Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении памятника природы «Скважина д. Князево»
Ф.И. руководителя Буянкова Л.Н. | ||||||||||||
Виды деятельности: урочная, внеурочная Технология: проектирование, исследование Формы организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая. | Целевая установка: организовать деятельность учащихся по планированию и выполнению учебного исследования и учебного проекта, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; научить методам и приемам получения знаний: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; предоставить возможность осознания своей ответственности за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Задачи: 1. Определение мотива и цели деятельности учащимися. 2. Формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы. 3. Проектирование деятельности: составление плана, сбор информации по проекту, выбор формы реализации проекта и его презентация. | |||||||||||
Тип проекта: практико-ориентированный, (исследовательский характер) | ||||||||||||
Структурные | параметры | |||||||||||
Этапы | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия (личностно-ориентированное обучение) | Планируемые мероприятия | Планируемые результаты Сроки проведения Фиксирование результатов | ||||||||
Действия руководителя | Действия учащихся | |||||||||||
1.Ценностно-ориентированный | Определение мотива и цели деятельности учащимися. | Организует деятельность по коллективному обсуждению, выделяет приоритетные ценности. Обобщает, классифицирует основные направления выдвинутых идей в наглядной и доступной форме, раздает задания, является источником информации. | Высказывают идеи по реализации проекта, записывают на доске. Осознают суть проблемы проводят актуальность будущего исследования. Готовят оборудование для исследований. | Полевые мероприятия: работа на природном объекте: наблюдение, описание ГП, фотографирование. Анкетирование. Изучение специальной литературы. | Строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. | Первая декада апреля 2016 г. Дневник работы над проектом (для письменной фиксации этапа работы над проектом). | ||||||
2. Конструктивный | Осуществление проектной деятельности. | Объединяет учащихся в группы; консультирует, готовит памятки, алгоритмы по организации самостоятельной работы, помогает учащимся выразить свои мысли, стимулирует поисковую деятельность. | Объединяются в отдельные группы или индивидуально осуществляют проектную деятельность, составляют план работы, сбор материалов, поиск литературы, выбирают форму реализации проекта. | Работа с литературой, ресурсами Интернета, опрос местных жителей. Работа на объекте: наблюдение, измерение, расчеты. | Выбор формы реализации проекта и его оформление. | Вторая декада апреля- сентябрь 2016 г. Дневник работы над проектом (для письменной фиксации этапа работы над проектом), реферат | ||||||
3. Оценочно-рефлексивный | Самооценка деятельности учащихся | Стимулирует и консультирует учащихся. | Самооценка своих действий, корректируют проект, учитывая критические замечания руководителя, учащихся. Продумывают, что удалось, что не получилось. | Оформление проекта в выбранной форме и подготовка к презентации. | Презентация, реферат. | |||||||
4. Презентативный | Оценка и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты. | Готовит экспертов, проектирует форму презентации, организует дискуссию по обсуждению проекта, организует самооценку учащихся. | Защищают проект в индивидуальной или коллективной форме, включаются в дискуссию; представляют результаты, выводы, описывают приемы, при помощи которых была получена информация, отстаивают свою позицию, обращают внимание на перспективы работы, оценивают свою деятельность: осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. | Круглый стол, общественная экспертиза. | Защита проекта. | Первая декада октября 2016 г. Итоговая оценка проекта. Перспективы развития (Дальнейшее планирование проектно-исследовательской деятельности по данному объекту — создание паспорта ООПТ). |
ИССЛЕДОВАНИЕ | ПРОЕКТ |
Процесс выработки новых знаний | Замысел, план |
|
|
Истинное творчество | Творчество по плану |
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
Основные требования к использованию метода проекта:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы:
- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Диагностика уровня достижения учащимися планируемых метапредметных результатов образовательной деятельности в рамках внеурочной деятельности (Из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС ООО в аспекте диагностики метапредметных результатов образовательной деятельности...
Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".
Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....
Статья СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПОДДЕРЖКА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Переписываться со школьниками через электронную почту не самый подходящий вариант. Так уж вышло, что лучше всего для нас с ребятами подошла социальная сеть «Вконтакте». До сих пор в нашем обществе быт...
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»
Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности
Проектная и учебно- исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности...