современные подходы к воспитанию:перспективы их воспитания
методическая разработка на тему
доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_vospitaniyu.docx | 32.94 КБ |
sovremennye_podhody_k_vospitaniyu_perspektivy_ih_dostizheniya.ppt | 438.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ:ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.
Выполнил: Н.К.Хуззятов-воспитатель ГБОУ АКШИ.
Воспитание – это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете «прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального мира и согласия; возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; уважения к ратным и трудовым подвигам Россиян».
Концепция развития воспитания в системе образования (далее – Концепция), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В Концепции учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образований. Содержательные аспекты Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и базовые основания Стратегии по реализации государственной политики в интересах детей на 2015–2020 гг. позволили выделить ключевые задачи развития воспитания с учетом региональной специфики
Проблемы воспитания в системе образования:
- девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение
воспитательной и социализирующей функций образования на фоне
распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»; - деградация форм воспитательной деятельности, искажение методик воспитания: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения;
- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве ;
- излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, стимулирующая имитацию воспитательной деятельности; избыточное администрирование, авторитарность в ущерб развитию потенциала самоорганизации;
- незрелость детско-взрослых общностей в образовательных учреждениях;
- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения.
Ведущие (базовые) подходы к развитию воспитания
- Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.
- Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
- Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания,
Принципы воспитания:
- Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
- Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
- Принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Татарстана, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни Татарстанцев
- Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.
- Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.
- Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
Цель и основные задачи развития воспитания
Целью развития воспитания в системе образования Татарстана является создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений татарстанцев в целом.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов;
- создание единого информационного пространства развития воспитания в Татарстане, способствующего координации деятельности различных субъектов воспитания; совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательных учреждениях ;
- обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- развитие форм и механизмов государственно-общественного управления воспитанием в Татарстане, преодоление избыточного администрирования в управлении воспитательным процессом, снижение уровня нормативной регламентации деятельности субъектов воспитания, использование в управлении потенциала самоорганизации;
- развитие социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами в решении задач воспитания детей и молодежи;
- развитие диалога науки и практики воспитания через организацию опытно-экспериментальной работы в регионе, разработку и внедрение инновационных методик работы с детьми и молодежью , обновление содержания и форм воспитания;
- содействие созданию и становлению районных, Татарстанских самоопределяющихся сообществ педагогов-воспитателей как «резонансных точек», распространяющих идеи воспитания подрастающих поколений в регионе;
- развитие привлекательных для ребенка воспитывающих детско-взрослых общностей, в которых культивируется социально приемлемый образ жизни и создаются благоприятные условия для ценностного самоопределения детей и молодежи;
- обновление содержания и форм подготовки и повышения квалификации работников образования, направленных на развитие их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, совершенствование культуры проектирования целей и результатов, планов и программ, моделей и систем воспитания;
- развитие системы компетенций учащейся молодежи в соответствии с уровнями общего и профессионального образования;
- создание благоприятных научно-методических, материально-технических и мотивационных условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях .
- Проект 1. «Воспитание молодых кадетов — вклад образования в будущее страны»
- Целью данного проекта является актуализация содержания воспитания детей, юношества, молодежи и требований к позиции молодого кадета как жителя Российской Федерации ; разработка современных программ воспитания на основе базовых положений образовательной Концепции, что будет способствовать приобщению молодых кадетов к имеющемуся наследию и традициям, их активному участию в жизни и страны, пониманию и самоопределению с учетом современного социального развития .
- Основными результатами проекта должны стать современные программы воспитания, в научно-методическом сопровождении которых решаются вопросы формирования исторической памяти подрастающего поколения, позитивного отношения к современным социокультурным проблемам, развитию социальной ответственности и способности к активному социальному действию детей и юношества.
- Условиями реализации проекта является развитие взаимодействия между учреждениями образования разных ступеней с целью формирования единого подхода и преемственности в воспитании, преодоление проблем адаптации обучающихся к новым ступеням образования, создание единой воспитательной системы «Дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование».
Проект 2. «Кадетской школе – эффективную практику воспитания»
Целью проекта является совершенствование новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур, развитию способности анализа ситуации и выявления проблем, предпринимательских качеств детей и молодежи. Эти цели реализуются при внедрении инновационных образовательных технологий, накопленных в регионе.
Основным результатом проекта станет создание эффективных технологий воспитания и социализации, основанных на подходе неадаптивной социализации, предполагающей создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, молодежные переговорные площадки, молодежную экспертизу качества городской среды, образовательные антропологические экспедиции, интернет-форумы, встречи представителей разных традиций, международные коммуникативные формы.
Условиями реализации проекта является формирование эффективной и востребованной социальной активности молодежи, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждений образования с органами исполнительной и законодательной власти, со структурами другой ведомственной принадлежности
Проект 3. «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи»
Целью данного проекта является развитие воспитательных систем и технологий, использующих гуманитарный, духовно-нравственный потенциал базового образовательного процесса и внеурочных форм, направленных на формирование у молодых кадетов деятельной социальной и гражданской позиции, личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою и страну, основы правовой культуры. Эта цель достигается разработкой и инновированием технологий формирования мировоззрения учащихся, развития гражданской позиции, правового самосознания.
Основными результатами проекта станут комплексные воспитательные системы, модели деятельности и технологии, ориентированные на проблемный и проектный методы с целью формирования у молодых кадетов собственной позиции, обеспечение культуры самоопределения и деятельности, правовой культуры.
