Организация и технология игровой деятельности школьников на уроках географии.
учебно-методический материал по географии на тему

Волянская Светлана Анатольевна

 

Вопросы методики применения игр на уроке требуют специального исследования. Сюда относятся, например, пассивность игрового материала. В обучении важно не только разбудить фантазию ребенка, включив в игру его ассоциативный запас, но и не отпугнуть слишком сложной программой игры. Требуют изучения вопросы меры игры, соотношения игрового и чисто дидактического материала на уроке, системности и целенаправленности игр, их содержания, взаимоотношений педагога и ученика в игре, игровых позиций педагога и ученика и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_uroakh_gegrafii.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и технология игровой деятельности школьников на уроках географии.

        Особенности организации и проведения игр на уроках географии

Вопросы методики применения игр на уроке требуют специального исследования. Сюда относятся, например, пассивность игрового материала. В обучении важно не только разбудить фантазию ребенка, включив в игру его ассоциативный запас, но и не отпугнуть слишком сложной программой игры. Требуют изучения вопросы меры игры, соотношения игрового и чисто дидактического материала на уроке, системности и целенаправленности игр, их содержания, взаимоотношений педагога и ученика в игре, игровых позиций педагога и ученика и др.

Учебная  игра обладает рядом принципов,  которые должны  быть
учтены при подготовке учителем:        

  • активность игрока (проявление физических и интеллектуальных сил
    человека, начиная с подготовки игре, в самом ее процессе, а также в
    ходе обсуждения полученных результатов);
  • открытость и доступность игры (любая игра должна быть проста и понятна, а информация о ходе и результатах игры доступны всем желающим);
  • динамичность   (значение   и   влияние   фактора   времени   в   игровой
    деятельности);        
    занимательность    и    эмоциональность    (отражают    увлекательные,
    удивительные и интересные проявления игровой деятельности, которые
    оказывают сильное эмоциональное воздействие на игроков,  и зрителей и

    могут быть одной из основных причин самостоятельных побуждений к личному     участию в игре);

  • индивидуальность (отражает сугубо личное отношение человека к игре, в   которой  развиваются   те   или   иные   качества,   имеющие   вполне определенную ценность, как для игрока, так и для его личности);
  • коллективность  (отражает  совместный характер  взаимосвязанной  и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый игрок предоставляет собой индивидуальность); целеустремленность (личные цели игрока должны совпадать с общими целями команды);
  • состязательность и соревнование (основаны на результативности игровой деятельности и выражает собой основные виды побуждения человека к участию в игре. Без соревнования нет игры, и духом открытого состязания пропитана вся игра. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, так как соревнования и состязательность побуждают к активной самостоятельной деятельности, и мобилизует весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил человека.);
  • результативность (отражает осознание итогов игровых действий, как конкретных достижений личности в реальном переживании души. Этот принцип позволяет представить игру как продуктивную творческую деятельность игрока и команды);
  • достоверность и повторяемость игры (почти все игры имеют в своей основе реальные модели и 'роли, а полученные результаты имитации и моделирования достаточно точно и надежно повторяют прошлое и «приоткрывают определенность будущего»);
  • проблемность (выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Весь ход - игры включает в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных     ситуаций,      возникающих     в     мышлении      игрока, преследующего цель).        

      В методике преподавания выделяют основные требования к игре и условиям        ее проведения:

     Психологические требования. Также как и любая деятельность,

игровая деятельность на занятии должна быть мотивированна, а учащиеся

должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет

психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать

созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере

дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом

принадлежит, преподавателю, который должен учитывать интеллектуальные

способности учащихся - характер, темперамент, усидчивость,

организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья,

самочувствие каждого участника игры. А так же учитель должен помнить и о

возрастных особенностях учеников.        

     Рассмотрим, как возрастные особенности учитываются при обучении.

У учащихся 6-го класса возникает естественная потребность все понять,

объяснить. Это качество личности необходимо использовать.

Шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы

знаний не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих

представлений и понятий, понимание элементарных причинно-следственных

связей.

     При обучении начальному курсу географии необходимо опираться на уже      имеющийся      житейский       опыт.       Усвоению       представлений, благоприятствует неплохо развитая наблюдательность и умение подчинять

восприятие определенной учебной задаче.

