Современные подходы к воспитанию
презентация к уроку на тему
Современные подходы к воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_vospitaniyu.pptx | 71.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные подходы к воспитанию Традиционный Деятельностный Личностный Философско-антропологический Синергетический Системный
Проблемные вопросы Что объединяет все современные подходы к воспитанию? Какой из представленных подходов вы считаете наиболее актуальным? Сравните личностный и философско-антропологический подходы. Докажите актуальность деятельностного подхода.
Традиционный подход Основной принцип: ребёнок должен всегда слушаться старших. В каждом обществе складываются определённые традиции воспитания своих будущих членов. Эти традиции обязательно включают в себя приучение ребёнка действовать в соответствии с различными нормами, правилами и запретами . Нормы определяют, что должен делать ребёнок и чего он делать не должен.
Традиционный подход Второй обязательный момент традиционного воспитания - это тёплые эмоциональные отношения родителей с маленькими детьми. Третий принципиально важный момент традиционного воспитания состоит в приобщении ребёнка к тем ценностям, которые разделяют родители или воспитатели.
Противоречия традиционного подхода В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым: во-первых, необходимость строгого принуждения ребёнка вступает в конфликт с поддержанием тёплых эмоциональных отношений, во-вторых, чем старше - а значит, самостоятельнее и сильнее - становится ребёнок, тем труднее его принуждать и тем менее поддающимся воспитанию он становится.
Принципы: природосообразности культуросообразности коллективизма требований и контроля за поведением следования традициям.
Содержание воспитания включает: нравственное трудовое воспитание и профориентация патриотическое воспитание дисциплины и культуры поведения эстетическое физическое формирование научного мировоззрения.
Деятельностный подход к воспитанию Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.
Содержание воспитания – это виды воспитывающей деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, трудовая, общественная, художественная, спортивно-оздоровительная, свободное общение.
Принципы: субъектности воспитания, учета ведущих видов деятельности, учета сензитивных периодов развития, проектирования, конструирования воспитательной деятельности, амплификации (усиления) детского развития.
Личностный подход к воспитанию предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера; воспитание – это создание условий для развития личности; лежит в основе новых стандартов; основан на принципах субъектности , гуманизма, диалогизма , вариативности.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ( ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЕМЫХ) Новые стандарты общего образования указывают, что предметом итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.
Философско-антропологический развивается в рамках педагогической антропологии и заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Ноmo sapiens , полноправном участнике воспитательного процесса
Философско-антропологический Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека − потребность в воспитании. Поэтому ребенок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию со взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, в самовоспитании.
Системный подход Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания, охарактеризовать все его основные элементы ( цель, содержание, средства, методы). Он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система. Критерии воспитательных систем включают: критерии факта и критерии качества. Концепция воспитательной системы должна быть разработана с учетом особенностей микросоциума , контингента обучаемых, образовательного учреждения.
Синергетический подход Синегетика изучает процессы самоорганизации, саморазвития в природных и социальных условиях. Синергетический подход к воспитанию (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич , Н. М. Таланчук , С. С. Шевелева) сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Принципы: самоорганизации, открытости, нелинейности, Неравновесности .
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Современный национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание;
Базовые национальные ценности • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...
"Современные концепции и подходы к воспитанию "
Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...
«Современные подходы к планированию методической работы по проблемам воспитания в школе»
Краткое эссе по планированию воспитательной работы...
современные подходы к воспитанию:перспективы их воспитания
доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования....
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»: современные подходы к воспитанию.
Доклад об актуальности и необходимости создания Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»...
Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы.
Сегодня никого уже не удивляет то, что повсеместно - человек в смартфоне... Процесс глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием "Интернет"...
Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей
Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей...