Доклад "Использование результатов диагностики ВПР для повышения качества образования"
консультация (5 класс) на тему
Как можно использовать результаты диагностик ВПР для повышения качества образования. Поэлементный анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rezultatov_diagnostiki_vpr_dlya_povysheniya_kachestva_obrazovaniya.docx | 59.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация по результатам ВПР по русскому языку в 5-х классах
1. Цели ВПР и технология выполнения
Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 5 классах была проведена 26 октября 2017 года, в ней участвовали 299 учащихся школ города. Работа проводилась в школах, там же была осуществлена процедура проверки. Надежность результатов обеспечена проведением работы в единое время во всех классах городских школ и объективностью проверки. Цель проведения – своевременная оценка уровня общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС НОО.
Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой для учащихся нет ничего нового: задания по фонетике, словообразованию, синтаксису, морфологии. Каждое задание проверяет как предметный блок, так и блок определенных УУД.
На выполнение работы отведено 45 минут, во время написания ВПР нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.
Таблица 1. Проверяемые умения и результаты выполнения по городу, региону, России.
№ | задание | проверяемые умения | достижение планируемых результатов ФГОС | средний % выполнения | ||
школы города | РБ | Россия | ||||
1к1 | переписать текст, вставляя буквы и знаки препинания
| соблюдение орфографических норм | Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию. | 65 | 58 | 58 |
1к2 | соблюдение пунктуационных норм | Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка | 50 | 51 | 54 | |
1к3 | правильность списывания текста | 83 | 79 | 79 | ||
2 | выписать слово с определенными звуками | знание и умение характеризовать звуки русского языка | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического). Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие | 61 | 60 | 68 |
3 | разобрать данное слово по составу | знание морфем и умение проводить морфемный разбор слова | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического). Проводить морфемный анализ слов | 75 | 78 | 84 |
4 | определить части речи в предложении | знание существенных признаков частей речи | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия | 64 | 58 | 72 |
5 | подчеркнуть грамматическую основу предложения | знание и умение определять главные члены по известным признакам, понимать содержание предложения | Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Находить грамматическую основу предложения | 75 | 78 | 87 |
Рисунок 1.Распределение первичных баллов
Неровности кривой распределения свидетельствуют о сложности заданий для учащихся.
2. Анализ результатов по блокам содержания
Для организации работы по повышению качества образования необходимо сравнить результаты своей школы с результатами в городе и по региону, выявить дефицит знаний и провести корректировку учебных программ, организовать работу по повышению квалификации учителей по данным разделам и систематически вести внутришкольный контроль, направленный на устранение диагностированного дефицита знаний.
ОУ |
кол-во уч. | выполнение заданий в % от числа уч-ся | ||||||
1к1 | 1к2 | 1к3 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
МБОУ СОШ №1 | 32 | 51 | 47 | 64 | 50 | 59 | 56 | 59 |
МАОУ СОШ №3 | 26 | 57 | 29 | 75 | 35 | 73 | 47 | 69 |
Гимназия №5 | 105 | 66 | 45 | 88 | 58 | 74 | 63 | 76 |
Лицей №6 | 50 | 69 | 60 | 73 | 50 | 68 | 69 | 84 |
МБОУ СОШ №11 | 86 | 69 | 57 | 93 | 83 | 85 | 72 | 76 |
всего | 299 | 65 | 50 | 83 | 61 | 75 | 64 | 75 |
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
65 | 58 | 58 | уровень выполнения выше |
Анализ результатов выполнения задания 1К1 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы основных правописных умений в части соблюдения орфографических норм литературного языка, умений понимать написанное и прочитанное.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
50 | 51 | 54 | уровень выполнения ниже |
Анализ результатов выполнения задания 1К2 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы умений соблюдать основные пунктуационные нормы литературного языка.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
83 | 79 | 79 | уровень выполнения выше |
Анализ результатов выполнения задания 1К3 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы умений понимать написанное и прочитанное, запоминать и переносить информацию; сформированность регулятивных УУД: оценка выполненных действий и осуществление самоконтроля.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
61 | 60 | 68 | ниже российских |
Анализ результатов выполнения задания 2 показал уровень освоения выпускниками начальной школы базовых понятий лингвистики, сформированность навыков проведения различных видов анализа слова.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
75 | 78 | 84 | уровень выполнения ниже |
Анализ результатов выполнения задания 3 показал уровень освоения выпускниками начальной школы базовых понятий лингвистики, сформированность навыков проведения морфемного разбора слова.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
64 | 58 | 72 | выше региональных значений, ниже российских |
Анализ результатов выполнения задания 4 показал уровень освоения выпускниками начальной школы базовых понятий лингвистики, сформированность умений опознавать основные единицы языка – самостоятельные части речи и их формы.
общий результат школ города | региональных | российских | вывод |
75 | 78 | 87 | уровень выполнения ниже |
Анализ результатов выполнения задания 5 показал уровень освоения выпускниками начальной школы базовых понятий лингвистики, сформированность умений опознавать основные единицы предложения – грамматическую основу.