Поэтому в 6-ых классах необходимо использовать игры на уроках. Но игры  должны  быть простые  и,   как  правило,     требующие   небольшого количества времени. Игры проводятся либо между группами - командами, либо учащимися всего класса. Игры проходят по определенному алгоритму и по характеру являются репродуктивными или на узнавание. По способу и форме проведения, учебные игры проходят в устной, письменной форме, могут быть и предметными.

    Старшие подростки отличаются от младших. В этот период детская познавательная мотивация приобретения знания уже заметно ослабла,  а взрослое осознание  необходимости  изучения непростого  материала  еще недостаточно сформирована. Это возраст взросления, становления личности, пробуждения негуманистических   творческих способностей, возраст, когда ребенок, как правило, еще не вполне понимает, где может реализоваться его латентная   одаренность,   когда   он еще   не  выбрал,   какие   школьные дисциплины ему нравятся, что в дальнейшем определит направление его трудовой деятельности. Поэтому увлекательное преподавания географии  не только   способствует   лучшему   его   усвоению, прилично   успевающими учениками ,   и ,   приобщению     к     учебному     процессу     школьников, «отсиживающих»   в   школе   положенное   время,   но   и   пробуждению генетически заложенных, но еще не проснувшихся творческих способностей .Поэтому в этом возрасте наиболее важно применение игр на уроках. Но    игры   в    7-8    классах    принимают характер    широкомасштабных мероприятий   требующих   для своего   проведения   значительных   затрат времени. Игры по-прежнему проходят в устной, письменной форме, бывают подвижными. У подростков возникает интерес к сюжетно-ролевым играм.

    Ведущее значение в  мышлении старшеклассниках занимает абстрактное мышление, но роль конкретного не уменьшается. Учащиеся стремятся к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между явлениями окружающего мира, проявляют критичность мышления, умения аргументировать суждения, более успешно осуществляют перенос знаний и умений из одной ситуации в другую.

В ходе усвоения учебного материала старшеклассники стремятся самостоятельно   раскрыть   отношения   общего   и   конкретно   выделять существенное, а затем формулировать определение научных понятий.  

     Мышление становится дидактическим: ребята не только осознают предмет и содержание мыслительной деятельности и рассматривают явления, события, процессы в непрерывном движении, изменениях, но и начинают понимать     закономерности      своего      мышления     и      пытаются      их совершенствовать.

    Нередко старшеклассники проявляют склонность к рассуждениям, философствованиям, что должно отражаться и в играх, проводимых в этих классах (9-11 классах). Теперь это: имитационно-моделирующие игры, игры по типу дискуссий, игры по типу круглых столов. По уровню сложности и интеллектуальной деятельности игры разнообразны: репродуктивные, творческие, репродуктивно-вариативные, репродуктивно-творческие, на узнавание. Различные по типу задач игры: оперативные, тактические, стратегические используются в равной степени.

     Требования  социально-психологического характера  подразумевают

создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение  и сотрудничество участников игры.

     Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях и обеспечивать возможность учащихся принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований  и является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

    Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, составляет некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы, класса и его членов. Всякая учебная игра решает учебную задачу посильную для ее участников. Преподаватель определяет цели и задачи игр, ее содержание и ход. Участники игры обеспечиваются методическими материалами: игровыми заданиями, инструкциями, учебными пособиями, реквизитом и т.п. Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий введения игры в учебный процесс.

     Учебные игры иногда требуют больших затрат времени по сравнению

с обычной учебной деятельностью. Во время проведения игр возможны

значительное оживление, высокая подвижность участников, что не всегда

нравится   преподавателям,   администрации.   Полноценное   развертывание

учебного процесса на основе дидактических игр предполагает значительный

личностно-профессиональный потенциал учителя, который в ходе обучения

выступает в разных ролях и обеспечивает тонкий баланс между вовлечением

учащихся   в    игровое    действие    и    специальной    фиксацией    учебно-

     познавательного   результата   игры.   В   случае   педагогического   «сбоя»,

недостаточного внимания учителя к ролевой или содержательной стороне

учебной игры, работа превратится в иллюстративное или же эмоционально-

оживляющее дополнение к традиционному репродуктивному обучению.

     Для практики проведения игр полезным может быть следующий

условный  перечень «ролей»,  в которых выступает учитель.  Их  можно

сформулировать, имея в виду отдаленную аналогию со спортивными играми.

Необходимым для участия в игре является понимание правил, представления

о последствиях игровых действий.        

