Проектная деятельность как вид учебной деятельности
методическая разработка на тему
Этот материал можно использовать для школьных, районных семинаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminary.docx | 191.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как вид учебной деятельности
Авезова О.Г. МБОУ «Школа № 64»
Проектная деятельность школьников протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразные качественные особенности. Эти особенности позволяют рассматривать, с одной стороны, проектную деятельность как самостоятельную учебную деятельность, а с другой стороны, как структурную единицу процесса обучения.
Под учебной деятельностью понимается один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле учение — это специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений. Проектная деятельность школьников в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми ее признаками. Учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.
Основные структурные связи этого процесса представлены на схеме:
Только в учебной деятельности усвоение знаний, умений и навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности, а в проектной деятельности приобретение научных знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе. Основное преимущество проектной деятельности состоит в том, что главная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей значительную личностную ценность. Обоснование проблемы, заявленной в творческом проекте, планирование и выполнение технологических операций, корректировка объекта деятельности и другие элементы проектной деятельности заставляют ученика приобретать и усваивать новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа работы над проектом. Поэтому процесс усвоения знаний проходит школьниками без всякого нажима сверху и обретает личностную значимость.
В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников представляет собой не только форму усвоения знаний, умений и навыков, но и влияет на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
С точки зрения структуры учебной деятельности, проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в легкости усвоения и осознания структурных элементов образовательной деятельности. Традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, проектная деятельность самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль и оценка). Это приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что, по данным В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Одной из существенных характеристик учебной деятельности в целом является способ ее организации; в реальной жизненной ситуации процесс усвоения всегда происходит как деятельность, разделенная между ребенком и взрослым или сверстником. В.В. Рубцов указывает, что организация совместных действий определяет генезис учебно-познавательной деятельности ребенка и возникает «в условиях распределения и обмена способов действия между участниками деятельности».
Таким образом, успешность учебной деятельности определяется параметрами ее организации в качестве системы совместных действий. Проектная деятельность как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослым, так и со сверстником. Происходит перестройка содержания познавательной сферы личности, поскольку субъектом учения является целостная личность, а не отдельные искусственно вычлененные из нее познавательные процессы — память, мышление, внимание и т.п. Проектирование и создание изделия развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя интеллект ребенка. Проектная деятельность является в целом субъектно-ориентированной деятельностью. Психологическая сущность учебной деятельности и состоит в развитии личности школьника, а не в изменении предметов, которые лишь служат материалом для формирования и проявления личностных качеств в их широком понимании. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями. У школьника появляется широкое поле новой для него деятельности, что способствует появлению широкого круга интересов и затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности.
Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности
Схема соотношения компонентов проектной деятельности как деятельности учебной наглядно демонстрирует основные направления формирования личностной сферы ученика как активного субъекта деятельности и представляет в целом возможности ее превращения в значимый источник психического развития ребенка. Отсюда следует, что проектная деятельность, с одной стороны, опирается на личный уровень развития самосознания учащегося, а с другой стороны, должна оказывать значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания.
Принципы проектной деятельности учащихся
Для успешного выполнения проектов необходимо выстраивать свою деятельность на основе определённых принципов. Принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Проектная деятельность строится на следующих основных принципах:
- актуальности;
- проблемности;
- объективности;
- системности;
- доступности;
- сотрудничества;
- самоопределения;
- самостоятельности, индивидуализации;
- теоретической и практической значимости исследования.
Принцип актуальности. Актуальность темы проектной деятельности предопределяет значимость и востребованность ее результатов. Исследуемая проблема должна быть реальной, а не надуманной; интерес к ее исследованию должен быть продиктован потребностью в разрешении поставленной проблемы на соответствующем этапе развития общества. Преподавателю, являющемуся руководителем проектной деятельности учащихся, следует с первого дня работы нацеливать школьников на выбор такой темы исследования, основные положения и выводы по которой будут актуальны и востребованы. Подобный подход к выбору темы исследования увеличивает степень моральной удовлетворенности учащихся от проделанной ими исследовательской работы, если они видят ее необходимость, значимость и востребованность, что соответственно повышает мотивацию учащегося на дальнейшее занятие проектной деятельностью.
Принцип проблемности. Основной смысл принципа проблемности состоит в том, чтобы активизировать мыслительные функции, стимулировать работу познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию творческих способностей.
