Исследовательско-проектная деятельность со слабоуспевающими обучающимися
статья на тему

Оришева Елена Евгеньевна

Одна из основных проблем, с которой сталкивается педагог общеобразовательных учреждений, – это работа со слабоуспевающими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательско-проектная деятельность со слабоуспевающими учениками

Одна из основных проблем, с которой сталкивается педагог общеобразовательных учреждений, – это работа со слабоуспевающими детьми.

Слабоуспевающие обучающиеся – это обучающиеся, имеющие слабые умственные способности, плохую память,  несформированные  универсальные учебные действия.

Ни для кого не секрет, что нет полностью, во всех отношениях слабых обучающих, всё равно в какой-то области ребенок чем-то выделяется, к чему-то он испытывает интерес, к чему-то тянется. И задача учителя – помочь раскрыться спрятанным способностям ученика, раскрыть его творческий потенциал. В условиях Центра оздоровления, реабилитации и обучения, в частности в центре дистанционного образования  для детей-инвалидов сделать это возможно.

В ЦДО для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями приходят особенные дети, каждый ребенок со своими индивидуальными качествами, способностями, чертами характера, каждый по- своему оригинален, неординарен, исключителен. Все дети, без исключения, талантливы, своеобразны, но не каждому легко даётся учебная деятельность.

На примере собственного опыта хочу показать ценность исследовательско-проектной деятельности для отдельно взятого ученика нашего Центра.

У Даниила отсутствуют навыки организации учебного процесса. На уроках с ним всегда (или практически всегда) присутствуют родители ребёнка, которые выполняет организующую функцию (обучающийся испытывает психологическую зависимость, не может работать самостоятельно, он очень привязан к родителям, своему старшему брату, не может оставаться дома один). В среднее общеобразовательное звено перешёл с очень слабыми знаниями, умениями и навыками, с плохо сформированными универсальными учебными действиями: техника чтения намного ниже нормы, само чтение невыразительное, без соблюдения  логических пауз и интонации конца предложения, допускает много ошибок, бывает, что  повторяет  их и при повторном перечитывании текста, перескакивает через строчку текста, а то и через две.  Пересказ любого характера затруднен, пропускает детали, описания, рассказ безэмоционален.  Стихотворения наизусть читать не может, в силу своего заболевания. Ответы на вопросы дает односложные, допускает ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограничен. Темп работы на уроке низкий. Самостоятельно выполнять даже простые однотипные задания и  упражнения не может.  Подросток  на уроках малоактивен, творческие задания интереса не вызывают, выполняет их неохотно.

        Я попробовала привлечь ребёнка к проектной деятельности. Сначала я столкнулась с огромным его нежеланием знакомиться с новым видом деятельности, Даниил мотивировал это тем, что не сможет ничего сделать, запомнить, выполнить, всё это для него сложно и непонятно. Но несмотря на это, мне всё же удалось его уговорить хотя бы попробовать. И что же из этого вышло?

        Для Даниила учебный проект – это возможность сделать что-нибудь интересное самому (если уж совсем точно, то сначала с помощью учителя; но здесь надо отметить, что помощь учителя носила чисто направляющий характер), по максимуму использовать свои возможности; это возможность, позволяющая попробовать собственные силы, проявить себя и посмотреть в результате получившийся результат. Естественно, это занимает много внеурочного времени, но это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самостоятельно (с небольшой помощью учителя), а найденный способ её решения имеет большое значение для учёбы, да и затем поощряется учителем!

        А для меня, как учителя, исследовательско-учебный проект – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которые позволяют раскрывать и развивать в дальнейшем следующие компетенции обучающего:

  • анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагание и планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • презентация деятельности  и её результатов;
  • подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиск необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • выбор, освоение, использование технологии адекватной проблемной ситуации конечный продукт проектирования;
  • проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Чтобы достичь конечного результата, мы с учеником прошли

 5 этапов:

  1. Подготовительный – здесь мы определили тему, цель и задачи проекта и конечного продукта.
  2. Планирование – подумали и решили, из каких источников будем собирать нужную информацию (конечно же, это интернет и учебник, и, безусловно, некоторая помощь учителя); а также обучающийся познакомился с критериями оценивания полученного результата. (Поначалу боялся, что не справится, но я убедила, что нужно попробовать, начать, и всё получится).
  3. Реализация проекта – на этом этапе происходили сбор и обработка информации; при возникновении вопросов (а они возникали очень часто, особенно в двух первых проектах) их решение было совместным; корректировка готового проекта.
  4. Представление проекта – презентация готового продукта, ответы на вопросы.
  5. Оценка и осмысление проекта – подведение итогов, выставление оценки и анализ работы.

