Проектная деятельность для учащихся, обучающихся дистанционно
статья на тему
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность для учащихся, обучающихся дистанционно
Е.Г. Шмакова, кандидат педагогических наук
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 37
Одним из приоритетных направлений финансовой политики России является вложение значительных средств в отрасль «Образование». Это связано с тем, что с развитием образования повышается культурный уровень общества, коренной переворот в духовном развитии страны.
Россия, как одна из стран, в которой формируется постиндустриальное общество, называемое обществом «современной современности» (11), наиболее активно решает задачи, связанные с проблемами глобализации, смещением приоритетов научно-технической политики в сторону повышения качества жизни людей, развития информационных технологий, решения проблем экологии, медицины. В условиях радикального изменения общества именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития, что существенно влияет на образовательную политику государства, основные образовательные цели (18). Приоритетной целью Российского образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (16). Иначе говоря, формирование умения учиться (3). Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, что связано
с развитие его познавательных мотивов, мышления, сознания, личности в целом и введением метода проектов в образовательную практику.
Метод проектов и его различные теоретические и практические аспекты исследованы в большом количестве работ. Рассмотрены особенности метода проектов применительно к разным предметным областям (10, 12, 13, 15), с позиции формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности (5), но использование метода проектов в системе экстерната на ступени старшей школы, как особой формы получения образования, не исследовано.
Экстернат - форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, закреплённая в статье 10 «Закона об образовании» (6).
Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно, со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций. Преимущество экстерната состоит в том, что он даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение. Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует учитель. Для этого обучающийся сдаёт зачёты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца (7). Как правило, такую форму обучения выбирают высокомотивированные учащиеся, которые определились с выбором будущей профессии.
Интерес социума к экстернату вызван целым рядом причин, к которым можно отнести раннюю профессионализацию общества (стране требуются молодые образованные кадры), стремление учащихся сократить сроки обучения и тем самым освободить время для подготовки к поступлению в вуз, получение наряду со средним специальным образованием общего среднего образования и др. Экстернат позволяет учащемуся чувствовать себя более свободным, самому дозировать нагрузки, выбирать подходящий темп учения (8).
Экстернат не является массовой формой получения образования, но для дальнейшей социализации, профориентации и успешного обучения в системе высшей школы, у учащихся, получающих образование экстерном, существует такая же необходимость в формировании универсальных учебных действий, как и у учеников старшей школы, выбравших классно-урочную систему. Это следует из статьи 10 «Закона об образовании» (6), где подчёркивается, что «для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования» (6, с.10). Таким образом, возникает необходимость в таких средствах и инструментах, которые позволят формировать универсальные учебные действия в рамках данной формы получения образования.
Одним из средств формирования универсальные учебных действий у экстернов является проектная деятельность. Проектная деятельность не нарушает преимущества данной формы получения образования, такие как персонифицированный подход, самообучение. Работа над проектом может быть организована в дистанционном режиме, что способствует развитию поискового мышления, способности к самостоятельному решению поставленной учебной задачи. При этом процедура защиты проектной работы, позволяет учащемуся чувствовать себя оцененным, формирует самооценку, способствует «открытию себя» и своих возможностей. Необходимо также отметить, что учащиеся, обучающиеся экстерном, могут иметь дефицит живого общения. Организация образовательного процесса в системе экстерната предполагает посещение установочного занятия, консультации перед экзаменом и экзамена, представляющего собой либо письменную работу, либо традиционный экзамен по билетам. На этапе защиты проектной работы учащемуся необходимо общаться с жюри, отвечать на вопросы по подготовленному докладу, комментировать основные положения проекта, представленные на постере. Таким образом, заключительный этап работы над проектом помогает формированию коммуникативных компетенций, служащих основой для успешной профориентации и социализации учащегося.
Основной особенностью работы над проектом для учащегося, обучающегося экстерном, является дистанционное общение с руководителем проекта практически на всех этапах выполнения работы. С позиции теории деятельности, представленной А.Н. Леонтьевым (9), проектная работа представляет собой развернутую деятельность, осуществляемую как сложную структуру действий. В данной структуре действия связаны между собой. Выполнение каждого действия связано с достижением своей цели, следовательно, выполнение проектной работы приводит к достижению множества целей (14). Учащемуся сложно самостоятельно спланировать свою деятельность, поэтому руководителю проекта необходимо вместе с учащимся разработать план, вносить коррективы, что при данной форме образования осуществляется в дистанционном режиме.
