Анализ работы РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов за 2015-16 учебный год.
учебно-методический материал на тему
В 2015-2016учебном году в состав РМО входило 28 специалистов (24 учителя-логопеда и 3 учителя-дефектолога), 1 человек находится в отпуске по уходу за ребёнком. Состав СМО практически постоянен, что позволяет выстраивать систему работы, учитывая мотивационное и эмоциональное единство коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд № 1)
Анализ работы
районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов
Белоярского района
за 2015- 2016 учебный год
(слайд № 2) Сетевое методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов существует с 2001 года. В 2016 году у нас юбилейная дата, 15 лет с начала образования нашего РМО. Речь – величайший дар человечеству, а логопеды – ее хранители и врачеватели. Спасибо вам за ту отдачу, с которой вы помогаете детям лучше выражать свои чувства, легче общаться и достигать большего. Пусть вас никогда не настигнут трудности, а жизнь будет такой же прекрасной, как у тех людей, которым вы помогли. Счастья вам, здоровья, любви и благополучия во всех проявлениях. В 2015-2016учебном году в состав РМО входило 28 специалистов (24 учителя-логопеда и 3 учителя-дефектолога), 1 человек находится в отпуске по уходу за ребёнком. Состав СМО практически постоянен, что позволяет выстраивать систему работы, учитывая мотивационное и эмоциональное единство коллектива.
(слайд № 3) В 2015-2016 учебном году в образовательных учреждениях города профессиональную деятельность осуществляли 18 человек. Из них: 12 учителей-логопедов, 2 учителя-дефектолога ДОУ и 1 учитель-дефектолог СОШ, и 3 учителя-логопеда СОШ.
В образовательных учреждениях национальных и трассовых посёлков трудились 9 учителей-логопедов.
(слайд № 4) Уровень квалификации специалистов представлен в диаграмме (Рис. 1) - 9 педагогов имеют высшую квалификационную категорию (32,1 %), 11 педагогов - первую (39,3 %), 8 педагогов (28,6%) не имеют категории.
Рис. 1 Уровень квалификации специалистов
(слайд № 5) Изменения уровня квалификации в динамике за четыре года отражены в диаграмме (Рис. 2). Анализ данных показывает, что в 2015-2016 учебном году увеличилось количество специалистов, повысивших квалификацию по высшей категории. Это подтверждает, что наш коллектив – объединение высококвалифицированных профессионалов, умеющих решать профессионально значимые задачи.
Рис. 2 Изменения уровня квалификации специалистов
2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч. год | |
Высшая категория | 10,3% | 16% | 22% | 32,1% |
Первая категория | 62,1% | 56% | 48,1% | 39,3% |
Вторая категория | 20,7% | 28% | 18,5% | - |
Без категории | 6,9% | - | 11,1% | 28,6% |
За последние четыре года отмечается стабильный рост количества специалистов, аттестованных на высшую квалификационную категорию за счет уменьшения специалистов I категории. Эти данные свидетельствуют о том, что у РМО учителей-логопедов и дефектологов есть определённый потенциал, который необходимо развивать и использовать в решении профессиональных задач. Резкое повышение специалистов без категории объясняется тем, что наши ряды пополнились тремя новыми специалистами (Пономарева К. А., Яковлева О.Н., Литикова А.В.), два специалиста вышли из декретного отпуска (Тишкова И.Р., Сулима Л.П.), три специалиста работают на 0,5 ставки (Загайнова И.А., Гричка С.В., Курбачева О.В.).
(слайд № 6) Высшая квалификационная категория в этом учебном году согласно решению Аттестационной комиссии была присвоена:
- Гариповой З.А. – учителю-логопеду СОШ № 3.
- Жук И.А. – учителю-логопеду СОШ № 2.
- Зиминой В.В. – учителю-логопеду МАДОУ «ЦРР «Сказка»», г. Белоярский.
- Низенькой Ю.В. – учителю логопеду МАДОУ «Семицветик», г. Белоярский.
(слайд № 7)
Первая квалификационная категория в этом учебном году согласно решению Аттестационной комиссии была присвоена:
- Литюшкиной Е.В. - учителю-логопеду СОШ, с. Полноват.
- Шугановой Н.И. – учителю-логопеду МДОУ «Оленёнок», п. Казым.
- Полынковой К.А. – учителю-логопеду СОШ, п. Сосновка.
(слайд № 8)
Решение задач, стоящих перед логопедической службой, предполагает комплексное взаимодействие в работе всех звеньев службы ППМС сопровождения.
