"Проектная деятельность на уроках СБО"
методическая разработка на тему

Темы и содержание проектной деятельности на уроках СБО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek.deyat_.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная  форма социализации детей.

                          Учитель живет до тех пор, пока учиться;  

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

     В  качестве  конечной  цели специального  образования  лиц  с  особенностями  психофизического  развития  во  всех  странах  мира  выдвигается  их  социальная  интеграция. Успех  интеграции  в  значительной  степени  зависит  от  социально-бытовой  компетентности  человека.

     В  государственный компонент  учебного  плана  специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида  включен  предмет – «Социально-бытовая  ориентировка» (СБО), целью которого является формирование  у  каждого ребенка  того  необходимого  запаса  знаний, навыков и  умений, который  позволит ему  уверенно  начинать  самостоятельную  жизнь  после  окончания школы, успешно  адаптироваться  в  ней  и  интегрироваться  в  социум.  

     Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо  пересмотреть подход к выбору современных образовательных технологий.  И здесь перед учителем встает  задача  поиска  различных  методов, форм, приемов обучения, которые  смогли  бы активизировать познавательную деятельность  школьников  с нарушением  интеллектом, стимулировать их  мыслительные  процессы.   Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий.

     В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектной деятельности на уроках является  одним из приоритетов современного образования.

     Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающихся его представлением в рамках устной или письменной презентации. А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь».

     Изучение ряда журнальных статей, методической литературы дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и ее использование возможно на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Введение в процесс образования на уроках СБО в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Проектная деятельность позволяет объединить в себе изучение, повторение пройденного материала, закрепление и возможно практическое применение. Она способствует более глубокому осмыслению материала, пониманию взаимосвязи теории и практики. В ходе такой работы формируется эмоциональное отношение к знаниям, развивается творческое мышление, любознательность, что способствует появлению дополнительного  интереса   к изучаемому материалу. Это важно в условиях коррекционной школы, где обучаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья.

     Опираясь на опыт своей работы, хочу рассказать, как я использую проектную деятельность на уроках социально-бытовой ориентировки.

     В своей работе  я  использую принципы проектирования и алгоритм работы над проектом, предложенные И.А.Колесниковой.   

    Основные принципы:

  • принцип прогностичности
  • принцип нормирования
  • принцип обратной связи
  • принцип продуктивности
  • принцип саморазвития

    Основные этапы проекта:

  • выбор темы проекта
  • определение проблемы и цели проекта
  • составление плана проекта
  • сбор, обобщение и систематизация  информации по теме
  • работа над презентацией: сценарий, дизайн
  • защита проекта в группе

     Тематика проектов определяется,  исходя из содержания курса СБО, практической значимости, а также доступностью их выполнения.

     

 5  

6

7

8

9

Питание

Питайся правильно: вредные и полезные продукты

«Бутерброды»

«Блюда из макарон»

«Первые блюда»

«Блюда из теста»

Домашнее консервирование

Воскресный завтрак

Как накрыть праздничный стол.

Культура поведения

Правила поведения за столом.

Кем быть? Моя будущая профессия.

Семья

Поздравительная открытка.

Современная одежда.

Одежда для отдыха

Бюджет семьи

День рождения друга.

Хочу велосипед.

Меню на каждый день.

Зимняя (осенняя) одежда и обувь.

Здоровье

За руками и ногами мы следили, так болезни победили

Пыль: загадочная и опасная

Сигареты или …?

Я многое могу

Едем путешествовать.

         Использовать проектную технологию я начала с раздела программы «Питание».  Причем, проектная деятельность по данной теме  может быть организована в каждом классе. Например, в 5 классе – это проект «Питайся правильно: вредные и полезные продукты»,  в 6 классе – «Книга рецептов: блюда из макарон», «Блюда из картофеля», в 7 классе – «Первые блюда», 8 класс – «Блюда из теста», 9 класс «Домашнее консервирование».

     Цели проекта: подготовить книгу рецептов в зависимости от возраста обучающихся, научить подбирать рецепты различных блюд в соответствии с различными ситуациями и имеющимися продуктами, учить готовить различные блюда, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям разных народов, развивать интерес к предмету СБО.

В  7 классе при изучении темы «Культура поведения.» учащиеся выполняют проект  «Поздравительная открытка». Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое мнение. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая  будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. При создании открытки на 8 марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка» к 23 февраля и 9 мая способствуют формированию  патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовность защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат.

     Очень важный, интересный проект – «Моя будущая профессия» в 9 классе. Учащимся было предложено собрать материал  (загадки, пословицы, профессиограммы, фотографии) о той профессии, которую они желают получить, выполнить рисунки. Этот проект очень важен для профессионального самоопределения выпускников,  способствует развитию и обогащению знаний учащихся об окружающем мире профессий, способствует более успешной социализации обучающихся.

         Я привела примеры только некоторых проектов, использование которых возможно на уроках СБО. Метод проектов интересен и ученикам и учителю, поэтому  проектная деятельность должна применяться педагогом на уроках СБО как инновационная форма социализации детей.

    При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны: 

–  получение учащимися опыта в приобретении  и  использовании  необходимых знаний и умений в различных ситуациях; 

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения); 

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПТУ в перспективе); 

– умение определять ближайшие и дальнейшие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности;

- коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитание положительных качеств личности у детей, их культуры.
      И этот внушительный перечень «побед» метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...