темы учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности».

В начале изучения темы дается задание: найдите в каких-либо печатных изданиях (газеты, журналы, книги) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Сформулируйте свое отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы – ответственное лицо, и предложите свой вариант решения проблемы. (Рефераты можно проверять без участия учеников, но эффективнее будет выделить время для анализа хотя бы некоторых из них.)

Тема II. Кислород. Оксиды. Горение

Главная воспитательная цель – подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды, научить их определять масштабы загрязнения и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека. Перед изучением темы дается перспективное задание: сделать плакаты с высказываниями об охране природы; таблицы, на которых указаны основные мероприятия по защите атмосферы от загрязнения; схемы сжигания топлива малоотходным способом, схему «Город – производство – природа»

2017 год был объявлен годом экологии. Весной прошлого учебного года в школе проводилось экологическое событие, приуроченное ко Дню земли.  Приведу пример открытого внеурочного занятия "Наша забота". На нем применялись современные пед. технологии,использовались групповые формы работы.

Такие мероприятия позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить химические знания в сферу экологических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно- нравственное воспитание школьников на уроках химии»

Рамышления о духовно-нравственном воспитании учащихся...

Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтический подход как средство развития экологического сознания младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость)»

Цель работы:Раскрытие потенциала арт-педагогики для развития экологического мышления младших школьников с ОВЗ.Задачи работы:Разработка арт-педагогической программы экологической направленности;А...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Главное не знания, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в миреНедостатки сегодняшнего образованияСущность национальной гр...