«Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»
статья на тему
Педагогический совет 27.12.17
«Роль классного руководителя в повышении качества образования»
Доклад классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.
«Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_raspopina.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет 27.12.17
«Роль классного руководителя в повышении качества образования»
Доклад классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.
«Организация работы классного руководителя
с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»
Вопрос о лидерстве, как проявлении личностного взросления и важного аспекта общения среди подростков, достаточно актуален в подростковом возрасте. Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами.
Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения.
Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных путей влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника на эту роль, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.
Если воздействие педагога и влияние лидера однонаправлены, то результат будет благоприятным. А если лидер негативно относится к учёбе, открыто показывая, что его интересуют развлечения, отдых.
Как в каждом коллективе, так и в каждом классе есть лидеры формальные и неформальные. Формальные свой статус приобретают официально, их назначает либо старший (учитель), либо коллектив на голосовании. Типичный пример – староста. Нравственный облик и, скажем так, общественный рейтинг старосты должен быть довольно высоким, что отражается на доверии коллектива и его позитивном отношении.
Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, иметь представления о том, кто же является лидером класса.
Многие учителя в процессе назначения актива класса допускают грубые ошибки. Во-первых, старосту класса выбирают из числа наиболее успевающих учащихся без учёта их организаторских и лидерских качеств, что, в конечном итоге, тормозит процесс формирования полноценного коллектива. Во-вторых, староста назначается на долгий срок, часто это приводит к формированию у него отрицательных качеств: высокомерие, зазнайство, эгоизм. А.С. Макаренко рекомендовал переизбирать руководителя коллектива раз в 3 – 6 месяцев. Таким образом, если в классе есть несколько ребят, обладающих организаторскими задатками, все они смогут реализовать свой лидерский потенциал и развить чувство ответственности.
Бывает, что роль лидера берёт на себя учитель, а учащиеся выступают в роли его помощников, при этом актив класса теряет свою воспитательную ценность: учитель подавляет развитие самостоятельности, а функции актива сводятся к поддержанию дисциплины. Такой подход может быть оправдан на младшей ступени обучения, но в подростковом возрасте, когда учитель теряет свой авторитет, а мнение сверстников выступает на первый план, он неэффективен, и со временем приводит к нарушениям дисциплины и борьбе за лидерство как с учителем, как и внутри класса.
Посмотрим на список лидерских качеств: энергичность, напористость, уверенность в себе, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения, добиваться собственных целей, способность повести за собой.
Лидер первым начинает какое-то дело, а остальные только смотрят на него да берут пример. Ну не мечта ли? А если у этого ребячьего лидера и цели, и средства их достижения социально неодобряемые, но он легко вовлекает в свои авантюры одноклассников, как тут быть?
У отрицательного лидера есть сила, есть влияние на товарищей. И ведет он себя намеренно вызывающе, во все вмешивается. С педагогами у него устанавливаются враждебные отношения. Он упивается своей властью, умело манипулируя слабыми и податливыми сверстниками.
Позиция такого лидера – особая. Именно он определяет нормы и ценности детского коллектива. От него зависит психологический климат и в классе, и в неофициальных группировках. За ними тянется коллектив, хоть их убеждения и дела могут быть сомнительными. Почему же так происходит? Ребятам, особенно это касается самой психически неустойчивой категории школьников – подростков, хочется им подражать. Учитель обычно без проблем выявляет таких лидеров, но далеко не всегда конструктивно организует свою деятельность с ними. Многие педагоги ошибочно пытаются переключить ребят на других кандидатов в лидеры, более подходящих, по мнению учителя. Скорее, это вызовет негатив и отрицание со стороны класса, нежели всеобщее согласие. Гораздо разумнее будет взять неформального лидера себе в союзники и использовать его обаяние в общих «мирных» целях.
Неформального лидера нужно заинтересовать. Поэтому классный руководитель должен так построить свою беседу с лидером, чтобы тот почувствовал принятие себя и не увидел никакого навязчивого тона со стороны учителя.
Любому неформальному лидеру хочется чувствовать себя главным. Но в отличники выбиваются совсем другие ребята, на школьных конкурсах опять же не он блещет, а ведь даже демонстративное сопротивление участию в общественных делах вовсе не означает того, что он и в самом деле не хочет этим заниматься. Школьная жизнь насыщена разными конкурсами, мероприятиями, акциями и проектами. Назначьте его ответственным за подготовку общеклассного дела.
