Учебно игровая деятельность школьников при обучении ОБЖ
методическая разработка на тему
Учебно-игровая деятельность школьников при обучении ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-igrovaya_deyatelnost.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: исследовать особенности и условия организации учебно-игровой деятельности при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности . Задачи: 1 . Изучить назначение игровой деятельности в учебном процессе. 2. Рассмотреть возможности применения учебных игр в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Игра как предмет научных исследований Изучение игр в мировой педагогике Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах К.Д.Ушинского , А.С . Макаренко и В.А . Сухомлинского. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин , А.М. Леонтьев, Н.П . Аникеев, О.С . Анисимов, В.В . Петрусинский , Л.С . Выготский, Г.А . Кулагин, В.Ф . Смирнов и др. Анализируя изучение педагогами такого явления, как игра, можно сделать вывод, что игра — разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций . Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Сегодня в России, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.
Классификация и функции учебных игр Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность школьника: I группа - предметные игры, манипуляции с игрушками и предметами. Дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые , где сюжет – форма интеллектуальной деятельности III группа - игры с готовыми правилами или дидактические. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет IV группа - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых V группа - интеллектуальные, игры-упражнения , игры-тренинги. Они показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые.
Функции учебных игр Обучающая - в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Другими словами, игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения, с пособствует осознанному восприятию знаний Воспитывающая - воспитывает сознательную дисциплину, трудолюбие, взаимопомощь, активность обучающихся, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях Ориентирующая - ориентирует учащихся на планирование собственного безопасного поведения и поведения партнера по игре, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Применение учебных игр при обучении ОБЖ Организация учебно-игровой деятельности Выбор игры. Он зависит от того, какова подготовка участников игры, какие задачи требуют своего разрешения, времени ее проведения и протяженности, наличия игровых аксессуаров, конкретной ситуации, сложившейся в классе . Предложение игры. Главная задача при проведении игры - создать условия, обеспечивающие интерес у ее участников. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение должно быть кратким и точным . Оборудование рабочих мест проведения игры. Место игры должно подходить по размеру по числу играющих, быть безопасным, удобным для игры, не иметь отвлекающих факторов. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровая команда - коллектив обучающихся, созданный для проведения игры. При ее формировании необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников, уровень их подготовки, совместимость. Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий.
Особенности применения учебных игр в ОБЖ Материал , предлагаемый для изучения ОБЖ , представляет большие возможности для организации разных форм коллективной учебно-игровой деятельности учащихся, формирования их познавательных интересов, закладывает фундамент для развития умения применять полученные знания при решении вопросов жизненно-практического и производственного характера.
В старших классах урок ОБЖ может быть ориентирован на развитие дальнейшей профессиональной деятельности. На уроках есть возможность познакомить обучающихся с различными профессиями, имеющими отношение к безопасности жизнедеятельности – пожарные, спасатели, сотрудники МЧС, медицинские работники, военнослужащие разных родов войск. А во внеурочной деятельности – экскурсии и встречи с представителями этих профессий поддерживают и развивают интерес к выбору будущей профессии.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Учебно-игровая деятельность в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» оказывает влияние на развитие коллективного образного мышления, познавательного интереса и творческих способностей личности, а также повышает практическую направленность полученных знаний по безопасности. Учебные игровые методы помогают предостеречь учащихся от совершения опасных поступков, побудить их к активным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, к безопасному поведению в личной и будущей профессиональной жизнедеятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и технология игровой деятельности школьников на уроках географии.
Вопросы методики применения игр на уроке требуют специального исследования. Сюда относятся, например, пассивность игрового материала. В обучении важно не только разбудить фантазию ребенка, включ...
"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"
Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....
Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"
Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....
Учебно-опытный участок станции юннатов – база для учебно-исследовательской деятельности школьников
В данном тезисе даны напрналения учебно-исследовательской деятельности при помощи учебно-опытного участка учреждения....
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»
Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.
Доклад с презентацией из опыта работы....
- Мне нравится (1)