Практическая направленность на уроках географии
опыты и эксперименты на тему
В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормативных документов возросла роль умений, поскольку результаты географического образования выступают не только как знания (когнитивный компонент), но и знания в действии (операционный компонент). Операционная составляющая обучения приобретает характер востребованности, что способствует включению освоенных умений в личностный опыт ученика, развитию ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта: «Практическая направленность на уроках географии»
Географическое образование призвано внести существенный вклад в формирование географической культуры каждого школьника, становление его гражданской и общечеловеческой идентичности. Современному школьнику, чтобы быть географически компетентным, необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач.
В этом плане школьное географическое образование обладает уникальными возможностями для развития современной личности: знакомит школьников с методами географической науки; вооружает их соответствующими познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать окружающий ландшафт и т. п.); формирует систему прочных и действенных знаний учащихся; развивает умения самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве, вести наблюдения в географической среде, прогнозировать ее изменения; способствует формированию компетенций, осуществляя тесную связь теории с практикой; вносит вклад в профессиональное самоопределение школьников, помогает сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив, нести за него ответственность; развивает личностную установку школьников на организацию процесса познания, творчески самостоятельную и ответственную деятельность; формирует географический образ своей страны и «малой родины», способствует осознанию себя как гражданина России.
Принцип практической направленности — важнейшая дидактическая категория, отличающая школьную географию среди других учебных дисциплин. Реализация принципа практической направленности школьной географии предполагает организацию учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний и учебных действий. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.
Актуальность заключается в формировании у ребенка потребности учиться, что обеспечивается развитием личностной ценности познавательной деятельности: специальные предметные действия. При учете возрастных особенностей формируется положительная мотивация к изучению географии, более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируются также умения творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач. Собственно, ради достижения этих целей и применяются практические работы.
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно.
В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормативных документов возросла роль умений, поскольку результаты географического образования выступают не только как знания (когнитивный компонент), но и знания в действии (операционный компонент). Операционная составляющая обучения приобретает характер востребованности, что способствует включению освоенных умений в личностный опыт ученика, развитию ключевых компетенций. Поэтому данную тему считаю актуальной.
Идея опыта.
Идея данного опыта состоит в формировании у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личности, познание окружающей среды и адаптацию к ней на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта, ценностных ориентаций.
Технология опыта.
Сущность реализации компетентностного подхода в обучении учащихся через практическую направленность на уроках географии заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий в курсе географии, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:
ценностно-нормативной (помогаю осознавать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);
информационно-познавательной (формирую умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);
коммуникативной (развиваю умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);
Способы реализации практической направленности.
Современный учитель географии должен формировать у школьников умение применять географические знания повседневной жизни. Я применяю следующие виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии.
- Работа с учебником, географической и научно-популярной литературой.
Работу с учебником географии провожу на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений, так как целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности.
Использую на уроках географии дополнительную литература для того , чтоб учащиеся осуществляли самостоятельный поиск. Степень самостоятельного поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учит, но и воспитывает.
- Работа с картой и картосхемами.
У учащихся формируются умения:
- читать общегеографические и тематические карты;
- использовать методы наложения и составления карт;
- ориентироваться на местности без карты по карте;
- составлять графики, профили, схемы, картосхемы;
- выполнять различные картоизмерительные работы;
- составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.
- Работа на местности.
Данная практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, звездам, солнцу, азимуту.
Практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся. Именно поэтому в учебном процессе стараюсь применять способы практического обучения учащихся. По анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов), что и составляет специфику методической системы учителя географии.
Результатами педагогической деятельности является положительная динами в работе, если ребенок сможет применить все вои знания на практике, вот это и будет считаться результатом работы.
Практическая направленность влияет не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:
Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.
Я учу детей применять приобретенные на уроке знания в повседневной жизни. Круг практических и самостоятельных работ разнообразен: ориентирование на местности, наблюдения за погодой, работа с различными видами карт, со статистическими данными и т.д. В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся усваивают сущность географических явлений и понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.
Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....
Практическая направленность на уроках географии
Методика проведения практических работ на уроках географии...
Практическая направленность на уроках геогафии
Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общес...
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»
Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...