Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
статья по алгебре по теме

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon primenenie_interaktivnykh_tekhnologiy.zip937.22 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1: Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию доклад на тему  «Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики».

Слайд 2: Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися. Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «inter» – это «взаимный», «act» – действовать.

  Главное достоинство интерактивного обучения на уроках математики заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников, облегчить процесс запоминания новой информации, что немало важно при изучении математики.

Использование интерактивных технологий на уроках математики помогает развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, а так же формировать ответственность за собственное обучение.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различныеинтерактивные технологии.

Приведем примеры использования интерактивных технологий на уроках математики.

Слайд 3: Приведем примеры использования интерактивных технологий на уроках математики. Перед вами пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математик-банкир».

Слайд 4: Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет собой банк (президент банка и его заместитель).

Слайд 5: На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждое задание имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи.

На обдумывание задания дается время в зависимости от сложности задания:

50 у.е. – 1 минута

100 у.е. – 2 минуты

150 у.е. – 3 минуты

200 у.е. – 4 минуты

300 у.е. – 5 минут

Слайд 6: Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц.  Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение неверное. Игра идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

Слайд 7: Вы можете видеть примеры заданий для игры на тему «Арифметическая прогрессия» стоимостью 50 условных единиц.

Слайд 8: А так же стоимостью  200 условных единиц.

Слайд 9: Так же интерактивные технологии можно использовать для отработки навыков устного счета.

В начале урока математики рекомендуется проводить разминку в виде устного счёта, которая имеет целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к теме урока, а если это в середине урока, то дать им разрядку. Разминкой может служить любое интересное упражнение или игра. Например, задания для устного счёта написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов (один верный). Каждый ответ подписан каким-нибудь действием, например: “похлопать в ладони”, "взять себя за нос", "закрыть глаза", "присесть около стола", "скрестить руки на груди". Ученики решают задание, находят правильный ответ и выполняют действие. Такой интерактивный устный счёт служит хорошей мотивацией для изучения новой темы, демонстрирует важность внимательности и совместности действий.

Слайд 10:  Еще одним примером для отработки навыков устного счета служит интерактивная игра «33».

Такую игру можно провести во время изучения темы "Признаки делимости на 3 и 9" в 5-м классе и на повторение в старших классах.  Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (на пример 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны не произносить в слух данное число, а молча встать с места и хлопнуть в ладони (или выполнить любое другое действие). Тот, кто ошибся и произнёс в слух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова. Данная игра активизирует внимание, а также позволяет физически размяться.

Слайд 11: Следующей формой интерактивных технологий является интерактивная игра «Математические понятия»

Учащиеся садятся в круг. Каждому учащемуся на лоб прикрепляется небольшой лист, на котором написано математическое понятие (можно использовать названия геометрических фигур, а так же имена древних математиков и т.д.), причем сам учащийся не видит, что написано на его листе. Перед началом игры задается ее тема (например, «Геометрические фигуры», «Великие математики»). Задача ученика путем вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет» выяснить, что написано на его листе. Вопросы учащиеся задают по очереди.

Тем самым ученик взаимодействует о всеми участниками игры и ее ведущим(учителем). Учится задавать вопросы и повторяет пройденный материал, отвечая на вопросы других учеников.

Слайд 12: Очень эффективным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная "карусель". Это образовательная игра пригодна и для проведения урока, и для внеклассного мероприятия. Данный метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А так как математическая "карусель" - это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики.

Слайд 13: «Математическая "карусель" – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 3). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на “исходном” и “зачётном” рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию.

 Слайд 14: На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за  верный ответ на зачёте команда получает 3 балла.

Слайд 15: Игра для команды заканчивается, если:

а) кончилась игровое время,
б) кончились задачи на зачётном рубеже,
в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.

Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.

Слайд 16: Одной из самых популярных форм работы является работа в малых группах.

Например, данную технологию можно использовать при изучении новой темы. Класс делится на небольшие группы. Учитель дает каждой группе задание, причем каждому ученику достается самостоятельное задание, которое ему необходимо сделать. Если учащемуся в группе не удается выполнить задание, то участники группы помогают ему.  Далее группа делает общий вывод, исходя из полученных решений. Этот вывод группа выносит на всеобщее обозрение для обсуждения.

Работа в малой группе - неотъемлемая часть интерактивных технологий. В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять.

При использовании технологии «Работа в малых группах»  на уроках математики стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон.

Слайд 17: Вы можете видеть пример задания для группы при изучении новой темы «Свойства числовых неравенств» в 8 классе.

Слайд 18: Для закрепления и повторения пройденного материала эффективно используются «Интерактивные тренажеры».

Интерактивные тренажеры предназначены для самостоятельного обучения  и контроля знаний учащихся.

 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов обеспечивает эффективную тренировку учеников в счете и решении типовых задач.


 
Слайд 19:  Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у учащихся интерес к предмету.

Слайд 20: Наиболее простая форма группового взаимодействия - "Большой круг".

Ее можно использовать на всех этапах урока. Например, можно использовать данную технологию для подведения итогов урока. Все учащиеся вместе с учителем рассаживаются в круг, здесь идет подведение общего итога урока, обсуждение домашнего задания и высказывание собственного мнения, учащиеся делятся впечатлениями о прошедшем уроке, выслушивают одноклассников и учителя.

 Ценное в этой форме то, что она позволяет ребёнку не только выразить своё мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы одноклассника, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.

Слайд 21: Итак, сделаем общий вывод. Методика  применения  интерактивных технологий на уроках математики дает возможность:

1) активизировать  действия учащегося. (Недостаточно просто слушать и смотреть, приходится отвечать на некоторые вопросы, задаваемые в ходе занятия).

2) получить оценку действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение повторить попытку.

3) организовать на уроках коллективно – самостоятельную работу.

4)индивидуально прослеживать работу и предложения учащихся, корректировать эту работу и помогать учащимся (всем вместе или индивидуально).

5) сформировать у учащихся интерес к предмету.

6) поднять уровень знаний по математике.

Применение интерактивных технологий обучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету.

Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так же большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинайте с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные "игры".

Слайд 22: Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики с применением информационных технологий

Статья о развитии познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

"Инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках естествознания»

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...

Пути и средства повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Важной задачей обучения школьному курсу математики является усвоение учащимися системы его понятий. Усвоение же понятия может быть осознанным лишь тогда, когда оно происходит в процессе активной ...

О повышении познавательных интересов учащихся на уроках математики посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существ...

«Повышение познавательной активности учащихся на уроках математики»

выступление на методическом объединении учителей математики ...