"Проектная деятельность на уроках СБО"
методическая разработка на тему
Темы и содержание проектной деятельности на уроках СБО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.deyat_.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная форма социализации детей.
Учитель живет до тех пор, пока учиться;
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека.
В государственный компонент учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида включен предмет – «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), целью которого является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору современных образовательных технологий. И здесь перед учителем встает задача поиска различных методов, форм, приемов обучения, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников с нарушением интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы. Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектной деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся его представлением в рамках устной или письменной презентации. А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».
Изучение ряда журнальных статей, методической литературы дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и ее использование возможно на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Введение в процесс образования на уроках СБО в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Проектная деятельность позволяет объединить в себе изучение, повторение пройденного материала, закрепление и возможно практическое применение. Она способствует более глубокому осмыслению материала, пониманию взаимосвязи теории и практики. В ходе такой работы формируется эмоциональное отношение к знаниям, развивается творческое мышление, любознательность, что способствует появлению дополнительного интереса к изучаемому материалу. Это важно в условиях коррекционной школы, где обучаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Опираясь на опыт своей работы, хочу рассказать, как я использую проектную деятельность на уроках социально-бытовой ориентировки.
В своей работе я использую принципы проектирования и алгоритм работы над проектом, предложенные И.А.Колесниковой.
Основные принципы:
- принцип прогностичности
- принцип нормирования
- принцип обратной связи
- принцип продуктивности
- принцип саморазвития
Основные этапы проекта:
- выбор темы проекта
- определение проблемы и цели проекта
- составление плана проекта
- сбор, обобщение и систематизация информации по теме
- работа над презентацией: сценарий, дизайн
- защита проекта в группе
Тематика проектов определяется, исходя из содержания курса СБО, практической значимости, а также доступностью их выполнения.
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Питание | Питайся правильно: вредные и полезные продукты | «Бутерброды» «Блюда из макарон» | «Первые блюда» | «Блюда из теста» | Домашнее консервирование |
Воскресный завтрак | Как накрыть праздничный стол. | ||||
Культура поведения | Правила поведения за столом. | ||||
Кем быть? Моя будущая профессия. | |||||
Семья | Поздравительная открытка. | Современная одежда. Одежда для отдыха | |||
Бюджет семьи | День рождения друга. Хочу велосипед. | Меню на каждый день. Зимняя (осенняя) одежда и обувь. | |||
Здоровье | За руками и ногами мы следили, так болезни победили | Пыль: загадочная и опасная | Сигареты или …? | ||
Я многое могу | Едем путешествовать. |
Использовать проектную технологию я начала с раздела программы «Питание». Причем, проектная деятельность по данной теме может быть организована в каждом классе. Например, в 5 классе – это проект «Питайся правильно: вредные и полезные продукты», в 6 классе – «Книга рецептов: блюда из макарон», «Блюда из картофеля», в 7 классе – «Первые блюда», 8 класс – «Блюда из теста», 9 класс «Домашнее консервирование».
Цели проекта: подготовить книгу рецептов в зависимости от возраста обучающихся, научить подбирать рецепты различных блюд в соответствии с различными ситуациями и имеющимися продуктами, учить готовить различные блюда, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям разных народов, развивать интерес к предмету СБО.
В 7 классе при изучении темы «Культура поведения.» учащиеся выполняют проект «Поздравительная открытка». Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое мнение. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. При создании открытки на 8 марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка» к 23 февраля и 9 мая способствуют формированию патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовность защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат.
Очень важный, интересный проект – «Моя будущая профессия» в 9 классе. Учащимся было предложено собрать материал (загадки, пословицы, профессиограммы, фотографии) о той профессии, которую они желают получить, выполнить рисунки. Этот проект очень важен для профессионального самоопределения выпускников, способствует развитию и обогащению знаний учащихся об окружающем мире профессий, способствует более успешной социализации обучающихся.
Я привела примеры только некоторых проектов, использование которых возможно на уроках СБО. Метод проектов интересен и ученикам и учителю, поэтому проектная деятельность должна применяться педагогом на уроках СБО как инновационная форма социализации детей.
При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПТУ в перспективе);
– умение определять ближайшие и дальнейшие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности;
- коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитание положительных качеств личности у детей, их культуры.
И этот внушительный перечень «побед» метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...