Анализ диагностической работы по русскому языку в 8-9 классах
статья (9 класс) на тему
В анализе содержится информация о выполнении обучающимися диагностической работы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_diagnosticheskoy_raboty_po_russkomu_yazyku.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов диагностики метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Мониторинг метапредметных результатов (далее – МПР) проводился в ноябре 2016 года в 8-х и 9-х («пилотных») классах образовательных организаций … района Смоленской области на основе анализа результатов выполнения обучающимися диагностической работы по русскому языку.
Контролировались следующие группы результатов:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать символы для решения задач
2. Смысловое чтение: работа с информацией, представленной в явном виде в тексте
3. Смысловое чтение: работа информацией, не представленной в тексте напрямую; аргументирование
4. Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение письменной речью, монологической контекстной речью.
Участие в мониторинге приняли 11 школ района. Общее количество обучающихся составило 110 человек: 86 восьмиклассников и 24 девятиклассника.
Метапредметные результаты (МПР) обучения формируются и применяются при изучении многих предметов. В структуре МПР выделяют: межпредметные понятия и УУД трёх групп: регулятивные, познавательные, коммуникативные. В ходе мониторинга выявлялось владение обучающимися межпредметными понятиями, которые формируются в процессе освоения математики, физики, биологии.
По результатам выполнения работы учениками 8-х классов и 9-ого («пилотного») класса можно говорить о низкой сформированности вышеназванных межпредметных понятий, о чём свидетельствуют данные, представленные ниже:
8-е классы
не усвоили – 39 человек (45,3 %)
усвоили на базовом уровне – 36(41,8 %)
усвоили на повышенном уровне – 11(12.8 %)
9-ый класс
не усвоили – 17 человек (70,8%)
усвоили на базовом уровне – 6(25%)
усвоили на повышенном уровне – 1(4,2%)
Низкий процент усвоения, продемонстрированный обучающимися, должен сориентировать учителя на работу над формированием межпредметных и общенаучных понятий, научной терминологии. Эта работа должна проводиться систематически вплоть до окончания школы, и результаты мониторинга показали, что этому направлению деятельности надо уделить особое внимание.
Для успешного формирования межпредметных понятий и умений ими пользоваться полезны следующие упражнения:
- при первичном восприятии - обсуждение значений терминов и алгоритмов деятельности: как мы понимаем это слово? Как выполняем данное действие?
- также полезно выполнение заданий на нахождение в тексте параграфа учебника или любом другом (научно-популярном, литературном, журнальном, статьи в Интернете) изучаемого термина, объяснение его значения; составление предложений с данным понятием;
- при закреплении - задания на составление вопросов к освоенным понятиям; вставку терминов, пропущенных в тексте, по смыслу; терминологический диктант.
Следующий МПР, усвоение которого было продиагностировано, – это сформированность читательской компетентности: умение работать с информацией, представленной в явном виде в тексте. Восьмиклассникам был предложен текст. Разобраться с материалом и выполнить задания к нему обучающиеся должны были полностью самостоятельно.
8-е классы
не усвоили – 53 человека(61,6%)
усвоили на базовом уровне – 21(24,4%)
усвоили на повышенном уровне – 12(14%)
9-ый класс
не усвоили – 17 человек(70,8%)
усвоили на базовом уровне – 6(25%)
усвоили на повышенном уровне – 1(4,2%)
Из результатов видно, что обучающиеся в большинстве своём не справились с этим заданием. Это говорит о том, что необходимо совершенствовать работу по формированию навыков и умений смыслового чтения.
Хотя работа с информацией, не представленной в тексте напрямую, была выполнена немного лучше.
