Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"
материал (музыка) по теме

Абаимова Ольга Вениаминовна

В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Одной из форм обучения является игра в ансамбле. Ансамблевое музицирование это действеннй стимул музыкально-творческого самоусовершенствования. А более совершенная игра всегда доставляет удовольствие и располагает к более интенсивным занятиям на инструменте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_kollektivnoe_muzicirovanie_kak.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Основные задачи деятельности преподавателей отделения заключаются в том, чтобы развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте, воспитывать грамотных слушателей и участников самодеятельного музицирования.

       В последнее время существует проблема с набором детей в ДМШ (а на духовые инструменты эта проблема существовала всегда). Это вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся диктует необходимость искать различные формы работы по развитию музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать в музыкальной школе. К каждому ребёнку надо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад.  Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь на готове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – игре на духовом инструменте.  Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель–ученик. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с аппликатурой, осваивает первоначальные игровые движения. Уже здесь мы стараемся понять, что такое строй; у кого первая партия, а у кого вторая; учимся одновременно дышать, начинать и заканчивать фразы и вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь малышей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке.

Чем раньше учащиеся попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития, сознания роли и возможностей инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.

         Ребёнок в процессе занятий на своём инструменте должен не только развиваться технически, выполняя все задания педагога, хорошо играть гаммы, этюды и пьесы, но и получать удовольствие от участия в коллективной игре со своими сверстниками. Чередования в занятиях над репертуаром сольным и ансамблевым расширяет исполнительский потенциал ученика и позволяет юным музыкантам впоследствии более свободно и легко разбираться в нотном материале, понимать музыку. Они с большим удовольствием и интересом занимаются и приобретают необходимые навыки игры в ансамбле. Новая форма обучения «музицирование» даёт возможность развивать ансамблевые навыки с первого года обучения – ансамбли дуэтов. Ученик начинает прислушиваться не только к своей мелодии, но и к мелодии своего напарника. Они как бы начинают понимать друг друга. Затем, ознакомившись с более сложным материалом, начинают осваивать ансамблевые трудности: интонацию, динамику, ритм, атаку и характер пьесы. Всё это помогает в лучшем освоении выбранного инструмента для обучения.

     Ведь игра в ансамбле – это не только радость творческого общения, но и очень тяжелый и кропотливый труд. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчётливо. Незаметное в сольном исполнении лёгкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается. Игра в ансамбле помогает учащимся преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Занятия по ансамблю важны и для расширения динамического диапазона духовика. Каждую партию нужно играть по-иному, с разной силой звука, фразировкой, плотностью. Например, партии сольных произведений для флейты отличается мягкостью звучания, в большей степени плавностью звуковедения, а игра в духовом ансамбле чаще представляет чёткость атаки, достаточная напряжённость звучания для первой партии, т.к. здесь объединяются инструменты с разными динамическими возможностями (саксофон, кларнет, флейта). Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. И, как следствие, освоение новых приёмов игры на своём инструменте.

Первостепенное значение в обучении музыканта-духовика имеет развитие интонационного слуха, т.к. игра на духовых инструментах невозможна без постоянной слуховой коррекции. В идеале ученик должен знать состояние строя своего инструмента, его недостатки. А духовые инструменты несовершенны: общий строй чаще всего оставляет желать лучшего, т.к. многие ноты просто нестройны. Но учащиеся должны научиться корректировать интонационно неустойчивые звуки при помощи губного аппарата, контролировать слухом точность интонации, ведения и соединения звуков при разных нюансах и штрихах. Эти проблемы наиболее остро встают в ансамблевом исполнительстве. Успешное решение которых, позволяет повысить учащимся свой уровень развития.

Духовые инструменты одноголосны по своей природе и у исполнителей лучше всегда развит интонационно-мелодический слух, а разучивание и исполнение многоголосных ансамблей помогает включить в работу и развивать гармонический слух, способность целостно воспринимать многоэлементную музыкальную фактуру.

          Таким образом, ансамблевое музицирование становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования. А более совершенная игра всегда доставляет удовольствие и располагает к более интенсивным занятиям на инструменте.

  Ребят всегда увлекает этот вид деятельности. Занятия в классе ансамбля приносят им большую радость  совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях.

      Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая возможность разнообразия ансамблевых организаций по учебному плану каждому учащемуся можно подобрать соответствующего партнёра. Это могут быть ученики одного класса, или различных классов. Но в любом случае необходимо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.  На занятиях присутствуют и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику.

      Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. В разновозрастном ансамбле это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес к обучению.  

     Очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников (в частности ансамблевое музицирование). Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах  и приносит большую радость и участникам, и слушателям.

          Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

     

Список литературы:

  1. Гончарова Н. «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными» / Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
  2. Нежинский О.М. Детский духовой оркестр. – М.: Музыка, 1977.
  3. Камерный ансамбль / Сост. К.Х.Аджемов. – М.: Музыка, 1974.
  4. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство мотивации к обучению

игровые технологии -средство мотивации к обучению и воспитанию....

Методическое сообщение "Подголосочная и контрастная полифония в репертуаре первых лет обучения"

Работа над полифонией - труднейший раздел в воспитании музыканта.. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Начало работы\' с полифонией п...

Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"

Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

"Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению. На примере опыта работы в ансамбле РНИ».

В данной презентации представлены некоторые способы развития мотивации в обучении через инструментальное ансамблевое исполнительство. Показаны методы работы с колективом ансамбля, направленные на разв...

Методическое сообщение на тему: Основы ведения меха на начальном этапе обучения

Формирование навыков ведения меха на аккордеоне, их использование в художественном материале, практическое применение в обучении аккордеонистов. Выявление основных трудностей и ошибок, встречающихся в...