Профессиограмма учителя иностранного языка.
статья по теме

Хабушева Галия Якубовна

В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiogramma_uchitelya_inostrannogo_yazyka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Островецкая средняя общеобразовательная школа

«Профессиограмма  учителя  иностранного языка»            

Работа выполнена:

 учителем английского языка

                                                       Хабушевой Г.Я.

2016год

Профессиограмма  учителя  иностранного языка.

Профессиограмма –это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, которыми должен обладать учитель: знания, умения, навыки для выполнения функции учителя.

Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.

     Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны следующие функции:

- развивающая

- коммуникативная

- конструктивно-планирующая

- организаторская

Так как основной целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе является овладение учащимися иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической деятельности  учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех других функций.

Успешное выполнение педагогических функции предполагает владение соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и необходимым объемом знаний.

    Профессиональную деятельность учителя можно разделить на две группы: целеполагающую и операционно- структурную.

В педагогической деятельности учителя выделяются следующие компоненты:

   - информационно – ориентирующий

    - мотивационно – стимулирующий

    - контрольно – корректирующий

Информационно- ориентирующий компонент коммуникативно- обучающей функции обеспечивается следующими умениями как:

а) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики всоциокультурной поведении ее представителей;

б) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.

      Мотивационно – стимулирующий компонент коммуникативной функции включает умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком, как средством общения в ситуациях посредственной и непосредственной межкультурной коммуникации:

  а)  путем включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов) в процесс изучения языка;

  б) путем использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр), способствующих более эффективному  усвоению особенностей иноязычной культуры;

   в) путем привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по иностранному языку( культурно- страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

     Контрольно – корректирующий компонент базируется на следующих методических умениях:

а) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком, как средством межкультурного общения;

б) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня овладения иностранным языком, как средством межкультурного общения;

в) объектно- мотивированно оценивать учебно- коммуникативную деятельность учащегося.

   Педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса можно отнести:

   - ориентационные

   - мобилизационные

   - организационные

   - коммуникативные

   - дидактические

   - конструктивные

   - прикладные

   - умения педагогического мышления

   - умения педагогической техники

   - речевые

   - исследовательские умения

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессиограмму.

Психолого- педагогические умения:

1.Читать и анализировать специальную психолого -педагогичес-

      кую литературу.

2. Самостоятельно анализировать педагогические действия.

3. Анализировать передовой педагогический опыт.

4. Проводить самоанализ.

5. Проявлять симпатию к учащимся.

6. Организовать себя, управлять своим состоянием.

ллЛитературу.111111!11

Профессионально – личностные качества:

  1. Потребность в самопознании.
  2. Самостоятельность.
  3. Трудолюбие и прилежание.

4.   Самокритичность.

5.   Дисциплинированность.

6.   Культура поведения и общения.

Частно – методические умения:

  1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
  2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.
  3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.
  4. Оценивать действия школьников и свою работу.
  5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.
  6. Мобилизировать учащихся на познавательную деятельность.

Коммуникативно – организаторские умения:

  1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
  2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
  3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников.

Исследовательские умения:

1.   Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель,        задачи, методы исследования.

2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива.

3. Иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности.

4.    Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...