В.П. Дёмкин и Г.В. Можаева, описывая организацию учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения, отмечают, что проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества, в том числе возможность одновременно работать в группе и индивидуально, что даёт возможность для выполнения групповых проектных работ (4).
В процессе работы над проектом формируются универсальные учебные действия (2, с.3). Так, выбирая тему проектной работы, учащиеся соотносят гипотезу своей работы с имеющимися аналогами, представленными в сети Интернет. Для решения проблемы, сформулированной в проектной работе, учащиеся вырабатывают стратегии поиска, алгоритмы решения, генерируют новые идеи. На заключительном этапе учащиеся оформляют результаты своей поисковой деятельности, делают выводы о степени решения проблемы. Таким образом, происходит активное и продуктивное формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
В составе познавательных действий выделяют такие компоненты, как исследование, поиск, отбор, структурирование информации, безусловно, необходимые не только для обучения, но и для успешной адаптации в современном социуме (1). И в процессе работы над проектом у экстернов формируются основные познавательные универсальные учебные действия (17).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
метод проектов, широко распространённый в рамках классно-урочной системы может использоваться в системе экстерната;
одним из факторов, позволяющих выполнять проектную работу экстерну является дистанционное общение с руководителем проекта;
в процессе выполнения проекта происходит активное формирование универсальных учебных действий;
проектирование готовит экстернов к переходу на ступень высшего образования.
Литература
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев, – М. : Владос, 1994. – 336 с.: ил.
- Андрианова, Г. А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // "Эйдос". - 2004. http:// www. eidos. ru/ journal / 2001/0516.htm.
- Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, - М. : Каро, 2007. – 144 с.
- Дёмкин, В.П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения / В. П. Дёмкин, Г. В. Можаева / учебно-методическое пособие - Томск, издательство ТГУ, 2003. – 158 с.
- Дорджиева, Л. А. Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Дорджиева Людмила Александровна - Волгоград, 2006. - 185 с.
- Закон, Российской Федерации "Об образовании" / (от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ и вступившими в силу 29.01.2010), – М. : Кнорус, 2010. – 96 с.
- Иванова, С. В. Школьное образование в форме экстерната издательство / С. В. Иванова, – М. : АСТ , 2005. – 112 с.
- Кодикова, Е. С. Методическая система обучения физике учащихся старших классов в форме экстерната : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Кодикова Елена Сергеевна – М., 2006. - 408 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, - М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
- Маркачёв, А. Е. Метод проектов как средство индивидуализации при обучении химии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Маркачёв Александр Евгеньевич – М., 2007.- 191 с.: ил.
- Модернизация, и глобализация: образы России в ХХI веке / коллективная монография Института философии РАН, – М. : издательство РАН, 2002. – 147 с.
- Огородникова, Н. В. Технология проектной деятельности в географическом образовании учащихся профильной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Огородникова Н. В. – М., 2007. - 18 с.
- Палаева, Л. И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе : На материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Палаева Лира Ильфатовна - М., 2005. - 239 c.
- Пономарёва, Е. А. Что должен знать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности? / Е. А. Пономарёва // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №2. – С.39-42.
- Сердюк, М. Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (На примере образовательной области "Технология") : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сердюк Марина Леонидовна - Киров, 2002. - 209 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися
Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации исследовательской деятельности с учащимися 1-11 классов...
Программа факультативного курса "Проектная деятельность" (для учащихся 8-9 кл)
Данная программа актуальна на сегодняшний день. Она разработана для учащихся 8-9 классов. После прохождения этого курса учащиеся приобретают умения и качества, необходимые человеку 21 века. В ней соде...
Исследовательско-проектная деятельность со слабоуспевающими обучающимися
Одна из основных проблем, с которой сталкивается педагог общеобразовательных учреждений, – это работа со слабоуспевающими детьми....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...
Конспект урока по геометрии для учащегося, обучающегося дистанционно
Конспект по теме"Первый признак равенства треугольников" для обучающихся димстанционно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...
Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...