В 2015-2016 учебном году РМО учителей-логопедов продолжило работу по методической теме: «Модернизация коррекционно-логопедического процесса с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», которая включала следующие направления деятельности:
1. «Логопедическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС в рамках деятельности службы ППМС сопровождения».
2. « Просветительская и профилактическая работа с педагогами, родителями обучающихся посредством активных способов организации педагогического общения».
3. Обеспечение непрерывного процесса обмена опытом среди учителей-логопедов, учителей-дефектологов района, оказание консультативной помощи молодым специалистам, внедрение в практическую деятельность лучшего педагогического опыта.
4. Проведение мониторинга эффективности профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов района путем изучения аналитических и цифровых отчетов на конец года. Прогнозирование возможных затруднений учителей-логопедов в реализации тех или иных практических задач.
Вся работа сетевого методического объединения учителей-логопедов направлена на создание адекватных условий для психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения и воспитания, своевременного выявления детей с нарушениями речи, а также коррекции и профилактики речевых расстройств.
(слайд № 9) Деятельность районной логопедической службы осуществляется по следующим направлениям: научно-методическому, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительно-профилактическому.
В научно-методическом направлении работа велась по выбранной теме: «Модернизация коррекционно-логопедического процесса с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Реформы, направленные на модернизацию российского образования, поставили учителей-логопедов и учителей-дефектологов перед необходимостью дальнейшего усовершенствования форм организации коррекционно-образовательного процесса, внедрения новых технологий и методов коррекции. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) является формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных. Наряду со знанием основных компонентов, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, регулятивных, и конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
В связи с введением в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В данном законе представлен раздел коррекционной работы и инклюзивного образования.
В условиях обновления целостной системы педагогического процесса, с введением «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС), в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, важной составляющей которых является речевое развитие детей.
В связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья перед специалистами РМО учителей-логопедов и дефектологов возникла задача изучения и детальной проработки данного документа. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
С целью обеспечения профессионального и творческого роста педагогов, освоения нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности, обобщения прогрессивного педагогического опыта, организации инновационной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в 2015-2016 учебном году СМО были запланированы и проведены в указанные сроки следующие семинары, совещания, мастер - классы:
(слайд № 10)
04 сентября 2015 года с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования проведены консультации учителей-логопедов и дефектологов по готовности первоклассников к обучению в школе.
11 сентября 2015 года в соответствии с планом работы РМО прошло организационно-методическое совещание учителей-логопедов и учителей-дефектологов по вопросам анализа работы за 2014 – 2015 учебный год и планирования работы на 2015 – 2016 учебный год.
(слайд № 11)
С 07 по 21 октября 2015 года в соответствии со сформированными заявками образовательных учреждений Белоярского района прошли курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». Преподаватель курсов: Коротовских Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования ГОУВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».
(слайд № 12)
04 декабря 2015 года в МАУ «Белоярский методический центр» состоялось мероприятие в форме круглого стола, посвященное Году литературы в Российской Федерации: «Литературный альманах мероприятий в логопедических службах образовательных учреждений Белоярского района», в котором приняли участие все учителя-логопеды и дефектологи Белоярского района. По результатам данного мероприятия руководителем РМО была написана статья, которая была размещена на сайте Комитета по образованию Белоярского района.
(слайд №13)
21 января 2016 года в Комитете по образованию состоялось
совещание рабочей группы по вопросам реализации ФГОС ОВЗ.
(слайд № 14)
19 февраля 2016 года прошло мероприятие «Педагогическая мастерская по вопросам реализации ФГОС ОВЗ». За тщательную подготовку представленных материалов и плодотворное проведение презентаций объявлена благодарность следующим специалистам:
1 Литюшкиной Е.В., учителю-логопеду СОШ п. Полноват.
2 Ахсяновой Н.Ю., учителю-логопеду СОШ п. Сорум.
3 Стародубцевой В.В., учителю-логопеду СОШ п. Верхнеказымский.
4 Жук И.А., учителю-логопеду СОШ № 2.
5 Захаровой М.В., учителю-логопеду СОШ п. Казым.
6 Пастуховой С.А., учителю-логопеду СОШ № 1.
7 Полынковой К.А., учителю-логопеду СОШ п. Сосновка.
8 Гариповой З.А., учителю-логопеду СОШ № 3.
P.S. Не все специалисты предоставили свои материалы в электронном виде.
(Материалы получены от Ахсяновой Н.Ю., Гариповой З.А., Стародубцевой В.В., Пастуховой С.А., а выступали 9 человек + Пономарева К.А.)
