Элективный курс "Химия в нашем доме"
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Программа элективного курса «Химия в нашем доме» предназначена для учащихся 9 классов. Основная идея данного курса заключается в расширении знаний учащихся о веществах, их свойствах и применении в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_himiya_v_nashem_dome.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Химия в нашем доме»
Аннотация
Программа элективного курса «Химия в нашем доме» предназначена для учащихся 9 классов. Основная идея данного курса заключается в расширении знаний учащихся о веществах, их свойствах и применении в быту.
Пояснительная записка
Химия является важной частью процесса цивилизации. Без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Актуальность данного курса заключается в том, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни. Изучение химии требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека.
Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет вполне учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством.
Предлагаемый элективный курс способствует более осознанному выбору учащимися профиля на старшей ступени обучения. Его изучение позволит учащимся, с одной стороны, использовать положительные свойства веществ и явлений в быту, и, с другой стороны, избежать их отрицательного влияния на организм. Курс будет интересен учащимся, так как в качестве исследования предлагаются привычные для них вещества и явления.
Цель курса:
Формирование устойчивых представлений учащихся о значимости химических веществ, как необходимом компоненте жизни человека.
Задачи курса:
- Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни на основе знаний, ранее полученных на уроках химии и биологии.
- Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем.
- Создать условия для приобретения опыта обращения с веществами через практические работы и участие в учебном исследовании.
- Познакомить учащихся с некоторыми методиками химического анализа, которые позволяют контролировать качество и состав некоторых веществ.
- Формировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию
Курс предназначен к освоению учащимися 9 класса и представлен в объеме 17 часов. Рекомендован к изучению во втором полугодии 1 час в неделю.
Содержание программы знакомит учащихся с историей возникновения и применения различных веществ, окружающих нас. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
В рамках элективного курса, по каждому разделу предусматривается выполнение учащимися проектных работ, которые позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивать их творческие способности.
Спецификой данного курса является экологическая и валеологическая направленность изучения данного курса. Особое внимание уделяется изучению последствий влияния химических веществ на организм человека и способам защиты от негативных воздействий.
Усвоение материала контролируется посредством оценки выполнения практических работ, рефератов. По итогам курса проводится защита проектных работ, что является итоговой формой контроля.
В результате усвоения курса учащиеся должны знать:
- Основные отрасли химической промышленности, продукцию химической промышленности.
- Состав строительных и отделочных материалов, возможны негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания.
- Химический состав продуктов питания.
- Пищевые добавки и их влияние на организм человека.
- Роль воды в жизни человека. Питьевой режим.
- Качественный состав природных вод и водопроводной воды, соков и прохладительных напитков.
- Методы очистки пресной воды от загрязнений. Нормирование качества питьевой воды.
- Роль микроэлементов в организме человека. Нормы потребления соли.
- Химическая основа применения соды в хлебопечении.
- Продукция силикатной промышленности. Стекло, фарфор.
- Различные металлические покрытия кухонной посуды, их свойства и применение.
- История создания мыла. Химический состав мыла.
- Химический состав синтетических моющих средств. Механизм действия синтетических моющих средств.
- Состав и применение косметической химии.
- История создания косметических средств. Духи, крема, средства гигиены.
- Основные группы лекарственных препаратов. Правила применения лекарственных препаратов.
- Домашняя аптечка. Лекарственные препараты первой необходимости.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;
- Применять простейшие методы очистки питьевой воды.
- Получать мыло
- Пользоваться СМС и мылом по назначению (в зависимости от вида ткани и качества воды)
- Рационально использовать косметические средства
- Правильно использовать лекарственные препараты.
- Наблюдать, самостоятельно получать и применять знания, описывать результаты наблюдений и экспериментов.
