Доклад на тему: "Активизация познавательной активности учащихся на уроках математики".
материал на тему
В докладе описаны методы активизации учащихся на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozn.aktiv_._na_urokah_mat.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Придорожная средняя школа»
имени А.С.Новикова-Прибоя
Доклад на ШМО учителей физико-математического цикла:
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики
Подготовила учитель математики Свищева О.С.
Активизация познавательной деятельности учащихся остаётся одной из вечных проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что <не с курьёзами и диковинами науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает>.
Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как <интенсивную аналитика – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний>.
Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как <ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности>.
Обращая на себя внимание, направленность перечисленных выше определений: они все характеризует позицию учащегося, поскольку речь идёт об их познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний.
Познавательная активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особом образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Активизация познавательных интересов основана на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. На своём опыте я убедилась, что усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы изложения и закрепления материала.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока математики сложна и абстрактна, материал представляется неинтересным. Поэтому с помощью проблемных вопросов, карточек – заданий, индивидуальных заданий и т.д. мы стараемся показать учащимся новизну.
Методика проведения игр на уроке математике.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития – писал В.А. Сухомлинский.
Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях в настоящем и в будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояние, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
– предметные;
– сюжетные;
– ролевые;
– деловые;
– имитированные;
– игры – драматизации.
Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов настольные – комнатные, на местности, компьютерные с ТСО. В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это связано с тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценной игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Поэтому на уроках математики я с учениками играю.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
· Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
· Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
· Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:
· Формирование мотивации и познавательного интереса к математике.
· Определение уровня обученности учащихся.
· Оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания, в активное – умение.
· Развитие коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию.
· Развитии информационной культуры учащихся.
На уроках я использую следующие игры:
Для обобщения | Для изучения нового материала | Для закрепления знания |
Счастливый случай | Найди ошибки | |
Ассорти (разноуровневые задания) | Математическое лото. | |
Крестики нолики | Кроссворды, математика в датах, в лицах. | |
Звёздный час | Игра путешествие |
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. А самое главное, игра должна быть такой, чтобы процесс был интересным, а результат полезным.
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости так и слабых.
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по математике.
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...
Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"
Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...
из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике
Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием
Педагогический проект...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...
Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....