(слайд № 15)
30 марта 2016 года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации федеральных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ проведен практико-ориентированный семинар для учителей, председателей психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательных учреждений «Психолого-педагогическая компетентность педагога как условие повышения качества образования обучающихся с ОВЗ».
За качественную, высокопрофессиональную работу по представлению опыта работы с обучающимися с ОВЗ объявлена благодарность следующим специалистам:
1 Бариновой И.И., учителю-логопеду МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»;
2 Курочкиной Т.А., учителю-логопеду МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»;
3 Гариповой З.А., учителю-логопеду МА ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский».
(слайд 16)
22 апреля 2016 года в МА ОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский» состоялась конференция по теме: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов как одно из условий непрерывного образования ребенка», на которой был представлен доклад Пастуховой С.А., учителя-логопеда МА ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский» на тему «Влияние речевого развития дошкольника на успешность обучения в школе».
(слайд 17)
07 мая 2016 года с целью оказания практической и методической помощи специалистам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Белоярского района на базе муниципального автономного учреждения Белоярского района «Белоярский методический центр информационно-технического обеспечения муниципальной системы образования» состоялся обучающий семинар «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».
(слайд 18)
11 мая 2016 года прошел семинар «Презентация опыта коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога», на котором своим опытом работы с коллегами поделились следующие специалисты:
1 Буркица Н.А., учитель-дефектолог МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»;
2 Курбачева О.В., учитель-дефектолог МА ДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский»;
3 Лобанова Ю.И., МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский».
В соответствии с планом работы службы ППМС сопровождения Белоярского района на 2015-16 г. все запланированные мероприятия проведены.
В анализах работы специалистов за 2015-2016 год достаточно много информации о самообразовании, повышении профессионального мастерства (работа по теме самообразования, пополнение методической копилки, участие в конкурсах различного уровня и различной направленности, участие в олимпиадах, проектной деятельности, подготовка воспитанников и учащихся к различным конкурсам, олимпиадам, мероприятиям. Увеличилось количество авторских публикаций на различных сайтах, в сборниках, в научно-методических журналах и в других средствах массовой информации, участие в семинарах и вебинарах, видеоконференциях и т.д.).
Всё это способствовало профессиональному росту и самореализации учителей-логопедов и дефектологов.
(слайд № 19)
Успешность воспитания и обучения ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает диагностика.
В диагностическом направлении районной логопедической службой традиционно проводились первичное (с 15 по 31 мая) и повторное (с 1 по 15 сентября) обследование состояния речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Известно, что от своевременной, квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы.
(слайд № 20)
В целом по району за 2015-2016 учебный год учителями-логопедами и учителями-дефектологами было обследовано 1872 ребенка (в прошлом году 1886 детей). Из них было выявлено 1368 человек с речевыми нарушениями (1330 детей в прошлом году), что составляет 73% от общего числа обследованных (70,5 % - в прошлом году). В логопедические пункты, группы и группы специальной коррекционной направленности ОУ было зачислено 769 (56,2%) детей для коррекции и компенсации речевых нарушений. В конце учебного года из логопедических пунктов, групп и групп специальной коррекционной направленности выпущено 460 детей (59,8%) с положительной динамикой в коррекции речевых расстройств. И 295 человек (38,4%) оставлены для продолжения коррекционных занятий. Надо отметить, что 599 детей не получили своевременной логопедической помощи из-за отсутствия свободных мест.
Сравнительные данные за последние пять лет отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительные данные по логопедическому сопровождению в ОУ Белоярского района
Уч. год | Обследовано | Выявлено с нарушениями речи | Зачислено в логопедические пункты ОУ | Выпущено с положительной динамикой | Оставлено для продолжения корр. работы |
2011-2012 | 1108 | 934 | 764 | 442 | 276 |
2012-2013 | 1295 | 810 | 639 | 376 | 253 |
2013-2014 | 1443 | 958 | 784 | 431 | 350 |
2014-2015 | 1886 | 1330 | 752 | 453 | 294 |
2015-2016 | 1872 | 1368 | 769 | 460 | 295 |
Кроме того, в 2015-2016 учебном году 50 воспитанников получали коррекционно-образовательные услуги в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: в МАДОУ «Детский сад «Снегирёк» (23 человека) и для детей с задержкой психического развития в МАДОУ «Детский сад «Берёзка» (12 человек), в «Центре развития ребенка – детском саду «Сказка»» (15 детей).
В соответствии с Распоряжением КО и годовыми планами работы учителей-логопедов в ДОУ города и района учителями-логопедами совместно с педагогами-психологами была проведена комплексная скрининговая диагностика воспитанников среднего возраста с целью выявления детей с проблемами в развитии.