Не бойтесь смелых решений. Неформальные лидеры определённо обладают какими-то талантами, их нужно только разглядеть.
Если вы видите, что ребёнок всё ещё демонстративно дерзок, можно изменить тактику. Опять же, попросите его о помощи, но уже на другом уровне. К примеру, поручите ему сделать мультимедийную презентацию к родительскому собранию.
Результат – не дело одного дня. Разумеется, сразу всё не получится. Возможно, с ребёнком не раз придётся побеседовать и не раз привлечь его к общественной деятельности. Например, вести журнал соблюдения школьной формы, чтобы привлечь его внимание к этой проблеме.
При этом работа педагога должна ориентироваться на внутреннюю мотивацию: желание что-то сделать лишь потому, что это само по себе доставляет наслаждение! Что может доставлять наслаждение?
Интерес Компетентность Любопытство Независимость
Что наносит ущерб внутренней мотивации?
Скудность поощрений Угрозы и сроки Оценка и контроль
Основное правило: Если кто-то заставил тебя – это не внутренняя мотивация – это ВНЕШНЯЯ мотивация.
Задачей педагога является обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность, позволяющую в данный момент наиболее полно раскрыться его лидерским возможностям, знаниям, умениям и, одновременно, реализовать "зону ближайшего развития" его лидерского потенциала. Педагог выстраивает ситуации, стимулирующие лидерство и лидеров, и обеспечивает "...включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности".
Используются активные формы обучения:
деловые и инновационные игры, решение педагогических и организаторских задач, дискуссии, круглые столы, семинары и конференции, кратко- и долгосрочная проектная деятельность. Ознакомление с алгоритмами принятия решений в этих формах обучения лишает их жесткости, оставляет пространство для импровизации.
Особенно важны для эффективной работы группы
- Положительный эмоциональный настрой
- Ситуация успеха
Распределение ролей при работе в группе. Важно распределить роли между учениками во время работы в группах. Это помогает обеспечить участие каждого ученика. Роли можно распределять между учениками согласно их способностям и затем их можно перераспределять для развития различных коммуникативных навыков.
Наиболее эффективной, по моему мнению, является методика под условным названием КТД — коллективное творческое дело. Ее преимущество состоит в том, что ребята активно участвуют в выборе дел, определении целей, разработке проекта их реализации, выборе своего места в этой работе. Одна из задач состоит в том, чтобы большинство ребят побывали в различных ролях: лидера, исполнителя, консультанта, оформителя и т.п. По окончании КТД каждый высказывает свое отношение к прошедшему событию, степень удовлетворенности своей деятельностью и деятельностью одноклассников.
Взрослый на первом этапе является эмоциональным лидером, организатором процесса. Он заряжает ребят своей верой в успех предстоящего дела, опирается на наиболее заинтересованных. Задача педагога в том, чтобы постепенно передать инициативу в вопросах организации жизни коллектива в руки самих детей при сохранении за собой права быть консультантом по основополагающим позициям.
Педагог способствует созданию благоприятных условий для участия каждого ученика в общих делах. Стимулирует, помогает найти посильное и интересное дело для каждого.
В коллективе вырабатываются законы и нормы взаимодействия. На каждом этапе жизнедеятельности они могут обогащаться и обновляться.
Педагог стремится к расширению круга лиц, которые могут участвовать в совместной деятельности, а также к нахождению новых сфер деятельности. Коллектив должен быть предельно открыт для новых людей.
На протяжении существования коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в роли лидера и рядового, ответственного и исполнителя.
Большое количество мероприятий не означает их качества и достижения воспитательного эффекта.
Смысл той или иной деятельности должен быть понятен детям. Каждый имеет право не участвовать в коллективной деятельности без объяснения причин. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такую деятельность, которая будет интересна и важна всем или большей части детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение классных часов и их функции (в помощь начинающему классному руководителю)
Памятка (советы) классному руководителю при проведении классных часов....
Газета по итогам классного часа "О дружбе" в 8 "Б" классе. Классный руководитель Жукова М.М.
Классный час "О дружбе", действительно, оказался очень полезным для ребят, они больше о друг друге узнали, стали доброжелательнее....
Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...
"Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе"
Педагогический совет 27.12.17 «Роль классного руководителя в повышении качества образования»Презентация к докладу классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.&laqu...
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...