«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»
статья (5, 6, 7 класс)

Сенченкова Татьяна Ивановна

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

CТАТЬЯ: «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя

Центра социальной помощи семье и детям»

Сенченкова Татьяна Ивановна,

Воспитатель СПб ГБУ СОН «ЦСПСиД

Калининского района Санкт-Петербурга»

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга» - это уникальное социозащитное учреждение, так как предметами его деятельности являются предоставление комплекса социальных услуг семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, их социальная адаптация и социальная реабилитация, а также осуществление отдельных функций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Также Центр оказывает помощь и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, оставшимся без попечения родителей. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.

Перед воспитателями ЦСПСиД с учетом специфики учреждения ставятся следующие задачи по здоровьесбережению воспитанников:

1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

2. Организация полноценного усиленного питания.

3. Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

5. Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

Стационарное Отделение ЦСПСиД соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с постоянным проживанием воспитанников в Стационарном Отделении ЦСПСиД организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем Стационарном Отделении ЦСПСиД действует четкий режим, составленный с учетом учебного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками Стационарного Отделения ЦСПСиД о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.

Организация полноценного усиленного питания.

Для воспитанников Стационарного Отделения ЦСПСиД организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. Питание сбалансированно с учетом основного вида образовательной деятельности воспитанников.

В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения рациона для сохранения здоровья и достижений в учебной деятельности. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».

Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.

Воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях. Проект «Стань звездой», разработанный одним из воспитателей Стационарного Отделения ЦСПСиД, помогает сплотить коллектив ребят, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.

Пропаганда здорового образа жизни.

В течение всего учебного года воспитатели Стационарного Отделения ЦСПСиД проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской общественной организацией «Общее дело». Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в Стационарном Отделении ЦСПСиД, поведения вне социозащитного уреждения; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем Стационарного Отделения ЦСПСиД разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ». Совместная работа воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.

Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения ЦСПСиД (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).

Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:

1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).

#1044;уховно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).

3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).

4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению ЦСПСиД, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).

5. Научно-познавательное (разработка проектов).

6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических занятий по эстетике внешнего вида воспитанникав, культуре поведения и речи и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания

Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...

Работа воспитателя Центра социальной помощи семье и детям в условиях обновления образования

Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение, особенно когда речь идет о проблемах социализации и формировании личности. В центр социальной помощи семье и детям поступ...

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

План мероприятий государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» на 1 июня 2016 г.

План мероприятийгосударственного автономного учреждения Новосибирской области«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»на 1 июня 2016 г....

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...