По результатам комплексной диагностики в 2015-16 учебном году _______ 104 ребенка (из них 81 дошкольник и 23 учащихся) были направлены на районную ПМПК для определения дальнейшей формы воспитания и образования.
Большая диагностическая работа проводится учителями-логопедами в рамках подготовки к ПМПк и ПМПК.
(слайд № 21) В течение 10 лет проводится диагностика уровня речевого развития и готовности к школьному обучению по единой тестовой методике (автор: Т.А. Фотекова).
Целесообразность проведения такой диагностики (при выпуске ребёнка из ДОУ и при поступлении в школу) заключается в выявлении факторов риска, влияющих на возникновение вероятных трудностей в обучении. Полученные результаты должны являться руководством для специалистов по организации коррекционно-развивающей работы с ребенком. Опыт показывает, что данная методика является адекватным диагностическим инструментом с хорошей дифференцирующей способностью. И разделение на уровни успешности важно для оценки речевого статуса ребёнка и постановки логопедического диагноза.
При обследовании речи детей учителя-логопеды используют в своей работе дополнительный диагностический инструментарий:
- Е.М. Косинова – «Логопедические тесты на соответствие речевого развития ребенка его возрасту» (тесты на определение понимания речи, словарного запаса, речевого слуха, навыков словообразования, правильного звукопроизношения).
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Экспресс обследование звукопроизношения, фонематического слуха и готовности к звуковому анализу».
- В.С. Волкова – «Альбом по развитию речи»;
- О.Б. Иншакова – «Альбом для логопеда»;
- О.Б. Иншакова - методика логопедического обследования детей 3-6 лет ;
- Т.А. Ткаченко - технология логопедического обследования.
В качестве диагностического инструментария учителями-дефектологами используются:
- психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой;
- психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста С.Д. Забрамной;
- методика обследования речи детей с ЗПР И.Д. Коненковой;
- методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.В. Волковой;
- тестовая диагностика обследования речи у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т.В. Кабановой, О.В. Домниной.
Специалисты отмечают в своих анализах работы, что данные методики удобны в применении, отвечают современным требованиям науки и практики и не нуждаются в замене.
Диагностический инструментарий, используемый в работе, также устраивает специалистов и не требует замены или обновления.
(слайд № 22)
В коррекционно-развивающем направлении задачи всех звеньев логопедической службы заключались в том, чтобы после проведения комплексной дифференциальной диагностики осмысленно выбрать и успешно реализовать адекватную и наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, адаптированную программу, используя различные коррекционные методы, технологии. Поэтому во всех логопедических пунктах и в компенсирующих группах образовательных учреждений города и района в течение учебного года проводились коррекционно-развивающие занятия, на которых внедрялись вариативные формы оказания коррекционной помощи детям при различных речевых расстройствах. Для детей со сложными (смешанными) дефектами разрабатывались индивидуальные адаптированные программы. Это обеспечило позитивные изменения в оказании коррекционно-развивающей помощи на всех уровнях.
По результатам диагностики 2015-2016 учебного года дети-логопаты были распределены на группы по видам речевых нарушений. У каждого ребёнка были определены структура, степень выраженности дефекта и уровень речевого развития, составлены планы коррекционной работы.
(слайд № 23)
По результатам фронтальных и индивидуальных обследований в 2015-2016 учебном году районной логопедической службой было охвачено:
с ФД (фонетический дефект) – 65 человек; с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие) - 278 человек; с ФНР (фонематическое недоразвитие) — 10 человек; с ОНР и НВОНР (общее недоразвитие речи) — 224 человека; с нарушениями чтения и письма – 82 человека, с заиканием – 1 человек. И в этом году в таблице появились колонки со следующими нарушениями: ЛГНР (лексико-грамматическое нарушение) – 7 человек, НР СХ (недоразвитие речи системного характера) – 89 человек, СНР (системное недоразвитие речи) – 13 человек. Сравнительный анализ данных за последние пять лет выглядит следующим образом (Таблица 2):
Таблица 2.
Распределение детей-логопатов по видам речевых нарушений
учебный год | Речевые нарушения | ||||||||
ОНР | ФФНР | ФНР | ФД | Заикание | ЛГНР | Нарушения чт. и п. | НРСХ | СНР | |
2011-2012 | 358 | 320 | 32 | 95 | 5 | 112 | |||
2012-2013 | 213 | 324 | 27 | 62 | 3 | 63 | |||
2013-2014 | 270 | 299 | 16 | 93 | 4 | 73 | |||
2014-2015 | 208 | 281 | 16 | 75 | 1 | 8 | 82 | 71 | 10 |
2015-2016 | 224 | 278 | 10 | 65 | 1 | 7 | 82 | 89 | 13 |
Из таблицы видно, что заметно повысилось количество детей с общим недоразвитием речи, а также повышается количество детей с недоразвитием речи системного характера и с системным недоразвитием речи.
