Сообщение на тему: «Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано».
методическая разработка
Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достижения положительного результата, несомненно, нужна мотивация!
В своей педагогической деятельности для решения данной проблемы я использую мнемотехнику - систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
«Некоторые приёмы мнемотехники
в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано».
Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достижения положительного результата, несомненно, нужна мотивация!
В своей педагогической деятельности для решения данной проблемы я использую мнемотехнику - систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна издревле, и её история насчитывает более двух тысяч лет. Принято считать, что термин «мнемоника» введен Пифагором в VI в. до н. э. Первый из дошедших до нашего времени трудов по мнемонике приписывают Цицерону.
Мнемотехника — это прежде всего нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух и более образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Основные задачи преподавателя фортепиано на первом году обучения:
• Начать формирование крепкого исполнительского аппарата, свободного от всякого рода зажимов.
• Научить ребёнка усваивать сложный музыкально-теоретический материал без умственного и нервного напряжения.
При изучении нового произведения я беседую с учащимся, какие ассоциации вызывает у него это произведение, какое настроение передаёт музыка, какие образы рисует его фантазия и воображение, почему в голове возникают именно эти образы и картины, ребёнок обосновывает свои ответы.
При разучивании старинных танцев (менуэта, полонеза и т.д.), стараюсь перенести ребёнка в другую эпоху, показать картинку или видеоролик, затем предлагаю представить себя на балу в бальном платье, вспомнить атмосферу бала и только после этого начинаем играть, стараясь правильно передавать характер произведения.
Работу над трудным местом в произведении стараюсь связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при исполнении данного произведения. Разукрашиваем трудное место ярким цветом, выделяем его, прохлопываем несколько раз ритмический рисунок, пытаясь его запомнить. Затем придумываем подтекстовку или небольшое стихотворение. Если таких мест в произведении несколько, прорабатываем каждое место в отдельности и только после этого соединяем всё произведение.
При работе над произведением, иногда придумываем небольшой рассказ или сказку, и каждую фразу, предложение, или часть связываем с определённым образом или персонажем, таким образом, ребёнок проживает в исполняемом им произведении целую жизнь. Что позволяет добиться более яркого эмоционального отклика на исполнение произведения.
При работе над теоритическим материалом так же стараюсь находить яркие образные ассоциации например: диез – решётка, по которой человечек ползёт вверх – значит, повышаем звук на полтона, бемоль – капелька, падающая вниз – значит, понижаем звук на полтона).
На уроках организовываю ситуации поиска, направляю учащегося на придумывание разных способов запоминания трудных мест. Подключаю к запоминанию различные чувства детей, создаю условия для творчества и фантазии, прислушиваюсь к их ассоциациям. Побуждаю к выбору индивидуального способа запоминания, который компенсировал бы недостатки памяти.
Мотивации запоминания информации бывает нескольких видов:
1. Ребёнок запоминает то, что ему интересно. Поэтому умение педагога вызвать интерес учащегося к предмету — важнейшее звено в системе совершенствования памяти.
2. Ребёнок запоминает то, что понимает. Причём, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими учащимися), тем больше возрастает интерес.
3. Ребёнок запоминает то, что необходимо. Однако, не стоит полагаться на этот критерий, т.к. (хотя произвольная память и формируется с 4-5 лет) он далеко не всегда является объективной причиной к запоминанию, у детей 7-8-летнего возраста, в пору, когда внимание недостаточно, а умение концентрироваться длительное время на предмете практически отсутствует.
Мы рассмотрели некоторые приёмы, которые можно с успехом применять в 1-2 классе ДМШ на уроках фортепиано, музицирования и ОКФ.
В средних и старших классах, когда сложность музыкальных произведений планомерно возрастает, мнемотехнические приёмы сфокусированы в основном на запоминании нотного текста.
В заключение хотелось бы сказать, что самое главное в нашей работе – привнесение положительных эмоций в жизнь детей. Мы учим Музыке, искусству, которое призвано дарить людям радость и положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
Открытый урок по специальности фортепиано...
Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"
В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...
Мастер- класс по теме: Некоторые приёмы работы с аутентичным текстом на примере урока по теме «Модные тенденции».
Обучение чтению на данном уроке осуществляется на примере аутентичного текста из интернет - журнала....
2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.
Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными».
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»....
Первоначальное обучение игре на фортепиано
Первоначальное обучение игре на фортепиано закладывает основы для всего дальнейшего обучения ребенка. Заинтересовать, увлечь занятиями музыкой - это важнейшая задача, которая стоит перед педагогом. Вн...