Практическая направленность на уроках географии
статья по географии на тему
Методика проведения практических работ на уроках географии
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Совершенствование педагогического мастерства в преподавании географии»
Дятлова Любовь Иннокентьевна
Учитель географии
МКОУ СОШ с. Голуметь Черемховского района
Иркутской области
Проблема активности обучающихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество обученности школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их применения уже не может соответствовать требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У обучающихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. При традиционном обучении обучающиеся задействуют лишь 10-15% своего мозгового потенциала. Например, в школьной географии разработаны и применяются опорные планы изучения материков, рек, океанов и др. объектов. Недостатки этих методов очевидны – они затрудняют перенос усвоенного материала на решение задач. Например, опорный план изучения рек невозможно применить для изучения океанов.
Особенностью географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям наук, что придаёт материалу особую привлекательность, делает организацию учебного процесса сложной и многообразной.
Использование инновационных форм и методов превращает урок в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой выступают в качестве новации. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Особое внимание акцентируется на « Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Главная задача – приблизить обучение к действительности. Усиление практической направленности должно повышать не только качество образования, но и сформировать способности организовать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности. В практической деятельности это можно осуществить двумя путями:
- четко формировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
- внедрения особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.
Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений:
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- находить и анализировать информацию разных геоисточников;
- приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; влияние стихийных природных явлений на здоровье человека и безопасность жизнедеятельности);
- составлять географическую характеристику территорий на основе разных источников информации;
- определять на местности и плане, карте расстояния, высоты точек, географических координат и местоположение объектов;
- выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ способствует:
- развитию общеучебных умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.)
- обеспечению формирования умений (применять теоретические знания на практике);
Система практических работ располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами географической науки (картографический, описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, геоэкологический мониторинг, методы полевых исследований).
Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности необходимо придерживаться следующего:
- продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм учебной деятельности, планировать результаты обучения;
- поддерживать постоянный контакт с учителями –предметниками, который позволяет учитывать не только подготовку обучающихся, но и создавать преемственность образования, реализовать межпредметные связи;
- ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы;
- предварительно конкретизировать содержание работы, определять объем заданий;
- осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы должен не только учитель, но и сами обучающиеся самостоятельно;
- использовать методические указания, рекомендации, карточки с целью создания ориентировочной основы действий;
- усвоение системы знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные- итоговые- творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. После выполнения итоговой практической работы всеми обучающимися может быть проведена самостоятельная работа творческого характера;
- использовать игровые элементы, творческие задания оригинальные способы фиксации результатов работы с целью активизации самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся;
- создавать благоприятный эмоциональный фон, «ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества;
- включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности;
- использовать современные технологии и подходы обучения. При дифференцированном обучении обучающихся делят на несколько групп, для которых создаются разноуровневые задания:
Уровень «А» - изложение в готовом виде;
Уровень «Б» - репродуктивный;
Уровень «В» - проблемно творческий.
- проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
- результаты итоговых работ должны быть выставлены в журнал. Рекомендуется организовывать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы обучающиеся имели возможность видеть творческие работы.(2)
Усиление практической направленности не означает увеличение количество практических работ, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи информации к методике, направленной на формирование умений, навыков.
Все практические работы выполняются на всех этапах урока: проверки и контроля знаний, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий. Например: «Описание ГП реки» 6 класс.
Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются под контролем учителя или в форме домашнего задания сильными обучающимися. Например: «Определение ГП объекта по географическим координатам»
Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются самостоятельно. Например: «Составить комплексную характеристику одного из государств Южной Америки».
Выполнение практических работ вызывает положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляют так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.
Уроки - практикумы можно проводить в форме «КВН», защиты проектов « Путешествие по странам», ярмарок экскурсионных путёвок, «круглого стола», компьютерных презентаций. Всё это повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Особенно успешно проходят такие уроки в конце учебного года. Не надо забывать, что дети устали и получить отдачу на уроках можно лишь не напрягая их, применяя игровые формы работы.
Жизнь ставит перед учениками задачи самостоятельного овладения большим потоком информации, не приспосабливаться, а созидать. Развитие самостоятельности, способности приобретать знания характеризуется показателями интеллекта, а преобразование знаний – креативностью.(4)
Педагогические приёмы, стимулирующие обучающихся к творчеству:
- сравни и сопоставь;
- выдели;
- распредели; докажи;
- проанализируй;
- догадайся;
- дополни.
Фразы, воодушевляющие к познанию:
- умница;
- это интересно;
- ты обязательно сможешь, потому что ты способен;
- я за тебя спокойна;
- ты боялся, что не осилишь, а получилось всё отлично.
Все эти приёмы и формы помогают и вызывают интерес к предложенной работе на уроках.
Если ребенок впервые провёл операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой деятельности ученика.(3)
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь»
«Древнекитайская мудрость.»
Список литературы:
- Белова Е.А.«Усиление практической направленности в соответствии с современными требованиями к результатам обучения» // Журнал «География в школе». – 2005. №5.
- Вилейко В.Т. «Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке».// Журнал «География в школе». - 2009. № 4.
- Воскресенская О.В. «Значение практических работ в реализации компетентного подхода». // Журнал « География в школе».- 2007. №7.
4. Москаленко Н.П. «Развитие креативной деятельности при традиционной системах образования». // Журнал «География в школе». - 2002. №2.
5. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии 6-10 классы»./ «География в школе». Библиотека журнала. Выпуск 4. - 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....
Практическая направленность на уроках геогафии
Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общес...
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Практическая направленность на уроках географии
В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормат...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...