В 2015-2016 учебном году 460 детей из 752, зачисленных в логопункты и группы компенсирующей направленности получили логопедическую помощь в полном объёме. Такая помощь оказывалась им в форме коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).
Материально-техническая база логопедических кабинетов во многих ОУ города и района за последние годы значительно улучшилась. Это отмечают практически все специалисты. Были приобретены ПК, МФУ, интерактивные доски, специализированные компьютерные программы для коррекции речи. Это позволило повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, создавать элементы развивающей среды, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу, повышая познавательную мотивацию на логопедических занятиях.
Задачи коррекционно-развивающего направления в 2015-16 учебном году реализованы, 59,8% детей с речевыми нарушениями были выпушены из логопедических пунктов и компенсирующих групп с положительными результатами, следует отметить, что это приблизительно на том же уровне, что и в прошлом году (60,2%).
(слайд № 24)
В просветительно-профилактическом направлении учителями-логопедами всех ОУ в течение всего года проводилась консультативно-просветительская работа в разнообразных формах (беседы, лекции, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, методические учёбы, консультации индивидуальные и групповые, выступления на родительских собраниях, педсоветах, МО), что способствовало повышению логопедических знаний среди педагогов и родителей в целях профилактики речевых нарушений у детей.
(слайд № 22)
Анализ данных по просветительно-профилактической работе (см. Таблица 3) за последний год в целом по району показывает хорошие результаты работы в плане лекций и бесед для педагогического коллектива, а также повысилось количество выступлений на родительских собраниях, что свидетельствует о совершенствовании просветительно-профилактической работы с родителями обучающихся (воспитанников), с педагогами посредством активных способов организации педагогического общения. Но из данных таблицы видно, что количество индивидуальных консультаций снизилось по сравнению с прошлым годом на 249. В связи с этим из цифровых отчетов можно сделать вывод, что по выбранному направлению деятельности некоторые учителя-логопеды (Полынкова К.А. на 10 человек – 5 консультаций, Яковлева О. Н. на 21 человек – 18 консультаций, Кириллова Р.А. на 33 человека – 21 консультация, Литикова А.В. на 22 человека – 21 консультация, Загайнова И.А. на 12 человек – 7 консультаций) и учителя-дефектологи снизили результаты своей деятельности. В связи с этим, я прошу поделиться опытом работы Гричка С.В., у нее на 14 детей – 134 консультации (примерно по 10 на каждого ребенка), с показом названия тем в журнале консультаций.
Таблица 3.
Количество мероприятий, проведённых
в рамках просветительно-профилактического направления
2011-2012г. | 2012-2013г. | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |
Лекции, сообщения, беседы | 124 | 112 | 275 | 190 | 247 |
Выступления на родительских собраниях | 147 | 91 | 137 | 113 | 115 |
Индивидуальные консультации | 1559 | 1389 | 1685 | 1836 | 1587 |
(слайд № 23)
В 2015-2016 учебном году 18 специалистов прошли курсовую подготовку, а это на 7 специалистов больше, чем в прошлом году.
Вместе с этим, 23 специалиста отмечены как участники международных конкурсов, как успешно прошедшие процедуру аттестации и являются авторами различных публикаций, и плюс параллельно анализируются затруднения учителей-логопедов в реализации тех или иных практических задач и даются рекомендации по получению консультаций:
Литюшкина Е.В.
В журнале «Образование Югории» № 1, 2015г. помещены две статьи: «Профессиональное самоопределение и социальная адаптация обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера с нарушениями речи», «Специфические ошибки письма у обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера».
С 07 октября 2015 г. по 21 октября 2015 г. пройдены курсы в объёме 72 часов в Государственном образовательном учреждении профессионального образования ХМАО-Югры Сургутский государственный педагогический университет по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».
С 24 сентября 2015 г. по 30 сентября 2015 г. пройдено повышение квалификации и итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе « Особенности организации и осуществления образовательного процесса с детьми коренных малочисленных народов Севера» в объёме 36 часов.
В 2015 году награждена Дипломом «Учитель цифрового века».
30 сентября 2015 г. установлена первая квалификационная категория « учителю-логопеду».
Пономарева К.А.
Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Технологии организации воспитательной работы в условиях введения федерального государственного стандарта» (в объеме 72 часа).