Принцип объективности проектной деятельности предполагает соответствие содержания исследования и его выводов реальным условиям жизни общества. Создание проектной модели, отличающейся по своим параметрам от условий реальной жизни, не дает положительных практических результатов работы.
Принцип системности проектной деятельности предполагает единство и согласованность и одновременно структурированность основных положений и выводов работы в зависимости от предмета и задач исследования. Системный и структурированный способ изложения выводов учит школьников системности мышления, необходимой не только в проектной, но и в других сферах деятельности.
Принцип доступности предполагает учет в образовательном процессе реальных умственных и физических возможностей школьников, уровня их подготовленности и развития. Руководитель проекта должен определять такие задания школьникам, задействованным в проекте, которые им по силам выполнить, иначе уровень мотивации ученика на занятие проектно-исследовательской деятельностью может резко снизиться. Преподаватель, естественно, должен указывать учащимся на ошибки, допущенные в рамках проектной работы и подсказывать пути их устранения.
Принцип сотрудничества предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. Он отражает ориентацию процесса деятельности на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самообразования, самореализации и самодвижения в развитии; на преобладание эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип самоопределения отражает активную роль школьника в педагогическом процессе, позволяет активизировать процесс самоопределения обучающегося, помогает на основе использования информационных средств принять самостоятельное решение о профильном (профессиональном выборе), что оказывает решающее влияние на формирование внутреннего фактора самоопределения.
Принципы самостоятельности, индивидуализации выступают системообразующими принципами проектной деятельности. Они определяются выбором собственных предметной и научной сфер деятельности, а также способов решения поставленной проблемы, самостоятельностью выводов и результатов деятельности. Работа педагога-руководителя проекта ни в коем случае не должна сводиться к тотальному контролю за учащимися. Педагогу не следует навязывать учащимся свое мнение по исследуемой проблеме. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории развития каждого школьника, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности, раскрытие личностного потенциала, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
Принцип теоретической и практической значимости предполагает возможность применения полученных в ходе проектно-исследовательской работы результатов в качестве теоретической базы знаний. Кроме того, основные положения, выявленные в рамках проектно-исследовательской работы, могут применяться при проведении внеклассных мероприятий и открытых уроков, а также быть использованы при дальнейших исследованиях учащихся в рамках той же темы или направления.
Реализация основных перечисленных принципов дополняется рядом дополнительных принципов. При этом для достижения положительных результатов проекта необходимо взаимодействие всех принципов.
Конкретные цели проектного обучения
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока): не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнении творческих заданий.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
В настоящее время в теории и практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного): так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.
Требования к учителю:
- умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- переориентация всей учебно-воспитательной работы на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся;
- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не оказывая давления на аудиторию своим авторитетом;
- способность генерировать новые идеи, направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
- владение компьютерной грамотностью;
- умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Требования к учащимся:
- владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
- владение компьютерной грамотностью, что предполагает владение коммуникативными навыками;
- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
Требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним следует отнести, прежде всего:
- доброжелательность при любых обстоятельствах;
- обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены: видеофильм, альбом, газета, альманах, рекламный проспект, плакат, инструкция, макет и т.д.
Параметры внешней оценки (экспертизы) проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов;
- лаконичность и аргументированность ответов.
Таковы методологические принципы и особенности метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Классификация проектов
Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от выбранного типологического признака. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:
- Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др.
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участие в проекте, что характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
Типы проектов по доминирующей деятельности
1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов исследования (в том числе экспериментальных и опытных работ) и обработки результатов. Они полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой темы, выделение проблемы и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и оформление результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае особенно важно договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и пр.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна рубрик газеты, альманаха, альбома, web-сайта и т. д.
3. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его завершению. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая (игровая). В отличие от ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т. д.
4. Ознакомительно-ориентировочные (или информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура информационного проекта часто предопределена: цель проекта, его актуальность, источники информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью), обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и т. д.) и презентация (публикация, обсуждение и пр.).
5. Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии, астрономии, истории и др.; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных в природе и обществе несоответствий; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т. д.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Типы проектов по предметно-содержательной области
1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету (блоку программы по предмету). При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в курсе физики, биологии, истории и пр. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам (занятиям), с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке (занятии) по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую участники проекта выбирают самостоятельно.
2. Полипроекты. Такие проекты проводятся по двум-трём предметам (за счёт соединения нескольких блоков программы по предмету или предметам). При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы, изучаемые в разных курсах физики, биологии, истории и пр. (например, «Химические элементы», «Радиационное излучение», «Биотоп» и др.). Работа над полипроектом предусматривает обязательное применение знаний из разных областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема принадлежит к какой-то одной конкретной области.