Тематический план:
№ | Разделы и темы курса | Часы | Теория | Практика | Методы и формы работы. | Форма контроля |
I 1 | Введение Химия в жизни человека | 1 | Значение химии в жизни человека. Отрасли химической промышленности. Продукция химической промышленности | лекция | конспект | |
II 2 3 | Из чего построен наш дом Строительные материалы Отделочные материалы | 2 | Виды строительных материалов: природные и искусственные. Строительные материалы на основе кремния. Группы отделочных материалов. Состав штукатурных растворов и растворов для побелки. Механизм высыхания. Правила приготовления известкового раствора.Виды и группы красок. Как правильно выбрать краску. Правила техники безопасности при работе с красками. Виды и типы грунтовок, шпаклевок, разбавителей, лаков, растворителей. Правила безопасности при работе с этими материалами. | Анализ образцов строительных материалов: физико-химические свойства. Гашение извести. Анализ образцов красок и растворителей. | Беседа, практичес-кая работа. | Выполнение практичес-кой работы Разработка дизайн-проекта «Дом моей мечты» |
III | Заглянем на кухню Что мы едим Что мы пьем Соль, сода и Cо Посуда | 6 | Пища. Приемы рационального питания. Белки жиры и углеводы – основа жизни. Развитие пищевой промышленности. «Искусственная пища». Пищевые добавки: консерванты, загустители, эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, подсластители. Обозначение пищевых добавок. Влияние пищевых добавок на организм. Значение воды для человека. Природная и питьевая вода. Показатели качества питьевой воды. Методы очистки воды от примесей. Безалкогольные напитки: чай, кофе, газированные напитки, соки. Их влияние на организм человека. Роль микроэлементов в организме человека. Поваренная соль, значение для организма человека, суточная потребность, избыток и недостаток соли в организме, добавки к пищевой соли. Пищевая сода, химическая основа применения соды в хлебопечении. Продукция силикатной промышленности: стекло, фарфор. Металлическая посуда. Металлические покрытия. Правила применения различных чистящих средств для разных покрытий. | Определение белка в мясном бульоне, молоке, бульонных кубиках. Определение содержания глюкозы в яблочном соке, меде реактивом Фелинга. Экстрагирова-ние жиров. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок и их значения и влияния на организм. Оценка качества питьевой воды. Очистка воды подручными средствами. Изучение состава газированных напитков (по этикеткам). Анализ качества безалкогольных напитков. Определение содержания поваренной соли в сыре. Взаимодейст-вие пищевой соды с уксусной эссенцией. Анализ образцов посуды. Чистка изделий из металлов. | Сообщения учащихся. Практичес-кая работа. Практичес-кая работа. Исследовательская игра. Практичес-кая работа Беседа. Практичес-кая работа. Сообщения учащихся. Практичес-кая работа. | Выполнение практичес-ких работ Разработка проекта «Здоровая пища» Разработка проекта «Чистая вода» |
IV | А что в ванной? Мыла СМС Косметичес-кая химия | 3 | Химический состав мыла, история мыловарения. Механизм действия мыла. Основные типы СМС. Правила правильного и безопасного применения СМС. СМС и режимы стирки стиральной машины. Отбеливатели (пероксидные, хлорные, серосодержащие), правила работы с отбеливателями. Шампуни и бальзамы для волос | Приготовление мыла. Изучение свойств мыла. Сравнение свойств мыла и СМС. Сравнение свойств мыла и шампуня. | Сообщения учащихся. Практическая работа. Лекция. Практическая работа. Практичес-кая работа. | Выполнение практичес-ких работ Разработка рекоменда-ций по использова-нию современ-ных моющих средств. Разработка проекта «Идеальное средство по уходу за волосами» |
V | У мамы в косметичке Парфюмерия и косметика. Средства гигиены | 2 | История парфюмерии. Парфюмерная промышленность.Духи, химический состав духов. Декоративная косметика. Правила ухода за кожей. Средства ухода за зубами (зубные пасты, порошки). Дезодоранты (твёрдые, шариковые, аэрозольные). | Анализ образцов парфюмерии и косметики. Анализ химического состава зубных паст. Как правильно подобрать зубную пасту. | Проблемная ситуация. Анкетирование. Мастер-класс. Встреча с косметоло-гом. Беседа. Мастер-класс. Встреча со стоматоло-гом. | Домашняя практичес-кая работа. Разработка проекта «Как стать красивой» |
VI | Домашняя аптечка | 1 | Лекарственные препараты. Виды лекарственных препаратов. Антибиотики. Передозировка и как ее избежать. | познакомиться с содержимым домашней аптечки первой и неотложной помощи; изучение сроков годности различных препаратов | Беседа. Практическое занятие в группах. Разработка проекта «Моя аптечка. Химический контроль». | провести анализ содержимо-го домашней аптечки |
VII | Обществен-ный смотр знаний | 2 | Защита проектов |
Содержание курса:
Тема 1. Введение. Химия в жизни человека (1ч).