Трудности
Трудности еще и обусловлены большим количеством детей с ОНР, что осложняет и замедляет работу учителя-логопеда, невозможность более ранней коррекции речевых нарушений.
Жук И.А.
С 7 по 21 октября 2015 года прошла курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении ВПО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по теме «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объёме 72 часов.
В октябре на образовательном портале «Продлёнка» прошла Всероссийский специализированный курс: «ФГОС НОО: результаты освоения, структура, условия реализации» по результатам которого было пройдено тестирование и мной занято 2 место.
В январе 2016 года на образовательном портале «Продлёнка» проходил Международный специализированный курс «Основы компьютерной грамотности педагогических работников образовательных учреждений» по результатам которого было пройдено тестирование и занято 1 место.
В ноябре-декабре 2015 года прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию.
Трудности
В ходе занятий направленных на коррекцию речевого развития встретились такие трудности, как недостаточная обеспеченность оргтехникой, в частности кабинет логопеда до сих пор не оснащен проектором и экраном (или цифровой доской), наличие которых необходимо для проведения групповых занятий.
Полынкова К.А.
Участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития современного образования» и опубликовала статью в сборнике статей конференции на тему « Влияние речевого выдоха на общее речевое развитие детей»
Прошла курсы повышения квалификации
« Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» г. Сургут Удостоверение рег. Номер № 13388, 18.11.2013
Консультация по написанию анализа работы.
Стародубцева В.В.
Прошла курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72ч.
Трудности
Выросло количество детей с заключением "Дизартрия". Недостаточно практики логопедического массажа у учителя - логопеда, который способствовал бы более успешно справляться с постановкой и автоматизацией звука.
Пастухова С.А.
С 7 по 21 октября 2015 года прошла курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении ВПО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по теме «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объёме 72 часов. Удостоверение № 180000207337, регистрационный номер 6000 от 23.10.2015 г.
29.09.2015 года (распоряжение № 289) награждена почетной грамотой за высокое профессиональное мастерство, многолетнюю плодотворную деятельность в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Белоярского района Комитета по образованию администрации Белоярского района.
09.01.2016 года (приказ № 14) награждена почетной грамотой за высокие результаты педагогической деятельности, профессионализм, большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения МА ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский».
Захарова М.В.
В период с 07.10. 2015 г. по 21.10.2015 года прошла курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 часа.
В сентябре 2015 года награждена почетной грамотой Комитета по образованию администрации Белоярского района.
Яковлева О.Н.
Повышение квалификации по теме: «Инклюзивное образование». Удостоверение о повышении квалификации ПК№160059, 22.04.16г. Автономное учреждение ХМАО - Югра «Региональный институт управления» 2016г.
Ахсянова Н.Ю.
Для обеспечения непрерывности собственного профессионального образования, развития и повышения педагогических и профессиональных компетенций за период с 2015-2016 учебный год были пройдены курсы повышения квалификации (Таблица 5)
Таблица 5
№ п/п | Время прохождения | Название курса |
1 | 2015 г. | «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Трудности
Выявились и проблемы, затрудняющие коррекционный процесс:
- из-за тенденции увеличения детей с особенностями речевого развития и наличия одного учителя-логопеда в одной ОО, нет такой возможности оказать своевременную помощь всем нуждающимся воспитанникам;
- сложная структура дефекта, часто сопровождающаяся недостаточностью познавательной деятельности;
- отсутствие в предметно-развивающей среде современного коррекционного программного обеспечения, непосредственно влияющего на механизм происхождения нарушения (методики: FAST-ForWord, FORBRAIN, Лого-батут и др.).
РЕШЕНИЕ
- Обратиться с заявкой к администрации по оснащению предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
Гарипова З.А.
С целью повышения самообразования и профессионального мастерства досрочно прошла аттестацию, на основании приказа № 267 от 24 февраля 2016 года о решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, мне была установлена высшая квалификационная категория.
Опубликовала методические разработки на интернет-страницах СМИ: «Педагогический мир» по теме: «Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья»; Центр педагогического мастерства "Новые идеи" по теме: «Федеральный государственный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
С целью повышения педагогического профессионализма в течение учебного года участвовала во Всероссийских конкурсах педагогического мастерства: «Учитель-логопед 2016» -1 место.
Тишкова И.Р.
В период с 07.10 по 21.10. 2015 прошла повышение квалификации в ГОУ ВПО Ханты-Мансийского АО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Являюсь победителем Международной Олимпиады в номинации: «Олимпиадная работа для педагогов», название работы «Профессиональная компетентность учителя-логопеда».(17.03.2016)
Опубликовала статью «Компьютер и ребёнок» в Сборнике педагогических идей ЦДО «Прояви себя» (выпуск № 10 от 01.04.2016).
Консультация по написанию анализа работы.
Баринова И.И.
Повышение квалификации на очном курсе «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ» объёмом 72 часа. Удостоверение ГОУ ВПО «СурГПУ» Регистрационный номер: 5982 23.10.2015.
Повышение квалификации на дистанционном курсе «Экспертная деятельность педагога» объёмом 108 часов в рамках дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Представление профессионального педагогического опыта» Удостоверение АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»Регистрационный номер:03-7-2010.11.2015.
Победитель (I место) Международной Олимпиады «Теория и методика развития речи детей» Диплом МИОП «Лидер»Регистрационный номер ПЛ04-1316-195230от 13.04.2016.
Участие во всероссийском Мастер-классе на тему: «Практические приёмы обследования праксиса у детей 3-10 лет: процедура и организация исследования, возрастные нормативы» Сертификат № 306161 Интерактивного педагогического портала «Мерсибо» 21.04.2016.
Повышение квалификации на очном курсе «Мониторинг готовности к школе в контексте оценки результатов освоения образовательной программы дошкольного образования» Удостоверение
ГОУ ВПО «СурГПУ»
Публикация учебно-методического материала на сайте prosveshhenie.ru «Сопровождение коррекционно-образовательного процесса методами кинезиологии» Свидетельство о публикации № 1606210315от 06.04.2016. Итого 36-37 различных участий. Поделиться опытом.
Литикова А.В.
Трудности
Значительно снижают качество коррекционно–педагогической работы с детьми-логопатами следующие причины:
- отсутствие своевременного медикаментозного лечения у некоторых детей с наличием дизартрического компонента;
- несвоевременное выявление сложных речевых нарушений;
- невозможность более ранней коррекции речевых нарушений.
- низкая мотивация со стороны ребенка и родителей.
- частые пропуски детей.
Шуганова Н.И.
В этом учебном году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию.
Акимова М.В.
Прошла профессиональную переподготовку по программе «логопедия» в объеме 520 часов («Институт новых технологий в образовании», г. Омск). Получен диплом (ПП-V 002145, регистрационный номер 4234)
Прошла повышение квалификации Сургутского государственного педагогического университета по теме «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 16 часов (удостоверение 862400680400, регистр. № 3483)
Международная олимпиада для педагогов. Название работы: «Профессиональная компетентность учителя-логопеда» (I место), (регистр номер: ПЛОЗ-0916-163346)
На Всероссийском сайте для педагогов опубликовала конспект коррекционно-образовательной деятельности по теме «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях» (свидетельство – серия АА №28).
Опубликовала на сайте «Альманах педагога» «Индивидуальную образовательную программу воспитанника группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и/или психическом развитии»
Буркица Н.А.
Курсы повышения квалификации «Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования» Удостоверение «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» №928 от 01.12.2015
Гричка С.В.
В 2015-2016 учебном году прошла повышение квалификации в ГОУ ВПО Ханты-Мансийского АО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 часа.
Международная олимпиада. Диплом Iстепени в номинации олимпиадная работа для педагогов: «ФГОС в ДОУ»
Провела 134 консультации ( на 14 детей). Поделиться опытом.
Лобанова Ю.И.
Прошла обучение на дистанционном мастер-классе АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» объёмом 108 часов в направлении «Экспертная деятельность педагога».
Приняла участие в качестве эксперта экспертной комиссии по направлению «Дошкольное образование» в Открытом международном профессиональном конкурсе педагогов «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике».
Трудности
Основными трудностями работы с родителями по данному направлению в течение нескольких лет по-прежнему остаются:
- Низкая психлого-педагогическая грамотность родителей (незнание возрастных нормативов, невозможность оказать помощь ребёнку при выполнении того или иного задания)
- Родители не следуют рекомендациям учителя-логопеда по закреплению заданий и медицинскому лечению дефекта ребёнка с ОВЗ.
Следовательно, необходимо обращать внимание на психолого-педагогическую грамотность родителей и необходимость медикаментозного воздействия, на речевой дефект детей через освещение данных проблем в широких слоях общества. Это может быть достигнуто путём индивидуального просвещения родителей, совместную коррекционно-образовательную деятельность с родителями и организацию семинара или профилактической встречи с детским неврологом.
Мичурина Е.К.
Была написана статья для сборника «Волга-ТРИЗ» на тему: «Рифмование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
В течение учебного 2015-2016 года прошла курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 часов (удостоверение 180000207334).