8-е классы
не усвоили – 28 человек(32,6%)
усвоили на базовом уровне – 35(40,7%)
усвоили на повышенном уровне – 23(26,7%)
9-ый класс
не усвоили – 5 человек(20,8%)
усвоили на базовом уровне – 11(45,8%)
усвоили на повышенном уровне – 8(33,3%)
Смысловое чтение нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Данные результаты являются одними из самых низких из всех диагностируемых: всего 67,4% восьмиклассников продемонстрировали владение навыками смыслового чтения, то есть большой процент обучающихся 8-х классов не умеют использовать чтение для обучения и нуждаются в помощи учителя. Читательская компетентность является одним из важнейших результатов обучения, который должен быть сформирован у обучающихся к восьмому классу. Задания на контроль умения понимать и интерпретировать информацию, представленную в тексте, включены в содержание КИМов ОГЭ по ряду предметов. Поэтому необходимо работать над формированием и развитием читательской компетентности системно, используя следующие принципы:
Учащихся, показавших недостаточный уровень сформированности читательской компетентности:
• нельзя просить читать вслух перед всем классом;
• активно вовлекать в совместную работу по вычитыванию из текста информации, которая сообщается в явном виде;
• предлагать задания этой группе обучающихся с учётом их интересов и способностей: если класс работает с большим текстом, например, параграфа, им нужно поручать работу с текстом меньшего объема, возможно, одной из частей параграфа, при этом задание должно отличаться и по форме. Это может быть подготовка таблицы, подчеркивание ключевой информации в тексте, выделение главной мысли и т.п.;
• регулярно просить переформулировать задание, вопрос, чтобы увидеть, что
они понимают верно, а что неточно;
• этим ученикам нужна помощь в понимании логики текста. Это могут быть
специальные вопросы, с помощью которых ученик увидит и удержит причинно-следственную цепь, а также работа в группе с одноклассниками, с которыми ученик психологически совместим, где бы он мог выстраивать учебное сотрудничество, видеть способы работы других, получать советы и практическую поддержку;
• Каждый успех учеников необходимо отмечать, акцентировать, чтобы менялась их самооценка и отношение к ним одноклассников
Учащимся, продемонстрировавшим освоение читательской компетентности, но при этом выполнившим не все задания:
• необходимо оказывать адресную поддержку на уроке, предлагая задания на
формирование проблемных умений;
• нужны такие формы работы и такие тексты, которые требовали бы развития
читательских умений, находящихся в стадии формирования. Это означает об-
ращение к текстам, в которых нужно следить за авторской мыслью, и вопросы, ответ на которые не исчерпывается поиском и воспроизведением фактологической информации.
У учащихся, продемонстрировавших освоение читательской компетентности и выполнившим все задания верно, нужно продолжать развитие уже сформированных навыков. Для этого целесообразно включать в план урока задания исследовательского типа, задания, когда прочитанную информацию нужно перенести на новую ситуацию, предложить разные гипотезы, разные варианты решения проблем.
Для формирования и развития всех метапредметных результатов нужно создавать возможность сотрудничества для обучающихся (в том числе - средствами проектной и исследовательской деятельности). Поддерживать их учебную самостоятельность; выделять достижения (пусть даже небольшие – это особенно важно для школьников с низкой самооценкой).
Невысокими оказались результаты и по следующему МПР: умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение письменной речью, монологической контекстной речью:
8-е классы
не усвоили – 28 человек (58,1%)
усвоили на базовом уровне – 35(25,6%)
усвоили на повышенном уровне – 23 (16,3%)
9-ый класс
не усвоили – 20 человек(83,3%)
усвоили на базовом уровне – 3(12,5%)
усвоили на повышенном уровне – 1(4,2%)
Выводы:
1. Диагностика показала, что в начале учебного года обучающиеся 8-х и 9-х («пилотных») классов ОО Смоленской области овладели знанием межпредметных понятий на низком уровне.
2. В стадии формирования находятся умения представлять информацию в
форме диаграммы;
3. Недостаточно сформирована читательская компетентность: умение
находить в тексте нужную информацию; умение систематизировать ин-
формацию; умение делать выводы на основе прочитанного.
4. Недостаточно сформировано умение по владению письменной монологической контекстной речью.
Рекомендации:
1. Провести внутришкольный анализ результатов диагностики во всех ОО …. района и на его основе организовать деятельность по освоению вышеперечисленных МПР на уроках по всем предметам учебного плана и во внеурочной деятельности.
2. Особое внимание уделить формированию читательской компетентности.
3. Использовать для формирования МПР следующие технологии: развития
критического мышления; проектной и исследовательской деятельности;
проблемно-диалогического обучения и др.
4. Повторную диагностику с использованием этих же материалов провести
в конце февраля 2016-2017 учебного года с целью выявления динамики результатов. Анализ результатов повторной работы покажет, насколько эффективно идёт реализация плана по формированию МПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ - 2015, 9 класс
Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ОГЭ 2015 (9 класс) помогут учителю и заместителю директора школы организовать мониторинг качества подготовки обучающихся к госуда...
Анализ диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 (бланки)
Бланки анализа диагностических работ по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 помогут учителю русского языка проводить системный анализ работы по подготовке обучающихся 10, 11 классо...
Анализ диагностической работы по русскому языку
В работе представлен вариант анализа диагностической работы по русскому языку в 9 классе по проверке готовности к ГИА...
Диагностическая работа по русскому языку за курс 7 класса
Диагностическая работа по русскому языку за курс 7 класса будет интересна прежде всего учителям Оренбургской области, осуществляющим подготовку к региональным экзаменам. В других регионах можно также ...
Диагностическая работа по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционной школы VII вида
Диагностическая работа составлена с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития. Выполняя работу, ученик опирается на текст, а не на отдельные предложения, что делает работу...
Диагностические работы по русскому языку для учащихся 5 классов
Диагностические работы по русскому языку для учащихся 5 классов (УМК В.В.Бабайцевой)...
Диагностические работы по русскому языку для учащихся 6 классов
Диагностические работы по русскому языку для учащихся 6 классов (УМК В.В.Бабайцевой)...