      Однако многолетняя практика показывает, что учителю не  стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участниками игры лишь по ходу игры - и в этом игра похожа на жизнь. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запугать учащихся или привести к снижению их интереса. В принципе инструктирование можно свести к минимуму.

    Судья-рефери. Ход игры, безусловно, нуждается в контроле и какой-

то степени руководства со стороны учителя. Организационная сторона его

деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры. Это

сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором

учитель стремится добиться активного включения всех детей. Учебно-игровая деятельность обычно дает широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной работой в классе. В исследованиях

отмечается распространенное в практике ошибочное обыкновение учителей

отводить наиболее «трудные» роли лучшим ученикам, а более пассивные -менее «способным». Есть смысл представить плохо успевающим активные, значимые для хода игры роли, чтобы тем самым дать им возможность проявить себя. Действуя в качестве рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, то есть соблюдение игровых правил, но - в идеале - не вмешиваться в него.         

   Тренер. В некотором смысле выступает и в качестве тренера. Он даже может давать учащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Не противоречит ли это

идее  минимального  вмешательства?  Тонкость  в  том,  что  речь  идет  о подсказках, помогающим детям использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.). В число тренировочных действий учителя входит и прямое подбадривание нерешительного ученика.

    Председатель - ведущий. Если предыдущие роли учителя связаны с подготовкой и проведением имитационной игры, то данная роль относится к завершающему игру обсуждению.

    Преподаватель, который проводит игру, должен знать ее в деталях, быть умелым организатором, способным создать атмосферу заинтересованности всех участников. Необходимо рассказать об отдельных целях, фрагментах и эпизодом игры, ознакомить с последовательностью решаемых задач, оценкой результатов. В самом ходе игры ему следует делать сопутствующие пояснения, выдерживать регламент времени. В заключении он должен осуществлять разбор игры, анализ деятельности ее участников, указать на типичные ошибки, остановиться на правильных решениях.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы урока, определенного тона учителя, а также настроения учащихся. Однако, самое главное - органическая связь игры и задачи по характеру и форме. В конструировании дидактических игр учитель должен проявить максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс: игра должна сделать серьезный, напряженный труд занимательным и интересным для школьников.

      Планирование учебной игры учителем - важнейший этап подготовки .  Правильно не только выбрать, но и провести игру - задача нелегкая. Предварительно необходимо подготовить игровой материал. Внимательно прочитать и осмыслить рекомендации. Психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры:

как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия.

Кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. Во

время игры все ее участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те,

кто только следит за действиями партнеров, дожидаясь своей  очереди, должен быть активным. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

При планировании урока важна четкая постановка цели игры. Учителю необходимы определенные конкретные задачи и способы их решения. А.Н. Леонтьев считает, что наличие игровой задачи способствует развитию самооценки, в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов сравнительно с другими. Это возможно, так как в ходе игры школьники могут сами оценивать свои действия. Учитель должен тщательно продумать специфику и содержание предполагаемых ролей, линию своего поведения и в соответствии с этим степень своего вмешательства и самостоятельную речевую деятельность учеников. При распределении ролей важен учет мотивов и интересов школьников, особенностей темперамента, и их социально-психологический статус в группе. Игру необходимо планировать задолго до ее проведения. Она должна быть подготовлена всем ходом предваряющего ее учебного процесса в рамках изучаемой темы - введением материала, его первичным закреплением практикой в общении. Управление групповым общением требует от преподавателя особого профессионального искусства, так как ему необходимо вовлекать каждого ученика в общественную деятельность. Для успешного проведения учебной игры у учителя должна быть выработана четкая стратегия управления групповым общением,. Непосредственно в предверии игры учителю рекомендуется выбрать себе тематически обусловленную роль, социальный статус которой несколько выше, чем остальные и наметить линию своего ролевого поведения в игре. Особое внимание следует уделять организации групповых учебных игр, как наиболее сложных. Групповая учебная игра - это одна из форм коллективной, познавательной деятельности, то есть такого вида учебной работы, при которой:

  • цель деятельности осознается учащимися как единая требующая     объединения усилий всего коллектива;        
  • организация деятельности предполагает разделение функций  и  обязанностей между ее участниками;
  •  в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
  •  контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляются не только педагогом, но и самим учащимися.

    В проведении игры, имеется много общих черт с методикой групповой работы. Но имеются и принципиальные отличия, - исполняя роли, учащиеся погружаются в действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся принимать решения.

