Сообщение на районном МО учителей математики по теме "Методическая компетентность учителя"
статья на тему
Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kompetentnost_uchitelya.docx | 18.05 КБ |
metodicheskaya_kompetentnst_uchitelya.pptx | 103.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая компетентность учителя
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
- научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
- методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);
- психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);
- профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность – это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
- методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
- методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
- методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
- методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:
- современная информационная образовательная среда учебного заведения;
- модернизация системы методической работы учебного заведения;
- профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:
- Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.
- Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.
- Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
01.11.2016г. Ожерельева Г.А. – учитель математики МБОУ «СОШ №15 пос. Штыково»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое компетентность? Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
С труктура профессиональной компетентности учителя включает следующие компоненты: научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности); методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса); психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся); профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Методическая компетентность методическая компетентность – это , во-первых , вид профессиональной компетентности, во-вторых , данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя , третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня : методическая информированность (образованность) – естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях; методическая грамотность – готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами; методическое творчество – способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами; методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий : современная информационная образовательная среда учебного заведения; модернизация системы методической работы учебного заведения; профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия « методическая компетентность » и « методическое мастерство ». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям : Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского. Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя. Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Слова М. Горького «Плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессинальная компетентность учителя математики
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Большой опыт работы ...
Обобщение опыта учителя математики и председателя ШМО учителей математики и физики В.А. Воробьевой
Презентация о методических находках учителя как обобщение опыта за последние 5 лет и отчет о проведении предметной недели в школе....
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории
Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга оценки профессиональной компетентности учителей математики и достижений обучающихся 8-х классов по математике в Салемальской школе-интернат
В конце 2016-2017 учебного года в школе-интернат проведен региональный мониторинг по оценке профессиональной компетентности учителей математики и достижений учащихся 8 классов по мат...
Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»
«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...