Препараты бытовой химии в нашем доме - 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме
Препараты бытовой химии в нашем доме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preparaty_bytovoy_himii_v_nashem_dome.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием Управление образованием
городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ ОШ 7
МБОУ ОШ 7 _________Третьяков Ю.Е.
Протокол № 1 от 30.08.2016 Приказ № 134/1-ОД от 31.08.2016
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Вариативный курс: Препараты бытовой химии в нашем доме
Класс (годы) 7 классы, 2016-2017 учебный год
Составитель: Одинцова И.Н.,
учитель химии,
первая квалификационная категория
ГО Красноуфимск
2016
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основании программы элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
Программа пролонгирована на 20__-20__ г. Протокол заседания научно-методического совета №___от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ №7 ____________________Ю.Е.Третьяков «_________»__________июня______20__г |
Программа пролонгирована на 20__-20__ г. Протокол заседания научно-методического совета №___от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ №7 ____________________Ю.Е.Третьяков «_________»__________июня______20__г |
Программа пролонгирована на 20__-20__ г. Протокол заседания научно-методического совета №___от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ №7 ____________________Ю.Е.Третьяков «_________»__________июня______20__г |
Программа пролонгирована на 20__-20__ г. Протокол заседания научно-методического совета №___от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ №7 ____________________Ю.Е.Третьяков «_________»__________июня______20__г |
Программа пролонгирована на 20__-20__ г. Протокол заседания научно-методического совета №___от _______________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ №7 ____________________Ю.Е.Третьяков «_________»__________июня______20__г |
Пояснительная записка.
Рабочая программа вариативного курса по химии составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями
3. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Программа элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)
6. Устава образовательного учреждения
7. Программы развития школы
8. Образовательной программы МБОУ ОШ 7, утвержденной приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
9. Учебного плана МБОУ ОШ7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016г №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253». Габриелян О. С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие - М.: Дрофа, 2006.
11. Календарный учебный график МБОУ ОШ 7на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ химического мировоззрения детям предлагается вариативный курс «Препараты бытовой химии в нашем доме».
Содержание материала соответствует государственной программе для общеобразовательных учреждений. Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересна химия. Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.
Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным. Темы практических работ, предложенных в данной программе, позволяет учащимся интегрировать химические знания с историей, географией, биологией и темами других вариативных курсов. Данный вариативный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышению уровня химической подготовки, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-способствовать применению полученных знаний и умений для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- помочь учащимся в подготовке к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями;
-привить учащимся основы экологической грамотности;
-сформировать умения обращаться с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.
Планируемый результат:
После изучения данного курса учащиеся должны:
- знать состав, свойства и области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей, минералов и полимеров;
- уметь применять эти вещества по назначению и соблюдать правила безопасного обращения с ними.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Технологии, формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы.
Использую в своей работе технологию развивающего личностно-ориентированного образования, здоровьесберегающих и информационных технологий и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.
На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.
Используя современные педагогические технологии, получаю возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.
Формы работы – индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Провожу различные виды занятий: лекции, практикумы, экскурсии, уроки деловой игры.
Провожу различные типы занятий: изучения нового материала; применения знаний и умений; комбинированные занятия; обобщения и систематизации знаний.
В своей педагогической деятельности я использую информационные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы обучения.
Виды и формы контроля.
Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.
Программа вариативного курса «Препараты бытовой химии в нашем доме» рассчитана на изучение химии с недельной нагрузкой 1 час, всего 19 учебных занятий.
Содержание курса
1. Препараты бытовой химии и наше здоровье.
Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними. Первая помощь при несчастных случаях. Домашняя аптечка.
2. Растворы.
Состав и практическое использование растворов солей и щелочей. Кислоты в нашей жизни.
3. Моющие и чистящие средства.
Универсальные моющие и чистящие средства, их использование. Чистка посуды. Выведение пятен.
4. Склеить можно всё.
Клеи и способы склеивания материалов. Приготовление клеевых составов.
5. Средства ухода за комнатными растениями.
Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы. Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений.
6. Итоговое занятие.
Защита проектных работ.
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Общее количество часов | ||
Всего | Практических занятий | Теоретические занятия | |
1. Препараты бытовой химии и наше здоровье | 4 | 4 | |
2. Растворы | 3 | 1 | 2 |
3. Моющие и чистящие средства | 4 | 1 | 3 |
4. Склеить можно всё | 2 | 1 | 1 |
5. Средства ухода за комнатными растениями | 3 | 2 | 1 |
6. Итоговое занятие | 3 | 3 | |
Итого | 19 | 5 | 14 |
Препараты бытовой химии в нашем доме | |||||||
№ | Тема | Количество часов | Дата | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятельности | ||
план | факт | Знать, понимать | уметь, применять | ||||
1-2 3. 4. | 1. Препараты бытовой химии и наше здоровье. Средства бытовой химии в доме и правила безопасного обращения с ними. Первая помощь при несчастных случаях. Домашняя аптечка. | 4 | Знать правила ТБ при хранении и использовании химических веществ в быту. | Уметь оказывать первую помощь при несчастном случае. | Лекция. Беседа. Экскурсия в аптеку | ||
5. 6-7. | 2. Растворы. Состав и практическое использование растворов солей и щелочей. Кислоты в нашей жизни. | 3 | Знать состав и практическое использование растворов солей, щелочей и кислот | Уметь определять щёлочи и кислоты при помощи индикаторов | Лекция. Сообщения учащихся. Лабораторная работа. Свойства кислот. | ||
8. 9. 10-11. | 3. Моющие и чистящие средства. Универсальные моющие и чистящие средства, их использование. Чистка посуды. Выведение пятен. | 4 | Знать основные моющие и чистящие средства. | Уметь применять моющие и чистящие средства для чистки посуды и выведения пятен. | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа. Работа с CD. | ||
12. 13. | 4. Склеить можно всё. Клеи и способы склеивания материалов. Приготовление клеевых составов. | 2 | Знать виды клеев и правила склеивания. | Уметь подбирать и готовить клеевые составы. | Лекция. Практическая работа. | ||
14. 15. 16. | 5. Средства ухода за комнатными растениями. Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы. Приготовление питательного раствора для подкормки комнатных растений. Средства защиты растений. | 3 | Знать основные виды удобрений и способы их использования. | Уметь готовить питательные растворы для растений. | Лекция. Сообщения учащихся. Практическая работа Приготовление питательного раствора | ||
17-19. | 6. Итоговое занятие. Защита проектных работ.