Значение химии в жизни человека. Отрасли химической промышленности. Продукция химической промышленности. Развитие химической промышленности. Плюсы и минусы химической промышленности.
Тема 2. Из чего построен наш дом (2ч).
Виды строительных материалов: природные и искусственные. Строительные материалы на основе кремния.
Группы отделочных материалов. Состав штукатурных растворов и растворов для побелки. Механизм высыхания. Правила приготовления известкового раствора. Виды и группы красок. Как правильно выбрать краску. Правила техники безопасности при работе с красками. Виды и типы грунтовок, шпаклевок, разбавителей, лаков, растворителей. Правила безопасности при работе с этими материалами.
Практические работы:
- Изучение физико-химических свойств образцов строительных материалов.
- Гашение извести
Проектное задание:
- Дом моей мечты
Тема 3. Заглянем на кухню (6ч).
Пища. Значение питания. Режим питания. Приемы рационального питания. Белки жиры и углеводы – основа жизни. Белки: функции, пищевая ценность; основные источники пищевого белка. Жиры: животный жир и растительные масла, их пищевая ценность; пищевая порча жиров. Углеводы: моно- и полисахариды, содержание в пищевых продуктах, пищевая ценность.
Развитие пищевой промышленности. «Искусственная пища». Пищевые добавки: консерванты, загустители, эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, подсластители. Обозначение пищевых добавок. Влияние пищевых добавок на организм.
Значение воды для человека. Природная (речная, морская, дождевая, грунтовая, артезианская) и питьевая вода. Показатели качества питьевой воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Методы очистки воды от примесей.
Безалкогольные напитки: чай, кофе, газированные напитки, соки. Их влияние на организм человека.
Роль микроэлементов в организме человека. Поваренная соль, значение для организма человека, суточная потребность, избыток и недостаток соли в организме, добавки к пищевой соли. Пищевая сода, химическая основа применения соды в хлебопечении.
Продукция силикатной промышленности: стекло, фарфор. Металлическая посуда. Металлические покрытия. Правила применения различных чистящих средств для разных покрытий.
Практические работы:
- Определение белка в мясном бульоне, молоке, бульонных кубиках.
- Определение содержания глюкозы в яблочном соке, меде реактивом Фелинга.
- Экстрагирование жиров.
- Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок и их значения и влияния на организм.
- Оценка качества питьевой воды.
- Очистка воды подручными средствами.
- Изучение состава газированных напитков (по этикеткам). Анализ качества безалкогольных напитков.
- Определение содержания поваренной соли в сыре.
- Взаимодействие пищевой соды с уксусной эссенцией.
- Чистка изделий с различным металлическим покрытием
Проектное задание:
- Здоровая пища
- Чистая вода
Тема 4. А что в ванной?(3ч)
Химический состав мыла, история мыловарения. Механизм действия мыла.
Основные типы СМС. Правила правильного и безопасного применения СМС. СМС и режимы стирки стиральной машины. Отбеливатели (пероксидные, хлорные, серосодержащие), правила работы с отбеливателями.
Шампуни и бальзамы для волос. Структура волос. Правила ухода за волосами.
Практические работы:
- Приготовление мыла. Изучение свойств мыла.
- Сравнение свойств мыла и СМС.
- Сравнение свойств мыла и шампуня.
Проектное задание:
- Идеальное средство по уходу за волосами
Тема 5. У мамы в косметичке (2ч)
История парфюмерии. Парфюмерная промышленность. Духи, химический состав духов.
Декоративная косметика. Правила ухода за кожей.