3. Межпредметные проекты. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие три-четыре предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, «Школьная форма», «Единое речевое пространство», «Культура общения»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны педагогов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Типы проектов по характеру координации
1. Проекты с открытой, явной координацией. Координация проектной деятельности - важная составляющая успешной работы над проектом. В качестве координатора, в зависимости от типа проекта, может выступать учитель-предметник (монопроекты), учитель-координатор общешкольных проектов. Если речь идет об открытой, явной координации, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью, собрать данные и т. д.).
2. Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая как полноправный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей - писатель, бизнесмен, врач, юрист, эколог и т. д.), но, разумеется, при полной осведомленности учителя-координатора.
Типы проектов по характеру контактов
1. Внутренние или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).
2. Международные. Это большей частью телекоммуникационные проекты. Они представляют особый интерес, но для их реализации требуются средства информационных технологий.
Типы проектов по количеству участников
1. Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
2. Парные (между парами участников).
3. Групповые (между группами участников).
Типы проектов по продолжительности проведения
- Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты разрабатываются за период от нескольких часов до 3-4 занятий (уроков).
- Среднесрочные (от недели до месяца).
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Типы проектов по технологической направленности
1. По предмету труда (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система).
2. По сфере применения (школа, семья, досуг, производство).
3. По интересам (познавательные, экологические, коммерческие, игровые, научные, комплексные).
4. По преобладающим технологическим процессам (архаичные – ручные технологии преобразования материалов, сырья; традиционные – машинные технологии преобразования информации, материалов, сырья, энергии).
Типы проектов по методической направленности
1.По цели проектной деятельности (гностические, изыскательские и преобразующие).
2. По организации проектной деятельности (индивидуальные, звеньевые, групповые, школьные, межшкольные).
3. По уровню творчества (репродуктивные, творческие задания и творческие проекты).
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых сочетаются различные признаки, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
План проектной (исследовательской) работы учащихся
Вопрос планирования будущей проектной работы является одним из ключевых в процессе осуществления проектной деятельности. Составление плана проекта на начальном этапе работы выполняет следующие функции:
- помогает определить направление и границы проектной (исследовательской) деятельности учащихся;
- играет важную роль в постановке темы исследования, определении его объекта, предмета, цели и задач;
- выступает в качестве пошагового графика проектной (исследовательской) работы с четко определенными заданиями и сроками их исполнения;
- способствует консолидации усилий и умений учащегося/учащихся, занимающего(их)ся разработкой проекта, и преподавателя, выступающего в качестве руководителя проекта.
План проектно-исследовательской работы обязательно должен составляться в ходе его обсуждения. Учащиеся должны активно высказываться по каждому пункту плана, вносить свои предложения, участвовать в определении оптимальных для них сроков исследовательской деятельности, не наносящих вреда их общеобразовательной деятельности.
Итоги обсуждения и составления плана проектной деятельности можно зафиксировать в таблице. Для осуществления проектной деятельности можно использовать различные варианты таблицы, которая, как правило, содержит следующие пункты плана: выбор темы проекта, выявление объекта и предмета исследования, сбор информации, анализ полученной информации, формирование творческих групп, разработка проекта, оформление результата проекта, презентация, рефлексия, защита. В качестве примера предлагаем систему действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектами как творческими и практико-ориентированными, так и исследовательскими.