На каждом этапе решаются определённые задачи, формируются определённые универсальные учебные действия обучающегося. 

На подготовительном этапе ученик должен сформулировать под руководством учителя тему проекта, т.е. должен ответить на вопрос «Что хочу сделать, что хочу увидеть?». И ответ на этот вопрос определит тип будущего проекта. Достаточно важно, чтобы содержание проекта было интересно ребёнку, т.е. ориентировано на жизненную позицию ученика. И перед учителем стоит серьезная задача: собрать все идеи ученика, обсудить их с ребёнком, поддержать (чаще скорректировать) основную идею. Далее определяется цель и задачи проекта и определение конечного проекта, т.е. что должно получиться в результате.

На втором этапе ученик должен спланировать свою дальнейшую работу. Планирование – сложные процесс для слабоуспевающего обучающего, поэтому я сама предлагаю алгоритм планирования работы над проектом:

  • Зачем я это делаю? (формируем проблему и цели проекта)
  • Что нужно сделать для решения проблемы? (выбор проектного продукта)
  • Достаточно ли у нас ресурсов для решения проблемы? Что еще нужно?
  • Что необходимо предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? (Перечисление основных этапов работы)
  • Что нужно сделать на каждом шаге? (Развёрнутый план работы)
  • К какому сроку необходимо закончить работу?

На данном этапе не надо вдаваться в чрезмерную детализацию плана работы, т.к. невозможно всё предусмотреть, предвидеть возможные трудности.

На третьем этапе, этапе реализации проекта и учитель, и ученик сталкиваются с различными трудностями, которые нужно преодолеть: это и недостаток информации, и нежелание что-либо делать… Умение решать текущие проблем, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, способствующие адаптации личности в окружающем мире. И задача учителя состоит  в том, чтобы грамотно определить степень собственного участия в проекте, т.е. поощрять самостоятельность ученика и одновременно направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности. Проект можно разделить на несколько этапов, связанных со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта и его составляющих, подготовкой документации проекта, подготовкой к презентации. Слабоуспевающий ученик, в силу своих особенностей,  часто забывает о сроках окончания работы, которые бывают принципиально важны, если реализация проекта намечена на определённую дату, поэтому учитель должен контролировать все этапы работы.

На этапе презентации проекта ученик представляет свою работу, демонстрирует понимание проблемы, цели и задач проекта, даёт оценку своей деятельности и её результативности, а учитель принимает отчёт, оценивает умение выступать, обосновать собственное мнение и подводит итог.

На этапе осмысления и оценки проекта обсуждаются результаты проекта, проводится анализ проектной деятельности, учитель оценивает усилия обучающегося, рассматривает возможность дальнейшей работы, формулировке темы нового проекта. Нелишними в обсуждении будут следующие вопросы:

  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как они решались?
  • Можно ли считать проблему, над которой работали, решённой?
  • Чем отличает готовая работа от работы в начале проекта?
  • Что нуждается в доработке?
  • Что до сих пор непонятно?

В ходе таких обсуждений у ученика формируются умение оценивать правильность выполнения поставленных задач, основы самоконтроля, самооценки и другие метапредметные результаты освоения образовательных программ.

        Исследовательско - проектная деятельность играет важную роль в формировании регулятивных УУД: школьник учится определять цель и задачи своей деятельности, составлять план для достижения результата, работать по составленному плану, анализировать  полученный результат с исходным замыслом,  понимать причины возникающих затруднений,  находить способы выхода из них.

При формировании познавательных УУД исследовательско- проектная деятельность даёт возможность ребёнку предполагать, какая именно информация ему нужна, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

А совместная исследовательско-проектная  деятельность ученика и учителя способствует формированию коммуникативных УУД: школьник учится прогнозировать последствия  решений, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...

Итоги Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Список участников, награжденных дипломами «Лауреат заочного тура Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ».Спи...

Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ – НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ»

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕСемёнова ЕкатеринаНиколаевна, Гмырикова Светлана ВладимировнаОГБПОУ СОТА, г. Смоленск Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в осно...