    Успех коллективной работы определяется, во-первых, уровнем познавательной самостоятельности (то есть степенью сформированности всех приемов самостоятельной деятельности) как отдельных учащихся, так и класса в целом и во-вторых, составом групп.

Проведение групповых учебных игр проходит в 3 этапа.    

   1этап:        

  • формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация.

     Участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести             проблему с поставленной целью.        

  • Составляются малые группы, и организуется их работа.

 Практика показывает, что оптимальная численность функционирующих на уроке групп не должна превышать 6-7 человек. При их комплектовании руководствуются двумя основными критериями: уровнем знаний и умений учащихся по предмету и взаимоотношениями учащихся. При этом возможны два варианта формирования групп: группы, в состав

которых входят учащиеся с различным уровнем знаний, или же группы, однородные по составу.

   В первом случае учителю предстоит решить проблему включения всех учащихся класса, в том числе так называемых слабых, в активную мыслительную деятельность. Работа группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцируемого подхода к составлению заданий для групп и управлению их деятельностью.

    Выбор руководителей групп осуществляется в зависимости от возраста школьников. Старшеклассникам можно предложить самостоятельно определить кандидатуры руководителей-лидеров, способных координировать учебно-познавательный процесс. После того как руководители групп определены, их фамилии записываются на классной доске, а каждый учащийся напротив фамилии желаемого руководителя пишет свою фамилию (при этом учитывается, что численность членов группы не должна превышать 5-7 человек).

   В 6-8 классах мнение учащихся в определении руководителей групп не всегда бывает объективным. Поэтому для выявления сложившихся в классе взаимоотношений можно воспользоваться анкетированием, которое проводится заранее. Иногда учителя сами назначают руководителей групп.

   II этап:        

  • Это самостоятельная работа учащихся в малых группах.  

    Приступая к решению проблемы или задачи, участники игры не

владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных

проблем. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко

понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют

способности личности.        

   Здесь активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения.

   При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказывать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы.

   III этап:        

  • Это межгрупповая дискуссия.        -

   Каждая   малая   группа   докладывает   свой    вариант   разрешения

рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в

качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с замечаниями или в

поддержку предлагаемого проекта.

   Польза от учебных игр будет не полной, если она останется непроанализированной. Обсуждение должно вестись не в критическом, а в

позитивном, доброжелательном плане. Присущая игре атмосфера диалога

сохраняется и по ее окончании. Прежде всего, предоставляется слово самим

участникам игры. Степень их активности при обсуждении результатов,

самостоятельно сделанные выводы и их глубина - главные критерии пользы,

эффективности проведенной игры. Роль преподавателя в оценке игровых

действий учащихся, сводится к тому, чтобы подвести, максимально

приблизить участников игры к самостоятельным выводам.        

   Игровой деятельности, как таковой, надо обучать. Для этого, прежде всего необходим какой-то начальный опыт успешной совместной работы. Тема игры, может целиком совпадать с темой изучаемого параграфа или отражать только один из ее аспектов. Работу над каждым параграфом очень полезно завершать игрой. Учебные игры, завершающие каждый тематический цикл, служат эффективным средство интенсификации обучения.

   Учитывая, что сосредоточить внимание на содержании игры можно, только достаточно владея необходимым для ее проведения минимумом языкового материала, учебную игру рекомендуется проводить на завершающем этапе работы по изучаемой теме или при проверке домашнего задания в начале урока.    

   На уроках географии часто используются ролевые игры, игры-состязания, настольные игры.

   Важная особенность настольной игры - занимательность. Поэтому

дети с удовольствием принимают в них участие.        

   Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее, кто правильнее ответит, кто больше знает). В результате школьники учатся быстро рассуждать.

   В настольных играх закрепляются умения применять на практике полученные ранее знания, умения пользоваться справочной литературой, географической картой.

   Настольные игры проводят индивидуально и в ходе групповой работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к ролевым играм.

   Сначала настольные игры разрабатываются учителем. Как уже отмечалось, нельзя сразу вводить сложные игры, постигать суть игры учащиеся должны на знакомом материале.

   Например, предлагая учащимся игру «лото» сначала необходимо

предложить карточки с наиболее часто употребляемыми условными знаками,

и только после того как учащиеся уяснят правила игры, можно вводить

карточки с другими условными знаками. Это одно из условий, при котором у

школьников возникает желание преодолеть незнакомое, найти и заполнить

то, что еще неизвестно.        

