Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"
материал по алгебре по теме
Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_moy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие познавательной активности учащихся
на уроках математики»
Максутова Надежда Викторовна,
учитель математики МОУ – Высоковская СОШ №1
Цель “Мастер-класса”: показать методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики на примере изучения темы: «Построение графиков функций»
Ход занятия
Одной из форм побуждения познавательной активности учащихся является развитие их пространственного мышления.
Пространственное мышление – необходимый жизненный навык, благодаря которому мы хорошо ориентируемся на местности, в незнакомой обстановке. От степени развития пространственного мышления зависит умение человека работать с картой, понимать законы архитектуры, уметь читать технические чертежи, поэтому его необходимо развивать как можно раньше. Я начинаю это делать уже в 5 классе.
Сегодня вашему вниманию я представляю свою систему работы по развитию пространственного мышления и, как следствие, познавательной активности учащихся на уроках математики. Для примера в ходе нашего занятия мы рассмотрим ряд заданий для учащихся разных возрастных групп по теме: «Построение графиков функций».
Обучение по данной теме проводится в несколько этапов:
1 этап – 5-6 классы – ведется пропедевтическая работа, направленная на формирование у учащихся представлений о координатной прямой, координатной плоскости; отрабатывается навык нахождения точки по ее координатам и координат точки, расположенной в координатной плоскости;
2 этап – 7-8 классы - формирование навыка строить графики различных функций; работать в координатной плоскости, строить векторы.
3 этап – 9-11 классы – формирование навыка построения графиков путем различных преобразований
1 этап (пропедевтическая работа)
5 класс.
Даю ребятам задание выполнить графический диктант. В ходе выполнения данного задания у пятиклассников формируется умение ориентироваться на листе бумаги, закрепляются понятия «вверх», «вниз», «вправо».
Давайте и мы сейчас выполним такое задание. Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки простой карандаш. На листе бумаге, отступив снизу 5 клеток, определив середину, отмечаете точку. Это начало работы, точка отсчета. Я вам читаю утверждение, если оно верно, вы говорите да (про себя), на листе бумаги проводите вправо отрезок длиной 2 клетки; если утверждение не верно, вы говорите нет, и обводите клетку следующим образом: сначала вверх, затем вправо, потом вниз. Условие – каждый следующий ответ д.б. соединен с предыдущим.
Верно ли, что среднее арифметическое
Портфеля и рюкзака – ранец
Яблока и персика - апельсин
Женщины и рыбы - русалка
Мужчины и коня - бык
Носка и чулка - гольф
Велосипеда и мотоцикла - машина
Давайте проверим. Вот что должно получиться. Какие познавательные способности и волевые качества развиваются у ребят в ходе выполнения заданий такого типа?
6 класс.
В этом классе учащиеся знакомятся с понятием «координатная прямая» и «координатная плоскость»; учатся работать на координатной плоскости. Чтобы закрепить у шестиклассников навыки работы на координатной плоскости, я провожу игру «Алфавит». Каждый ученик получает карточку, где на координатной плоскости отмечены точками все буквы алфавит. Все карточки абсолютно одинаковы. Игра также позволяет отработать навыки:
- нахождения точки по ее координатам;
- нахождение координат точки.
Давайте представим, что мы в 6 классе и поиграем. На листе проведите две прямые, которые пересекаются под прямым углом так, чтобы вертикальная прямая проходила через точку отсчета, а ей перпендикулярная располагалась ниже чертежа на 2 клетки. Укажите направление прямых: вправо, вверх. Отметьте на координатной плоскости точки: К(0,8); А(2,6); Т(0,6); О(2,4); К (0,4)
Мы с вами выполнили самое простое задание. Ученикам 6 класса предлагается ряд более сложных заданий, с учетом их знаний по данной теме (например, восстановить слова по данным координатам или слова зашифровать в виде координат и т.п.)
7 – 8 классы.
На данном этапе обучения у обучающихся формируется навык построения графиков функций; закрепляется умение работать на координатной плоскости, в том числе на геометрии при построении векторов.
В 8 класса для достижения данной цели я провожу лабораторные работы по теме: «Векторы на плоскости». Давайте и мы выполним такую лабораторную работу. Пользуемся уже имеющимися заготовками. Проведем векторы КА, АТ, ТО, ОК. Какая фигура получилась? Какие качества мы формируем у учащихся? (умение ориентироваться на плоскости)
9 – 11 классы.
Работа по теме: «Построение графиков функций» в старших классах продолжается. В 9 – 11 классах ребята учатся строить графики, преобразовывая их различными способами. У старшеклассников формируются понятие «сжатие», «растяжение», «отображение», «симметрия». Для реализации данных целей я использую упражнение «Рисуем графиками функций». Ребятам предлагается построить графики функций на заданных промежутках, а затем отобразить полученную фигуру симметрично относительно оси Оy.
И мы с вами отобразим наши фигуры симметрично относительно оси Оy.
На данном этапе обучения развивается пространственного воображение и мышление. Вы все имеете пространственное воображение, проявите фантазию, доделайте рисунок.
Вот вам и красота математики!
Таким образом, созданная мною система работы по развитию пространственного мышления:
имеет практическую направленность (так как развивает умение человека работать с картой, понимать законы архитектуры, уметь читать технические чертежи);
устанавливает межпредметные связи (черчение, рисование, география, русский язык)
развивает познавательные способности учащихся (внимание, память, логическое и абстрактное мышление); их волевые качества (аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца)
Все вышесказанное способствует развитию познавательной активности учащихся на уроках математики.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная р...
из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике
Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения задач и создания проектов с экологическим содержанием
Педагогический проект...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность
Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...
Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
Развитие познавательной активности учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Особое значение имеет формирование познавательной активности в 5 - 6 классах, так как в начальных классах сформиров...