Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
статья на тему
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Отчёт по теме самообразования Борисенко М.А.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, которые определяют и позволяют решить задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Принципы:
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
- формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений,
- становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.
- обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Проектная деятельность позволяет:
- формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
- формировать у детей учебную мотивацию;
- диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Направления деятельности:
- совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
- организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции.
Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта:
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия младших школьников:
- деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей биологии на тему "Формирование приемов учебной деятельности в условиях проектного обучения на уроках естественно-научного цикла".
Представлен в виде презентации....
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...
Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...
Доклад на ШМО "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики, как средства формирования универсальных учебных действий"
Доклад посвящен использованию метода проектов на уроках информатики....
«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...
«Исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий»
Мир, в котором мы живём стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативн...
Решение проектных задач как способ формирования универсальной учебной деятельности
доклад Решение проектных задач как способ формирования универсальной учебной деятельности...