Выступление на МО "Коммуникативные БУД в практике современного воспитателя"
опыты и эксперименты (6 класс) по теме

Новикова Галина Захаровна

Воспитание влечёт за собой формирование БУДов. Каких, расскажет статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_yanv.2017.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей

по теме «Коммуникативные БУД в практике современного воспитателя»

Современные подходы к повышению эффективности воспитания учащихся с умственной отсталостью предполагают формирование у них положительной мотивации к учению, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего воспитания проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, т.к. она во многом определяют уровень ее сформированности и успешность воспитания школьника.

Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности воспитания на всех ступенях образования;

-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Главная цель формирования базовых учебных действий (БУД) состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта воспитательной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачи формирования базовых учебных действий в ГПД для детей с тяжелой степенью умственной отсталостью:

- подготовка ребенка к нахождению со сверстниками;

- способность взаимодействовать с группой учащихся;

-умение работать по алгоритму.

Основными направлениями при формировании БУД (базовых учебных действий) являются:

  • признание того, что развитие личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, воспитательной;
  • развитие личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • определение путей и способов достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
  • ориентация на результаты образования с целью общекультурного и личностного развития учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат воспитания;
  • реализация права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого воспитанника, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • разнообразие организационных форм воспитательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

С учетом возрастных особенностей воспитанников с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Коммуникативные учебные действия, формируемые в 1- 4классах:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель - воспитанник, воспитанник – воспитанник, воспитанник – ГПД, воспитатель – ГПД);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одногруппниками и воспитателем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Коммуникативные учебные действия, формируемые в 5-11 классах

Коммуникативные учебные действия включают:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Одним из средств формирования данных БУД является диалог, как четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора.

Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:

  • проявление интереса к беседе;
  • обеспечение внимания к собеседнику;
  • умения:
  • вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
  • строить речь грамматически правильно;
  • точно отбирать слова для выражения мыслей;
  • придавать речи соответствующую интонационную окраску.

На занятиях в группе продлённого дня может быть организован диалог воспитанника с воспитателем. Задача педагога – дать необходимые знания и умения ребёнку для полноценного и правильного ведения диалога при выполнении домашних заданий в ГПД.

Проведение в ГПД ролевых игр, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям помогает ребёнку правильно строить диалог при общении.

Базовые учебные действия связаны с содержанием учебных предметов, к которым готовят воспитанники домашние задания в ГПД. Рассмотрим коммуникативные БУД на примере предмета «развитие речи» для воспитанницы ГПД Тереховой Светланы (6 класс, ТУО).  

При выполнении домашних заданий по развитию речи я использую коммуникативный подход, основной задачей которого признается обучение общению, формирование коммуникативных умений. 

Больше всего Свете нравится игра «Да-нетка».  Во время подготовки к развитию речи я, например, читаю сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Потом задаю вопросы по её содержанию, например: «Старуха неводом ловила рыбу?». Воспитанница отвечает «нет». Следовательно, на мой следующий вопрос «Старик ловил рыбу?» ей будет ответить проще. Она должна сказать: «Да».

Трудность при проведении игры может заключаться в том, что она не всегда внимательно слушает сказку и не запоминает её сюжет. Для предупреждения ошибок воспитанница, прежде чем ответить на следующий мой вопрос, должна сделать вывод из предыдущего своего ответа. Для построения высказывания ей предлагается опора: «Если это не …, то может быть ….» («Если это не старуха, то старик ловил рыбу».)

При выполнении домашних заданий по развитии речи в ГПД Света учит четверостишия на слух, повторяя за мной, чётко улавливая при этом мою интонацию. Но из-за кратковременности памяти она часто не может воспроизвести выученное стихотворение через некоторое время.

В конце первого полугодия мною  был проведён мониторинг, выявивший уровень сформированности коммуникативных БУД Тереховой С. В основу легли четыре критерия, которые оценивались баллами от 0 до 5. Результаты представлены в таблице.

Индивидуальные достижения воспитанницы Тереховой С. по предмету:  развитие речи

Критерии

Баллы

  1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

4

  1. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

1

  1. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

2

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3

0 баллов – действия отсутствуют, воспитанница не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с воспитателем;

1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию воспитателя, при необходимости требует оказания помощи.

2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию воспитателя, в отдельных ситуациях способна выполнить его самостоятельно;

3 балла – способна самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию воспитателя;

4 балла – способна самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию воспитателя;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Вывод: из таблицы видно, что Света лучше всего понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека. Особую трудность у неё вызывает умение использовать словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. Следовательно, во втором полугодии имеется необходимость уделить больше внимания отработке навыка употребления слов и фраз в речи.

Воспитатель ГПД                                                                                 Г.З.Новикова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.

Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей

quot;Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...