самообразование отчет за 2020-2021 уч.год
материал
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»
Отчет по самообразованию
«Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»
учителя
начальных классов
Сухомлиной Елены Викторовны
За 2019-2020 учебный год
Немного о себе
Дата рождения: 26 ноября 1975.
Образование:
- средне-специальное, Каменский педагогический колледж, 1999г.;
полученная специальность: преподавание в начальных классах;
квалификация: учитель начальных классов.
- высшее «Институт мировых цивилизаций» дата окончания 2018г Москва.
факультет: 37.03.01 психология, по специальности «психолог».
Стаж: общий -28 лет, педагогический - 25 лет. Квалификационная категория высшая, 29.10.2018 год
Занимаемая должность: учитель начальных классов,
Преподаваемый предмет - предметы по курсу начальной школы (Математика, русский язык, чтение, мир природы и человека, изо, доноведение, речевая практика, сказкотерапия, ритмика, труд, )
Награждена: почётными грамотами и благодарственными письмами, дипломами.
За время работы постоянно совершенствую уровень педагогического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература:
1.Конев М.Н. «Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения»
2.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2010.
5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - M. Кузьмина И.Е. «Урок с использованием ИКТ» (приложение №10,2008),
6. Смолянинова О.Г. «Развитие информационной и коммуникативной компетентности будущих учителей на основе использования мультимедиатехнологий».
7.Рассомагина Н.В. «Использование ИКТ на уроках
Участвую в работе школьного методического объединения. В своей педагогической деятельности использую новейшие достижения педагогики, психологии, предметной методики. С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию.
Прошла курсы повышения квалификации май 2020 по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности».
Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе-интернате и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше. Я считаю, что эффективным современное начальное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности младших школьников, их творческих способностей, поэтому целью моей работы является тема:
«Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»
Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена. Например: технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
На любом уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т. д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Применяя проблемную технологию, я сделала следующие выводы:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой ученику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства обучающихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
2. Информационные образовательные технологии
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения в рамках традиционного урока информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данные возможности ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.
Используя в своей работе лицензированные электронные учебные материалы, я успешно решаю следующие дидактические задачи:
- предъявление учебной информации;
- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
- моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
- поддержка различных активных форм занятий;
Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Я вижу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
3. Игровые технологии
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Совершенствование методики преподавания русского языка и использование компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы обучающихся.
ИКТ можно использовать на уроках всех типов:
- изучение нового материала и формирование новых умений;
- практическое применение знаний, умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль, коррекция знаний;
- комбинированные уроки.
Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:
- зрительное восприятие;
- вставка букв;
- постановка знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка;
- редактирование текста.
4. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях.
Использование приемов рефлексии.
2. Использую проведение физкультминуток.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших
школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
их здоровья.
Итоги использования ИКТ:
- повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);
- индивидуальный подход в обучении;
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.
Заключение
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
5. Технология оценивания образовательных достижений обучающихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
С целью повышения личной профессиональной культуры и педагогического мастерства систематически участвую в работе сетевых профессиональных сообществ и методических объединений (nsportal.ru, pedsovet.su, pedsovet.org, numi.ru, завуч-info, учительский портал.ru, открытый класс, PRO.школу.RU, где изучаю опыт коллег, внедряю в свою практику их опыт работы, использую методические разработки занятий, авторские мультимедийные презентации, участвую в дистанционных профессиональных конкурсах. Свой опыт работы размещаю на образовательных сайтах сети Интернет, имею методические публикации.
Ссылка на мой мини сайт http://nsportal.ru/elena-sukhomlina
В следующем учебном году планирую продолжать работать над этой темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет учителя-предметника по ИЗО за 1 и 2 четверть 2020-2021 год
Отчет учителя-предметника по изо....
Отчет по самообразованию учителя – логопеда Архиповой Надежды Андреевны «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» на 2020 – 2021 уч.г.
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное...
отчет за 2020-2021 учебный год
Отчет по реализации годовых задач в 2020-2021 учебном году в средней группе №3. Составила: Федорова А.С., воспитатель высшей квалификационной категории...
Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчетучителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык
Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык...
Отчет за 2020-2021 гг.
Отчет мероприятий 2020-2021 гг....