Средства ухода за зубами (зубные пасты, порошки). Состав зубной пасты. Действующие вещества зубной пасты и порошка. Дезодоранты (твёрдые, шариковые, аэрозольные).
Практические работы:
- Анализ образцов парфюмерии и косметики.
- Анализ химического состава зубных паст.
Проектное задание:
- Как стать красивой
Тема 6. Домашняя аптечка (1ч)
Лекарственные препараты. Виды лекарственных препаратов. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Антибиотики. Дозировка и способы применения лекарственных средств. Передозировка и как ее избежать.
Практическая работа:
- Анализ содержимого домашней аптечки
Тема 7. Общественный смотр знаний (2ч).
Защита проектов. Итоговое занятие.
Литература для учителя:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М., Просвещение, 1983 г.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М. 2005.
- Артамонова В. Шампуни: химия и биология в одном флаконе//Химия и жизнь – XXIвек.-2001.-№4.-с.36-41
- Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.//Химия в школе.-2002.-№9.-с.73
- Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX – X кл. М.: Просвещение, 1977. – 160 с.
- Братенникова А.Н.,Юдо О.П. Чипсы: вред или польза?//Химия в школе.-2005.-№10.-с.54
- Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М., Просвещение, 1977г.
- Вилламо Х.Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир,1990. – 288 с., ил.
- Войтович В.А. Химия в быту. М., Знание, 1980г.
- Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. – 136 с.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л., Химия, 1978 г.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 192 с.: ил.
- Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. Издательство “Химия”. 1990
- Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 кл.: В2 ч. Ч.1.–М.: Дрофа, 1996. – 176 с.
- Можаев Г.М., Симинихина Н.В. Учебный исследовательский эксперимент//Химия в школе.-2003.-№1.-с. 52-54.
- Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. //Химия в школе.-1997.-№5
- Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва, «Аркти», 2000г
- Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды//Химия в школе. – 2001.-№7.-с.64
- Скурихин Н.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.:Высшая школа,1991
- Цобкало Ж.А., Мычко Д.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума//Химия в школе.-2003.-№8.-с.65-70.
- Харлакевич С.А. «Домашняя химическая лаборатория»//«Химия в школе, № 9, 2002г.
- Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт. – сост. В.Н. Головнер. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
- Эммануэль Н.М., Зайцев Г.Е. Химия и пища.- М., Наука, 1986
- Юдин А.М., Сучков В.Н. «Химия в быту». М. Химия, 1981.
- Яковишин Л.А.Химические опыты с лекарственными веществами//Химия в школе.-2004.-«9.-с.61
Литература для учащихся:
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М., Просвещение, 1977 г.
- Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики. М., Химия, 1979 г.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс, профильный уровень. – М.: Дрофа, 2006.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 192 с.: ил.
- Неорганическая химия Энциклопедия школьника. Под ред. М.А.Прокофьева. М., Советская энциклопедия, 1975 г.
- Манеров В.Б. и др. Лаки и краски в вашем доме.- М. 1989Линсон И.А. Занимательная химия.- М., Дрофа, 1996
- Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Шкуро Д.И. Забавная химия. Л., Детская литература, 1976 г.
- Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М., Химия, 1984 г.
- Энциклопедический словарь юного химика / Крицман В.А. и др. – М.: Педагогика, 1982.
- Энциклопедия для детей том17. Химия / Глав. Ред. В.А. Володин, – М.: Аванта+, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,
Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...
Элективный курс ,,Цветы в нашем доме,,
Предлагаемая программа раскрывает основные вопросы по разнообразию комнатных растений, выращиванию, уходу за ними и их свойствам. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность, ...
Свет и цвет в нашем доме
Влияние цветов и их оттенков на человека....
Праздники в нашем доме. Именины, день ангела.
Внеклассное мероприятие для начальной школы, которое знакомит детей с православными праздниками - именинами и днём Ангела....
"Мужчины нашего дома"
Лекторий для отцов....
"Мужчины нашего дома", разработка лектория для отцов
Лекторий для отцов...
Авторская дополнительная образовательная программа "Праздник в нашем доме"
Особенностью содержания современного образования являются не только знания, но и формирование действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способно...