Доклад на тему:"Текстовые задачи"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Текстовые задачи
Текстовые задачи традиционно считаются одними из самых сложных. Это можно объяснить тем, что если задачи другого рода можно решить с помощью алгоритмов, то решение текстовых задач требуетанализировать текст, выделять главное в условии, составлять план решения, а также переводить условие задачи на математический язык уравнений, неравенств, графических образов, т.е. составлять математическую модель.
Рассмотрение текстовых задач удобно проводить, разбивая их на классы. В основу такого разбиения обычно кладут вид физического процесса, в терминах которого описана задача: движение, работа, смешивание веществ и т.п.При решении любых задач, прежде всего, нужно грамотно прочитать условие, последовательно остановиться на каждой строчке, и попытаться выразить условие в качестве какого-то уравнения.
В КИМ-ах по математике имеется много задач практической направленности.В связи с этим возникает необходимость глубже рассмотреть задачи на проценты, графики реальных зависимостей, текстовые задачи с построением математических моделей реальных ситуаций.
Задачи на смеси имеют практическую направленность. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо всем, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Говоря о смесях, растворах и сплавах будем употреблять термин «смесь» независимо от её вида (твердая, жидкая, сыпучая, газообразная). Смесь состоит из основного вещества и примеси.
Задачи на смеси, растворы и сплавы называют еще задачами на процентное содержание или концентрацию.При решении задач данного типа используются следующие допущения:
1. Все получающиеся смеси и сплавы однородны;
2.Всегда выполняется «Закон сохранения объема или массы»:
если два раствора соединяют в «новый» раствор, то выполняются равенства:m = m1 + m2 – сохраняется масса.
3.Данный закон выполняется и для отдельных составляющих частей сплава.
Определение. Процентным содержанием (концентрацией или массовой долей) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси.
Задачи на смеси можно разделить на два вида:
1. Задаются, например, две смеси с массами m1 и m2 и с концентрациями в них некоторого вещества. Смеси сливают. Требуется определить массу этого вещества в новой смеси и его новую концентрацию.
2. Задается некоторый объем смеси и от этого объема начинают отливать определенное количество смеси, а затем доливать такое же или другое количество смеси с такой же концентрацией данного вещества или с другой концентрацией. Эта операция проводится несколько раз.
Задачи на смешение растворов разных концентраций.
Решим типовую задачу в общем виде и выведем формулу.
Задача:Имеются два куска сплава меди с цинком. Процентное содержание меди в них p1% и р2% соответственно. В каком отношении нужно взять массы этих сплавов, чтобы, переплавив взятые куски вместе, получить сплав, содержащий p%меди?
Массовая доля меди в сплаве | Масса каждого сплава | Масса меди в каждом сплаве | |
I cплав | Р1 % | m 1 кг | (m 1*p 1)/100 кг |
II сплав | Р2 % | m 2 кг | (m 2*p 2)/100 кг |
Новый сплав | Р % | (m 1+m 2) кг | ( m 1+m2)p/100 кг |
Т. к. масса меди в новом сплаве равна сумме масс меди в каждом из взятых кусков, то получим уравнение:
(m1p1)/100+(m2p2)/100=( m 1+m 2)*P/100,
m1 (p1-p) =m2(p-p2).
Исследуем данное уравнение при условии, что будем брать ненулевые массы сплавов.
I случай. Еслиp1 ,p2 и p попарно не равны, то получим формулу
m1 (p1 - p) =m2(p – p2) (*)
II случай.
Возьмём два сплава с одинаковым процентным содержанием
меди, т.е.p1=p2 .
Решая уравнение (*), получим, что
p1=p2=p,
т. к. ни большей, ни меньшей концентрации сплав просто не получится.
III случай.
Если p2 =p, или p1= p ,
то вывод тот же.
Если взять два сплава, массы которых одинаковы, т.е.
m1 = m2 ,
то процентное содержание нового сплава станет равно среднему арифметическому процентных концентраций исходных сплавов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Текстовые задачи в 5 классе"
Учите детей решать задачи. Они станут успешными не только в математике....
урок по теме "Текстовые задачи" 10.05
Методическая разработка содержит различные приемы и способы решения текстовых задач, различные типы задач и методы их решения...
Построение многоуровневой системы задач по теме: «Текстовые задачи»
Многие со мною согласятся, что на итоговой аттестации по математике основной школы учащимся трудно даётся решение текстовых задач. В связи с этим следует создать систему многоуровневых заданий, котора...
Классификация заданий по теме «Текстовые задачи» в I части экзаменационных работ 9 класса ( по сборнику А.Н. Кузнецовой)
Материал содержит классификацию заданий по теме «Текстовые задачи» в I части экзаменационных работ 9 класса ( по сборнику А.Н. Кузнецовой). Данный материал полезно использовать при организации подгото...
Элективный курс по теме "Текстовые задачи и пути их решения"
•Предназначен для учащихся 9 классов, кроме этого может быть использованы для обобщения и систематизации знаний при обучении в 9 классе и при подготовке к олимпиадам, а также при подготовке к ГИ...
Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».
Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....
«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»
Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...