Трудности
Несмотря на разработанные учителями-логопедами в помощь воспитателям групп методические материалы по развитию всех компонентов речи, связная речь остается последним звеном в рейтинге успешности. Это объясняется тем, что связная речь требует более напряженного внимания к содержанию речи, а так же идет с каждым годом увеличение доли детей с двуязычием.
Низенькая Ю.В.
Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ».
В этом учебном году успешно прошла процедуру аттестации на высшую квалификационную категорию, которая была присвоена 30 марта 2016 г.
Трудности
Из - за недостаточного количества специализированных групп в логопедический пункт принимаются дети с заиканием, дизартрией, ринолалией.
Зимина В.В.
1.Победитель Международной Олимпиады по теме «Методика работы с детьми с ЗПР», ноябрь 2015 года
2.Победитель Международного фестиваля работников образования «Я - Педагог»,
3.Победитель Международной Олимпиады по теме «Профессиональная компетентность учителя-логопеда», март 2016 года
4.Разместила свои материалы в электронном журнале «ШКОЛЛЕГИ» выпуск №5, 2016 год.
В мае 2016 года мне присвоена высшая квалификационная категория.
Курбачева О.В.
Представлен материал на тему «Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» на международном творческом конкурсе. Результат: лауреат I степени.
Представлен материал на тему «Лэпбук как инновационная форма организации совместной деятельности участников образовательных отношений по формированию всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста» на международном творческом конкурсе. Результат: I место. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FV%2FXKzm2espgSZZWSmnQXs04b4EZGcAv8sBoyY4oiLvw%3D%3A%2F022%20(09.05.2016%20-%2015.05.2016).xlsx&name=022%20(09.05.2016%20-%2015.05.2016).xlsx&c=573df3b5d90e
Трудности
В недостаточной мере была проведена работа с родителями, а именно вниманию родителей было представлено недостаточное количество открытых мероприятий, и не выполнена полностью работа в просветительно-профилактическом направлении. Включила в работу на следующий год.
Кириллова Р.А.
Международный педагогический журнал «Предметник». Конкурс «Лучшее логопедическое занятие». Победитель, II место.
Консультация по написанию анализа работы.
Консультация по написанию анализа работы рекомендуется Загайновой И.А.
Уткина Н.Н.
Приняла участие в Международной Олимпиаде «Профессиональная компетентность учителя – логопеда» - I место.
Имею Свидетельство о публикации работы на Всероссийском учебно-образовательном интернет-портале «Педагог +».
курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ» «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (07 – 21 октября 2015 г.).
С 1 мая по 1 ноября 2015 года мною пройдена переподготовка по курсу «Логопедия» (срок обучения 6 месяцев) в Омском институте дистанционного образования.
В течение учебного 2015-16 учебного года проходило методическое сопровождение молодых специалистов: Пономаревой К.А., Яковлевой О.Н., которое продолжат в следующем году педагоги-наставники: Гарипова З.А., Акимова М.В., Пастухова С.А.
В результате вышеперечисленных видов деятельности по основным направлениям логопедической службы СМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов можно сделать вывод:
- Задачи, поставленные перед РМО, реализованы.
- План работы за 2015-2016 учебный год выполнен.
Позитивные результаты отмечаются по всем направлениям деятельности логопедической службы, что говорит о профессиональной компетентности специалистов.
(слайд № 24)
СМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов в 2016-2017 учебном году продолжит работать по методической теме: «Модернизация коррекционно-логопедического процесса с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Руководитель РМО учителей-логопедов:
Пастухова С. А. __________________ июнь 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Анализ работы кафедры педагогов ОО "Физическая культура" за 2014-2015 учебный год"
Материал может быть полезен руководителям ШМО и кафедр предметной области "Физическая культура"...
Анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году учителя МО работали над проблемой «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности». Вся методическая работа была напр...
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год....
Анализ работы ШМО учителей русского, башкирского, английского языков (2014-2015 учебный год)
Анализ ШМО учителей русского, башкирского, английского языков за 2014-2015 учебный год...
АНАЛИЗ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ЗА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
АНАЛИЗ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ЗА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Анализ работы РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов за 2016-17 учебный год.
В течение 2016-2017 учебного года деятельность районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов регламентировалась доминантной целью, сформулированной в плане работ...
Анализ работы Методического объединения учителей иностранного языка за 2014-2015 учебный год.
Работа внутри методического объединенияОбобщение и распространение опыта (на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер -классы, семинары, конференции, круглые столы и др) Повышение к...