Вывод:
Данные анализа позволяют утверждать, что по 2 критериям – «соблюдение орфографических норм» и «правильность списывания текста» - уровень выполнения превышает региональный и российский на 7 и 4 пункта соответственно. По 5 критериям уровень выполнения ниже российских в интервале от 4 до 12 пунктов:
- Соблюдение пунктуационных норм
- Фонетический разбор слова
- Морфемный разбор слова
- Распознавание частей речи
- Определение грамматической основы предложения
Выявленные дефициты в учебных достижениях – это нехватка знаний, умений, навыков, компетенций и универсальных учебных действий учащихся, их кругозора и представлений, мотивов учиться и повышать качество своего образования.
3. Статистика по отметкам
При среднем значении качества знаний 66,6%, процент выполнения работы составил 90,6%.
Стабильно высокие результаты продемонстрировали ученики МБОУ СОШ №11: по большинству критериев показатели выше российских и региональных.
отметка | город | регион | Россия | вывод |
2 | 9,4 | 11,2 | 6,4 | качество знаний составляет 66,6%. 9,4% пятиклассников не освоили требований ФГОС к базовому уровню по предмету. |
3 | 24,1 | 27,4 | 25 | |
4 | 39,5 | 38,4 | 40,2 | |
5 | 27,1 | 23 | 28,3 |
4. Анализ достижений учащихся с различным уровнем подготовки
Проверочная работа выявила четыре группы учеников с разным уровнем подготовки.
В первой группе 28 учащихся не достигли требований ФГОС на базовом уровне и набрали 21% от максимального балла.
Во второй группе – 72 ученика с устойчивой базовой подготовкой, которые набрали 49,6% от максимального балла.
В третьей группе 118 пятиклассников школ продемонстрировали, что освоили ФГОС на базовом уровне и у них есть возможность работать на повышенном уровне сложности. Они выполнили задания базового уровня на 73% от максимального балла.
К четвертой группе относятся учащиеся с высоким уровнем подготовки (81), они выполнили задания базового уровня на 92,4%.
На графике различаются дефициты знаний («провалы») в группах учащихся: зад.2 -пунктуационная грамотность, зад. 4, 6, 7 – базовые понятия лингвистики. Они и станут предметом рассмотрения на заседаниях школьных советов и школьных методических объединений, основными темами для повторения на уроках в 4 классах, главными понятиями на уроках формирования знаний об основных лингвистических единицах.
Для работы в классе используется анализ индивидуальных показателей по такой же схеме.
5. Как использовать результаты для повышения качества образования?
Поэлементный анализ результатов ВПР позволяет установить дефициты знаний и метапредметные проблемы. Результаты ВПР должны стать основой методической работы, самодиагностики школы и учителя, предпосылкой повышения квалификации учителя. Выявленные проблемы необходимо решать на уровне школы и на уровне муниципалитета.
Управление образования:
Формирует сводный банк данных по результатам, вырабатывает методические рекомендации для педагогов по устранению типичных ошибок, организует учебу на курсах повышения квалификации, проведение практических семинаров, мастер-классов по совершенствованию методики преподавания.
Администрация школы:
Организует изучение результатов ВПР для учителей начальных классов, вносит изменения в учебные программы, организует систематический контроль по выявленным дефицитам знаний, проведение практико-ориентированных семинаров, совершенствует предметные методические приемы и межпредметное взаимодействие учителей, чтобы ученики достигли лучших результатов в формировании универсальных учебных действий.
Учитель:
Проводит анализ достижений класса и каждого ученика для внесения корректив в рабочую программу, выявляет слабые позиции, анализирует, кому они принадлежат: учителю или ученику, - включает «дефицитные» задания в планы уроков, в задания текущих и итоговых контрольных работ. Использует материалы открытого банка заданий ВПР в течение всего года обучения. Проводит мониторинг усвоения новых знаний и освоения базовых понятий лингвистики. Разрабатывает индивидуальные программы по предмету для обучающихся с низкими результатами и для обучающихся, показавших высокие результаты. Занимается систематическим самообразованием по проблемным вопросам, проходит курсы повышения квалификации.
Родители и ученики:
Оценивают уровень знаний своих детей, принимают решения по ликвидации пробелов, помогают ребенку планировать свою деятельность дома, контролируют выполнение заданий, помогают найти необходимый материал по проблеме и т.п.
Ученики оценивают свои знания, узнают о проблемных зонах, планируют свою деятельность.
Председатель ГМО учителей русского языка и литературы Мурхусаева Г.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования
Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...
"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"
В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...
Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования
Использование результатов оценочных процедур...
Работа над повышением качества образования в ОО через результативную подготовку обучающихся к независимой диагностике МЦКО и ВПР, а также к ГИА.
Педагогический совет ГБОУ Школа № 1056...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...
Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования
С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...