   Настольные игры проводят для закрепления повторения изученного,

для активизации познавательной деятельности, для снятия напряжения после

сложной учебной работы.

   Когда учащиеся уже знакомы с этим видом игр, они начинают сами

составлять настольные игры под руководством учителя. Учителю

необходимо поддерживать таких, учеников, так как они, как правило,

активизируют своей работой остальных учеников класса. Главным

становится не техника создания настольных игр, а умение использовать

учебник, карту, справочник, книги, правильно поставить вопрос, составить

задание. При составлении игр школьники проявляют творческую активность,

трудолюбие, изобретательность. Им приходится применять полученные

знания в новой ситуации. Воспитывает чувства ответственность, поскольку

игра должна быть составлена правильно. Иначе нельзя будет ее

использовать. Для старшеклассников целесообразно использовать решенный

чайнворд, к которому нужно составить вопросы.        

    На уроках обобщающего повторения учащиеся в результате

перегрузки зачастую испытывают нервозность и усталость. Это можно

избежать используя игры-состязания. Особенность этих игр заключается в

том, что здесь соединяются индивидуальная деятельность учащихся с

коллективными групповыми формами. В таких играх необходима

объективная оценка. Для этого создаются следующие условия:

  •  не должно быть привилегированного положения;
  •  величина оценки по каждому заданию должна быть объявлена заранее;
  • должна быть исключена возможность списывания, подсказывания.

Организация игр-состязаний состоит из двух этапов: подготовительный, когда учащиеся делятся на команды, объявляется тема, учителем определяется ход игры и подготавливаются вопросы для устного опроса и письменных заданий; и игровой этап, в конце которого подводятся итоги. Такие игры лучше проводить за 20-30 минут до конца урока.

    Ролевые игры проводятся в форме групповой работы, которую мы рассматривали ранее. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные «игроки» не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве ситуаций требуется объединение усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Эти игры могут проводиться на этапе изучения нового материала, при проверке заданий, по итогам изучения темы или раздела программы с целью обобщения и систематизации знаний и умений.

В.М.     Лиходед     (кандидат    географических     наук)     предлагает следующую схему технологии проведения ролевой игры.

Технология проведения ролевой игры.

I Подготовительный этап

Организационный

Предварительное изучение

Распределение ролей                                      

 Знакомство с темой, проблемой

Выбор жюри или экспертной группы

Ознакомление с инструкциями, заданием

Формирование игровых групп

Сбор материала

Ознакомление с правилами игры

Анализ материала

Ознакомление с обязанностями

Подготовка сообщения'

                                   

Изготовление наглядности

Консультации

II Игровой этап

«Включение» в проблему. Осознание проблемной ситуации.

Внутригрупповой

Межгрупповой

Индивидуальное понимание проблемы

Заслушивание сообщений группы

Дискуссии в группе, выявление позиций

Обсуждение групповых решений

Принятие решения

Оценка решения

   Подготовка сообщения

 III Заключительный этап

Выработка решения по проблеме

Сообщение экспертной группы

Выбор лучшего сообщения

IV Анализ результатов игры

Степень активности

Уровень знаний и умений

Рекомендации

по завершению игры

Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных

знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимания

обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит

через возможность свободно «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

Наиболее известны следующие виды разыгрывания ролей:        

1. Представление в лицах (инсценировка) идеи какой-либо истории,

описанной в литературе, в печати.

2. Выход за пределы реально происходящей истории,  например,

  разработка ситуации, связанной с тем, что стало бы с животным

миром Хабаровского края, если бы была истреблена  популяция амурских тигров

     3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека

(например, директора заповедника и т.д.) через принятие в игре его

установок   (привычных   способов   действий   и   мышления)   и

помещения себя в обстоятельства его деятельности.      

 4. Перенос    в     современную    ситуацию,     например,    заседание

компетентной комиссии, которая должна была бы в современных условиях решать вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегах озера Байкал.        ,

 5. Имитационная игра или разыгрывание действий по определенному сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса,    скажем,    об    использовании   территории    как   места массового туризма или созданием национального парка и т.д.

6. Общая тема в частном (персональном) преломлении, к примеру, общая задача ознакомления с природными процессами, переформулируется   в виде: как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы.        

7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких как «охотник в азарте нарушил правила охоты» и т.д., чтобы узнать, понять какова логика действий людей в этих условиях.

8. Тренировка в исполнении роли, например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера и т.д.