№ п/п | Стадии работы над проектом | Деятельность учащихся и учителя | Срок выполнения задания | |
1. Разработка проектного задания | ||||
1.1 | Определение направления и сферы деятельности (исследования) | Составление списков интересов и предпочтений учащихся и их согласование. | В течение 1 недели, с проведением преподавателем соответствующих консультаций для учащихся, задействованных в проекте. | |
1.2 | Выбор темы деятельности (исследования) | 1.Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. 2.Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Учащиеся совместно с учителем отбирают темы и предлагают классу для обсуждения. 3.Учащиеся вносят предложения по формулировке темы проекта (исследования) и предлагают их классу для обсуждения. Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся. | В течение 1 недели, при совместном обсуждении с учителем. | |
1.3 | Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы. Учащиеся определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в команды. | ||
1.4 | Выявление объекта, предмета проекта и проблемы исследования (постановка целей и задач), определение теоретической и практической значимости проекта (исследования). Формулировка вопросов, на которые нужно ответить. | Учащиеся вносят соответствующие предложения. Учитель заранее разрабатывает задания и вопросы для поисковой деятельности. | В течение 1 недели, с чёткой фиксацией объекта, предмета, цели, задач, теоретической и практической значимости проекта (исследования). | |
1.5. | Сбор и анализ информации по теме проекта (исследования) | Учащиеся работают с учебными пособиями, монографиями, периодическими изданиями, ресурсами сети Интернет; обмениваются информацией и анализируют её. Учитель консультирует учащихся. | В течение 3 недель, с обязательным изложением достигнутых результатов и еженедельными консультациями у учителя, предполагающими высказывания каждого из учащихся по содержанию проанализированных источников. | |
1.6 | Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учащиеся в группах обсуждают формы представления результатов проектной (исследовательской) деятельности (альбом, макет, натуральные объекты, буклет, презентация и т.д. Учитель принимает участие в обсуждении. | В течение 1 недели, при совместном обсуждении с учителем. | |
2. Разработка проекта | ||||
2.1 | Формулирование основных теоретических положений проекта и историографии изучаемой проблемы | Учащиеся систематизируют полученную информацию и формулируют основные теоретические положения. Учитель консультирует учащихся. | В течение 1 (2) недели, при совместном обсуждении с учителем теоретических положений исследования. | |
2.2 | Написание и обсуждение теоретической главы исследования (при работе над исследовательскими проектами) | Учащиеся составляют план теоретической главы исследования, пишут текст параграфов плана, вносят изменения и исправления. Учитель рассматривает окончательный вариант плана теоретической главы, редактирует тексты параграфов, консультирует учащихся. | В течение 1 недели, с обязательным согласованием окончательного варианта плана теоретической главы исследования с руководителем, редактирование параграфов. | |
2.3 | Разработка проекта (для исследовательских проектов – проведение необходимых исследований и написание практической главы) | Учащиеся осуществляют реализацию проекта (для исследовательских проектов – составляют план практической главы исследования, проводят эксперименты и исследования, пишут параграфы практической главы исследования). Учитель консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся. | В течение 3 недель (для исследовательских проектов - с обязательным согласованием окончательного варианта практической главы, редактирование). | |
2.4 | Обсуждение результатов работы над проектом (практической главы исследования) | Учащиеся обсуждают итоговый проект (при написании исследовательского проекта – прочитывают практическую главу, вносят замечания и исправления). Учитель контролирует процесс обсуждения. | В течение 1 недели, при контроле учителя | |
2.5 | Формулирование выводов, редактирование окончательного варианта работы и обсуждение её результатов | Учащиеся формулируют выводы, вносят последние замечания, дополнения и исправления в проект. Учитель консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся. | В течение 1 недели, при контроле учителя | |
3. Оформление результатов. | ||||
3.1 | Оформление работы, подготовка презентации, сопутствующих плакатов, иллюстраций, демонстрационного оборудования и т.д. | Учащиеся оформляют результаты в соответствии с выбранной формой защиты. Учитель консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся. | В течение 2 недель, с еженедельными консультациями у учителя | |
4. Защита и презентация проекта | ||||
4.1 | Защита и презентация проекта (конференция, публичная защита, выставка, публикация и др.) | Учащиеся осуществляют защиту и презентацию проекта. Учитель организует экспертизу деятельности учащихся. | В течение срока, определённого особенностями организации проектной деятельности в ОУ. | |
5. Постпроектное обсуждение (рефлексия) | ||||
5.1 | Рефлексия | Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом мнения экспертов (желательна групповая рефлексия). Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. | После защиты и презентации проекта | |
Литература
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. — М., 1985.
- Балаян Г. В. Метод проектов на уроке истории / Г. В. Балаян // Школьные технологии. - № 1. - 1997.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985.
- Гилева Е. А. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа. -М.: «Школа». - 2001. - № 2.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. - 1995.-№6.
- Гузеев. В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М.: «Народное образование». - 2001.
- Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. - Казань, 1995.
- Лебедева Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении / Школьные технологии. - 2002. -№ 5.
- Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе //Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. - М., 1996.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Графф, 2002.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -№ 7.- 2000.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества.— М., 1990.
- Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии, 1992, №1-2.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие.- М.: Глобус, 2008.- 255с.
- Юров А. К. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.
Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".
Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности....
Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".
Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...
Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета
В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология дает возможность формирова...