Профессиограмма учителя иностранного языка.
статья по теме
В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professiogramma_uchitelya_inostrannogo_yazyka.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Островецкая средняя общеобразовательная школа
«Профессиограмма учителя иностранного языка»
Работа выполнена:
учителем английского языка
Хабушевой Г.Я.
2016год
Профессиограмма учителя иностранного языка.
Профессиограмма –это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, которыми должен обладать учитель: знания, умения, навыки для выполнения функции учителя.
Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны следующие функции:
- развивающая
- коммуникативная
- конструктивно-планирующая
- организаторская
Так как основной целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе является овладение учащимися иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех других функций.
Успешное выполнение педагогических функции предполагает владение соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и необходимым объемом знаний.
Профессиональную деятельность учителя можно разделить на две группы: целеполагающую и операционно- структурную.
В педагогической деятельности учителя выделяются следующие компоненты:
- информационно – ориентирующий
- мотивационно – стимулирующий
- контрольно – корректирующий
Информационно- ориентирующий компонент коммуникативно- обучающей функции обеспечивается следующими умениями как:
а) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики всоциокультурной поведении ее представителей;
б) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.
Мотивационно – стимулирующий компонент коммуникативной функции включает умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком, как средством общения в ситуациях посредственной и непосредственной межкультурной коммуникации:
а) путем включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов) в процесс изучения языка;
б) путем использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр), способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
в) путем привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по иностранному языку( культурно- страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.
Контрольно – корректирующий компонент базируется на следующих методических умениях:
а) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком, как средством межкультурного общения;
б) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня овладения иностранным языком, как средством межкультурного общения;
в) объектно- мотивированно оценивать учебно- коммуникативную деятельность учащегося.
Педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса можно отнести:
- ориентационные
- мобилизационные
- организационные
- коммуникативные
- дидактические
- конструктивные
- прикладные
- умения педагогического мышления
- умения педагогической техники
- речевые
- исследовательские умения
Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессиограмму.
Психолого- педагогические умения:
1.Читать и анализировать специальную психолого -педагогичес-
кую литературу.
2. Самостоятельно анализировать педагогические действия.
3. Анализировать передовой педагогический опыт.
4. Проводить самоанализ.
5. Проявлять симпатию к учащимся.
6. Организовать себя, управлять своим состоянием.
ллЛитературу.111111!11
Профессионально – личностные качества:
- Потребность в самопознании.
- Самостоятельность.
- Трудолюбие и прилежание.
4. Самокритичность.
5. Дисциплинированность.
6. Культура поведения и общения.
Частно – методические умения:
- Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
- Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.
- Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.
- Оценивать действия школьников и свою работу.
- Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.
- Мобилизировать учащихся на познавательную деятельность.
Коммуникативно – организаторские умения:
- Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
- Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
- Регулировать внутриколлективные отношения школьников.
Исследовательские умения:
1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива.
3. Иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности.
4. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...