   Таким образом, эффективность проведения игр зависит от условий: четко продуманная цель игры, осуществление мотивации игровой деятельности, организация подготовки, проведения и подведение итогов игры, сочетание групповой, индивидуальной, фронтальной работы в процессе игры, осуществление постановки познавательных и проблемных вопросов, организация дискуссии, обеспечение игры необходимыми средствами обучения, вовлечение в игру всех учащихся класса, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

   После проведения учебных игр школьники больше обсуждают свою учебу с родителями, товарищами, учителями, начинают больше пользоваться библиотекой.

   Новые возможности проведения игр открывают компьютеры: в них можно заложить разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и прочее, раскрывающую динамику процессов во времени и пространстве (это облегчает работу учителя по подготовке к игре).

Значение игр по организации активной учебно-познавательной деятельности очень велико. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их вместе с другими формами и методами работы, учитель достигает цели, - его ученики будут любить, и знать его предмет.

Урок с дидактической игрой.

Речь идет об уроке, в конструкцию которого в качестве самостоятельного структурного элемента включена дидактическая игра.

Любая дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Такая игра обладает устойчивой структурой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты:

1) игровой замысел;

          2) правила;

          3) игровые действия;

4) познавательное содержание (или дидактические задачи);

5) оборудование;

 6) результат игры.

Игровой замысел обычно отражен в названии игры, заложен в дидактической задаче, которую надо решать на уроке. Он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам определенные требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся, способствуют поддержанию рабочей обстановки на уроке. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся.

Регулируемые правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, проявлению их способностей, применению знаний и умений для достижения поставленной цели.

Основа дидактической игры - ее познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры включает в себя технические и наглядные средства обучения, а также дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, придающий ей законченность. Он выступает в форме решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся.

Целесообразность использования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоении новых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения. Поэтому дидактические игры чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. При систематическом использовании они служат эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.

Урок - деловая игра.

В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищется оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике.

В рамках уроков применяют учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

 1) моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

 2) поэтапное развитие игры;

 3) наличие конфликтных ситуаций;

 4) совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

 5) использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

 6) контроль игрового времени;

 7) элементы состязательности;

 8) правила, система оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловой игры включает:

  • — обоснование требований к проведению игры и составление плана ее разработки;
  • — написание сценария (включая правила и рекомендации по организации игры);
  • — подбор необходимой информации, средств обучения для создания игровой обстановки;
  • — уточнение целей проведения игры, составление инструкций для всех участников, подбор и оформление дидактических материалов;
  • — разработку системы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможная структура деловой игры на уроке может быть такой:

  • — знакомство с реальной ситуацией;
  • — построение ее имитационной модели;
  • — постановка основной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
  • — создание игровой проблемной ситуации;
  • — вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
  • — разрешение проблемы;
  • — обсуждение и проверка полученных результатов;
  • — коррекция;
  • — реализация принятого решения; - анализ итогов работы (рефлексия);
  • — оценка результатов работы.

                                           Урок - ролевая игра.

В основе ролевой игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки — ролевые игры можно разделить на:

 1) имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия);

2) ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы);

 3) условные (посвящены разрешению учебных или производственных конфликтов и т.п.).

Формы проведения ролевой игры могут быть самыми разными: путешествие, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и др.

Методика разработки и проведения урока включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и этап анализа результатов игры.

 На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределяются роли, выбирается жюри или экспертная группа, формируются команды игроков, проводится инструктаж участников. А также решаются вопросы, связанные с предварительным изучением содержания игры: знакомство с темой, проблемой и заданиями, сбор и анализ материала, подготовка сообщений, подбор реквизита, консультации.

Игровой этап характеризуется «включением» участников в проблему и осознанием проблемной ситуации. Оно имеет внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятие решения, подготовка сообщений, а также межгрупповой: заслушивание сообщений, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень их знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Отмечу, что проведение ролевой игры на уроке связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере: в игре условность должна сочетаться с серьезностью. Кроме того, она предусматривает и элемент импровизации. Если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, игра не достигает цели и превращается в скучную инсценировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время.

Методические и практические рекомендации при проведении уроков географии исследовательского характера. Из опыта работы....

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.Школьная география обладает в этом отноше...

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.Их выбор обусловлен спецификой содержания учебного материала, его объе...

статья «Использование ИКТ при организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках информатики в рамках ФГОС»

В условиях реализации  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деяте...

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Эссе на тему "Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии"...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...