Итого: 19 часов в год | 3 | Знать требования к оформлению проектной работы. | Уметь готовить сообщения, слайд – презентации, работать с CD. | Защита проектных работ. |
Итого за год: 16 + 19= 35 часов
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Инструменты:
1. Химическая посуда: пробирки, колбы, стаканы, стеклянные трубочки и палочки, пробки, зажимы, лопаточки, планшетки с ячейками
2. Спиртовки,
3. Ареометры
4. Термометры
5. Магниты
6. Химические трафареты
7. Аптечка
ТСО:
1. Ноутбук, проектор, колонки
2. Телевизор, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель
3. Компьютер, сканер, принтер
Раздаточные материалы:
1. Химические реактивы и оборудование для проведения эксперимента.
2. Коллекции полезных ископаемых
3. Инструкции по проведению практических работ
Наглядные материалы:
1. Таблицы:
- Серия учебных таблиц по химии
- Строение вещества
- Охрана природы
- Лабораторное оборудование
- Правила техники безопасности в кабинете химии
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
2. Электронные издания:
- Химия 8 класс – 3 диска
- Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
- Химия для всех. Самоучитель по решению задач.
- Химия в школе. Атом и молекула.
- Химия для гуманитариев. Элективный курс.
- Химия. Базовый курс
- Органическая химия
- Мониторинг и качество образования
- Химия и электрический ток
- Галогены. Сера
- Азот и фосфор
- Углерод и кремний. Ч.1
- Углерод и кремний. Ч.2
3. Видеофильмы:
1. Химия вокруг нас
2. Школьный химический эксперимент. Органическая химия. Части 1, 2, 3.
3. Школьный химический эксперимент. Общие свойства металлов.
4. Химия элементов – неметаллов
5. Ломоносов. Менделеев.
Список литературы
Методическая литература
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
2. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.
3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 1999.
4. Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
8. Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г.А.Фадеева - Волгоград: Учитель, 2007
9. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической
химии. М.: АРКТИ, 1999.
10. Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
11. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О. С. Габриелян М.: Дрофа, 2006.
12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград:
Учитель, 2007
13. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное
обучение. – М.: Дрофа, 2006
14. Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2006
15. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005
16. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии - М.: Дрофа, 2007
17. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
18. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение,
1996.
19. Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Литература для учащихся
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
- Арабаджи В.И. Загадки простой воды. М.: Знание, 1973.
- Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
- Егоров А.С. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
- Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990.
- Курячая М.А. Химия в картинках. М.: Детская литература, 1992.
- Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Смирнов Ю.И. СПб: ИКФ МиМ Экспресс, 1995.
- Михеев А.В. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
- Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007
- Никулин Ф. Чудеса подлинные и мнимые. М.: Молодая гвардия, 1978.
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
- Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
- Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007
- Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. М.: Дрофа, 2007.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
- Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Приложение
Темы проектных работ и сообщений учащихся
1. Растворители в химической промышленности и в быту.
2. Отравления препаратами бытовой химии.
3. В нашем доме ремонт (краски, лаки, растворители).
4. Адсорбция и абсорбция в химической чистке одежды.
5.Как придать одежде обновлённый вид.
6.Слайд – презентация «Современные пятновыводящие средства». Инструкция
пользователю.
7. Вчера, сегодня, завтра бытовой химии.
8. Клеи и способы склеивания материалов. (Полезные советы).
9. Химия защищает и лечит растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»
Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и ре...
Элективный курс "Химия в нашем доме"
Программа элективного курса «Химия в нашем доме» предназначена для учащихся 9 классов. Основная идея данного курса заключается в расширении знаний учащихся о веществах, их свойствах и прим...
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
Технологическая карта к уроку...
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
Презентация к уроку...
Мастер-класс "Умные технологии" Тема "ХИМИЯ в нашем доме. Химия вокруг нас"
В любой профессиональной деятельности, человек соприкасается с веществами. Химия, обладая огромным возможностями, создаёт невиданные ранее материалы, умножает плодородие, облегчает труд человека.Испол...
Мастер-класс "Химия в нашем доме"
Мастер-класс "Химия в нашем доме" представленный на VIII Республиканском фестивале "Образовательные практики в рамках работы инновационных площадок по введению и реализации ФГОС общего ...