Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования
статья на тему

Сырицына Татьяна Николаевна

Использование результатов оценочных процедур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzoanie_rezultatov_otsenochnyh_protsedr.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сырицына Татьяна Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                                           МБОУ «Южно-Подольская   средняя общеобразовательная школа»

Черлакского муниципального района

Омской области

Использование  результатов оценочных процедур

в повышении качества образования

  Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.

     Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?

 Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

       Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

  Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.

    В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде комплексных работ, позволяющих  выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексные срезовые работы писали учащиеся 1-3 классов. Учащиеся 4 класса стали участниками Всероссийской проверочной работы.

Данная оценочная процедура проводилась с целью оценки качества начального образования в школе. Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.

Обучающиеся МБОУ «Южно-Подольская СОШ» показали высокое качество знаний по всем предметам: по русскому языку – 88% при 100% успеваемости, по математике – 66% при успеваемости 88%, по окружающему миру – 66% при 100% успеваемости. По итогам работы было принято решение о продолжении обучения школьников на уровне основного общего образования, а также были сформированы педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащихся уже в 5 классе.       Результаты ВПР могут быть использованы в качестве материалов при оформлении представлений работодателем на педагогических работников для проведения аттестации.

Результаты ВПР 2016 года несколько отличаются от результатов промежуточной аттестации, особенно по окружающему миру.

Учителям начальных классов принимается во внимание такое расхождение в результатах с целью определения системы мер по повышению объективности оценивания знаний учащихся, они сосредоточивают свои усилия на более активном изучении методических рекомендаций по подготовке к итоговой аттестации по  предметам, активном использовании тренировочных материалов на уроках, но главное – используют более продуктивные методы работы по закладыванию у ребёнка прочных стабильных знаний по предметам.

    Учителям начальных классов по результатам ВПР были даны следующие рекомендации:

1.  Обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения.

2. Повысить персональную ответственность каждого учителя в результате работы по овладению учащимися основными знаниями, умения и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами по русскому языку.

 3. Объективно оценивать работы учащихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания.

4. Подготовить индивидуальные программы (траектории развития) для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами.

5. Проводить репетиционные работы по материалам открытого банка заданий  НИКО, ВПР с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).

  Другой важный элемент системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация.

Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов,  и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе.  В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Мы подвергаем их всесторонней обработке и формируем статистическую информацию по предметам, по темам.

Выбор выпускниками того или иного предмета позволяет нам определить профессиональную ориентацию выпускников.

Общие результаты государственной итоговой аттестации выпускников  9,11 классов включают показатели, на основе которых мы определяем уровень общеобразовательной подготовки наших выпускников.

Результаты школы мы сравниваем с показателями по району и области. В 2015-2016 учебном году в государственной итоговой аттестации приняли участие 24 обучающихся: 15 девятиклассников и 9 выпускников 11 класса.

1 обучающийся 9 класса получил аттестат об основном общем образовании с отличием, 2 выпускника награждены медалями РФ «За особые успехи в учении».

Многие выпускники имеют две независимые экспертные оценки по обязательным предметам (так как ЕГЭ сдают те одиннадцатиклассники, которые два года назад сдавали ОГЭ). Следовательно, это можно использовать для определения индивидуальной динамики каждого ученика по математике или русскому языку.

Также мы  проводим исследование по сопоставлению текущего и внешнего оценивания. Статистика данных по этому направлению позволяет увидеть систему текущего оценивания учителя в рамках единых оценочных эталонов. Выставляемые учителем четвертные, полугодовые, годовые оценки по предмету соотносятся с баллами ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, в школе сформирована система эффективного использования статистического анализа результатов государственной итоговой аттестации, составляющего элемента оценки качества образования.

Рассмотрим некоторые результаты ЕГЭ  и ОГЭ за несколько лет.

1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников:

Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками МБОУ «Южно-Подольская СОШ», можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – история России, биология, физика.

Следовательно, необходимо по этим предметам не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги, что будет способствовать реализации принципа достижения качества – «Ориентация на потребителя». Результаты диагностики показали, что выпускники 11 классов МБОУ «Южно-Подольская СОШ»  за последние несколько лет в основном выбирают специальности педагогических и технических  вузов, выпускники 9 классов поступают в учреждения СПО в основном по специальностям «повар», «автомеханик», «машинист-тракторист». Проанализировав  наши результаты и сравнив результаты ЕГЭ 2016 года с результатами ОГЭ 2015 года,  мы понимаем, что необходимо выстраивать работу по формированию единого образовательного пространства в рамках развития  агропромышленного кластера. В настоящее время именно здесь мы видим для себя «проблемные вопросы», которые выражаются не только в снижении результатов ЕГЭ и низком  рейтинге при выборе выпускниками  таких предметов, как география и химия, но и в целом в накоплении  кадрового  потенциала для сельского хозяйства. Это является особо актуальным для нашего региона. Поэтому задача развития 2017 года – это повышение профильной подготовки выпускников 9, 11 классов по данным предметам.

2.Выявление уровня усвоенности тем по отдельным предметам (на основе статистических данных контрольно-измерительных материалов, ЕГЭ позволяет изучить уровень усвоения тем по предметам):

В процессе проведения данной работы мы пришли к выводу, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.В частности, в МБОУ «Южно-Подольская СОШ» стабильно на протяжении нескольких лет наблюдается значительное расхождение среднего балла по математике между средним по школе и по району. То есть средний балл по школе значительно ниже районного, что говорит о недостаточно серьезной работе учителей математики. По данному факту регулярно принимаются управленческие решения, результаты данной работы уже можно видеть при сдаче выпускниками 9 классов ОГЭ по математике, где средний балл по школе незначительно отличается от  среднего по району.

3. Определение рейтинга по учащимся, учителям.

Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ,  позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планируются мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:

-составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;

-формирование банка данных используемых УМК;

-использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Каждый из этих вопросов рассматривается на заседаниях методических объединений в начале нового учебного года, разработан алгоритм подготовки обучающихся к ГИА – 2017. Уверена, что независимая оценка индивидуальных образовательных достижений также позволит учителю корректировать применяемую им систему текущего оценивания с учетом требований внешней оценки.

Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность Совета школы, как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.

В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, родители принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях Совета школы. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и официальный сайт о предстоящих мониторинговых исследованиях, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.

Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:

-неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;

-недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;

-мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны;

-неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;

-частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга.

На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ в школе применянтся следующая модель оценки качества образования:  организация образовательной среды – использование современных педагогических технологий – создание системы оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника – оценка качества образования через характеристики процесса и  соответствие результата модели выпускника.

     Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов  для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.

  Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также  перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

   Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.

Литература

1.Болотов В.А., Вальдман И.А., Горбовский Р.В., Захир Ю.С., Мерцалова Т.А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор), – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – 380 с.

2.Вальдман И.А. Модель использования результатов мониторинговых исследований для повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления образовательными системами. Управление образованием: теория и практика №1 (17) – 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования

В презентации представлены основные подходы использования результатов оценочных процедур...

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования

Доклад на педагогический совет "Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования"...

«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»

laquo;Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»...

Доклад на педагогическом совете "Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования"

В докладе говорится об использовании оценочных процедур для повышения качества образования, с целью выявления проблем ОО, а также с целью создания условий для доступноступного качественного образовани...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования

С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...