Выступление на МО "Коммуникативные БУД в практике современного воспитателя"
опыты и эксперименты (6 класс) по теме
Воспитание влечёт за собой формирование БУДов. Каких, расскажет статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_yanv.2017.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей
по теме «Коммуникативные БУД в практике современного воспитателя»
Современные подходы к повышению эффективности воспитания учащихся с умственной отсталостью предполагают формирование у них положительной мотивации к учению, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего воспитания проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, т.к. она во многом определяют уровень ее сформированности и успешность воспитания школьника.
Функции базовых учебных действий:
-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности воспитания на всех ступенях образования;
-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Главная цель формирования базовых учебных действий (БУД) состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта воспитательной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачи формирования базовых учебных действий в ГПД для детей с тяжелой степенью умственной отсталостью:
- подготовка ребенка к нахождению со сверстниками;
- способность взаимодействовать с группой учащихся;
-умение работать по алгоритму.
Основными направлениями при формировании БУД (базовых учебных действий) являются:
- признание того, что развитие личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, воспитательной;
- развитие личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- определение путей и способов достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентация на результаты образования с целью общекультурного и личностного развития учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат воспитания;
- реализация права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого воспитанника, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм воспитательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
С учетом возрастных особенностей воспитанников с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Коммуникативные учебные действия, формируемые в 1- 4классах:
- вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель - воспитанник, воспитанник – воспитанник, воспитанник – ГПД, воспитатель – ГПД);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одногруппниками и воспитателем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Коммуникативные учебные действия, формируемые в 5-11 классах
Коммуникативные учебные действия включают:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Одним из средств формирования данных БУД является диалог, как четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора.
Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:
- проявление интереса к беседе;
- обеспечение внимания к собеседнику;
- умения:
- вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
- строить речь грамматически правильно;
- точно отбирать слова для выражения мыслей;
- придавать речи соответствующую интонационную окраску.
На занятиях в группе продлённого дня может быть организован диалог воспитанника с воспитателем. Задача педагога – дать необходимые знания и умения ребёнку для полноценного и правильного ведения диалога при выполнении домашних заданий в ГПД.
Проведение в ГПД ролевых игр, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям помогает ребёнку правильно строить диалог при общении.
Базовые учебные действия связаны с содержанием учебных предметов, к которым готовят воспитанники домашние задания в ГПД. Рассмотрим коммуникативные БУД на примере предмета «развитие речи» для воспитанницы ГПД Тереховой Светланы (6 класс, ТУО).
При выполнении домашних заданий по развитию речи я использую коммуникативный подход, основной задачей которого признается обучение общению, формирование коммуникативных умений.
Больше всего Свете нравится игра «Да-нетка». Во время подготовки к развитию речи я, например, читаю сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Потом задаю вопросы по её содержанию, например: «Старуха неводом ловила рыбу?». Воспитанница отвечает «нет». Следовательно, на мой следующий вопрос «Старик ловил рыбу?» ей будет ответить проще. Она должна сказать: «Да».
Трудность при проведении игры может заключаться в том, что она не всегда внимательно слушает сказку и не запоминает её сюжет. Для предупреждения ошибок воспитанница, прежде чем ответить на следующий мой вопрос, должна сделать вывод из предыдущего своего ответа. Для построения высказывания ей предлагается опора: «Если это не …, то может быть ….» («Если это не старуха, то старик ловил рыбу».)
При выполнении домашних заданий по развитии речи в ГПД Света учит четверостишия на слух, повторяя за мной, чётко улавливая при этом мою интонацию. Но из-за кратковременности памяти она часто не может воспроизвести выученное стихотворение через некоторое время.
В конце первого полугодия мною был проведён мониторинг, выявивший уровень сформированности коммуникативных БУД Тереховой С. В основу легли четыре критерия, которые оценивались баллами от 0 до 5. Результаты представлены в таблице.
Индивидуальные достижения воспитанницы Тереховой С. по предмету: развитие речи
Критерии | Баллы |
| 4 |
| 1 |
| 2 |
| 3 |
0 баллов – действия отсутствуют, воспитанница не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с воспитателем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию воспитателя, при необходимости требует оказания помощи.
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию воспитателя, в отдельных ситуациях способна выполнить его самостоятельно;
3 балла – способна самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию воспитателя;
4 балла – способна самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию воспитателя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Вывод: из таблицы видно, что Света лучше всего понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека. Особую трудность у неё вызывает умение использовать словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. Следовательно, во втором полугодии имеется необходимость уделить больше внимания отработке навыка употребления слов и фраз в речи.
Воспитатель ГПД Г.З.Новикова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования"
Статья в сборнике...
Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.
Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...
Игровые технологии в практике работы воспитателя
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...
Выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей
quot;Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе"...
«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...