Условиями реализации проекта являются привлечение социального и культурного потенциала региона, различных ведомств и учреждений. Одновременно необходимо совершенствование системы семейного воспитания, улучшение партнерских связей «ребенок — семья — школа» как основных инструментов воспитания духовно-нравственной личности ребенка, развитие института омбудсменов, создание условий для соблюдений гарантий прав ребенка.
Проект 4. «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания»
Целью проекта является организация качественного психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, создающего условия для индивидуализации и самоопределения личности, формирования высокого адаптационного потенциала человека, готовности к активному позитивному социальному взаимодействию в условиях изменчивой среды.
Основными результатами проекта станет создание единого подхода в области психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, разработка антропологических оснований воспитательного процесса с целью максимального учета личности учащегося, создания эффективных методов воздействия на формирование личностной позиции и влияния на самоопределение молодых людей; разработка эффективных средств диагностики антропологических результатов воспитательного процесса и критериев системы оценки качества воспитательной деятельности, формирование банка диагностических методик, позволяющих определять результативность деятельности воспитания и социализации; подготовленные психолого-педагогические кадры.
Условиями реализации проекта является разработка и реализация системы психологического сопровождения воспитательной работы как одного из элементов управления воспитанием; формирование широкого мотивационного поля личности, обеспечивающего психологическую защищенность и возможность гибкого реагирования на изменения жизненного пространства субъекта воспитания
Проект 5. «Развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя»
Целью проекта является определение требований к педагогическому профессионализму педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях различных типов и видов, разработка современных программ повышения квалификации в сфере воспитания, ориентированных на прогрессивные воспитательные технологии и подходы. Эта цель достигается созданием инновационных программ развития необходимых компетенций в области воспитательной деятельности учителей, руководителей детских сообществ, расширением используемого педагогами арсенала методов и технологий, построенных на современных деятельностных основаниях.
Основными результатами проекта станут программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитания. Рост мастерства и компетентности педагогов в сфере воспитания и социализации, который должен проявляться:
- в нахождении управленческих решений по обеспечению устойчивого развития системы воспитания в образовании;
- в приоритете сохранения и развития гуманистических укладов школ как гарантов воспитания личности ребенка;
- в формировании корпуса профессиональных управляющих воспитательным процессом, владеющих технологиями социального менеджмента и организации содержательного взаимодействия учреждений образования и других ведомственных структур;
- в стремлении субъектов воспитания к разумному балансу между новацией и традицией, готовности использовать лучший опыт, накопленный российской системой воспитания; в стремлении нахождения новых решений актуальных проблем.
- Условиями реализации проекта является повышение роли практико-ориентированной научной деятельности (экспертиз, оформления инновационного опыта в сфере воспитания и др.); система научно-методической поддержки процесса реализации современных моделей воспитания в образовательных учреждениях различных типов и видов; материалы научно-прикладных исследований, мониторингов, направленных на выявление социальных последствий реализации тех или иных воспитательных моделей.
Проект 6. «Развитие государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства »
Целью проекта является развитие системы социального партнерства учреждений образования с различными общественными субъектами воспитания и социализации (семья, учреждения и организации социальной сферы, органы местной власти, институты гражданского общества, конфессии, детские и молодежные общественные организации и объединения и др.).
Основными результатами проекта станут устойчивые, продуктивные, реально действующие модели взаимодействия государственных структур и различных общественных институтов в сфере развития воспитания, которые опираются на осуществление мер, направленных на демократизацию деятельности органов управления образованием в области воспитания; обеспечение развития самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней), организация общественных органов управления воспитанием.
Условиями реализации проекта является привлечение внимания различных структур к проблемам практики воспитания, реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации детей и молодежи .
Проект 7. «Республика – район – школа: формирование единого воспитательного пространства»
Целью проекта является развитие интегративных межведомственных моделей на основе целевых программ по созданию единой стратегии воспитательной деятельности и общего воспитательного пространства на уровнях «республика — район — школа».
Основными результатами проекта станет создание и реализация интегративных моделей, объединяющих усилия учреждений образования, различных ведомственных структур, органов власти и позволяющих решать задачи развития у детей и молодежи социально ответственной деятельности, предпринимательских и лидерских качеств; формирование отношения к своему месту жительства как сфере реализации личных и профессиональных перспектив.
Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия учреждений образования и других ведомств (создание координационных советов, воспитательных сетей и служб, составляющих социальную инфраструктуру детства и др.) Критерии оценки качества воспитания
Качество воспитания представляет собой соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.
Критерием оценки качества воспитания юных воспитанников следует считать динамику их личностного роста, в частности:
- динамику усвоения ими основных социальных норм;
- динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
- динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.
Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:
- реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
- реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей,
- развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
- развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:
- разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами,
- наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания,
- обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами,
- развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения.
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- Формирование единой воспитательной политики и единого информационного пространства развития воспитания в регионе.
- Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания.
- Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами.
- Создание единой системы мониторинга качества воспитания.
- Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию у юных воспитанников культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия.
- Повышение социального статуса и профессиональной компетентности
организаторов воспитания, формирование современного корпуса организаторов
воспитательной деятельности. - Складывание в образовательных учреждениях самобытных детско-взрослых общностей, формирование на их основе гуманистических воспитательных систем
- Позитивная динамика личностного роста юных воспитанников.
Эффекты воспитания:
- личностные – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных воспитанников; становление их идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности;
- социальные – социальная и духовная консолидация жителей региона, снижение рисков расслоения; развитие институтов гражданского общества; распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.
Итогом развития воспитания должно стать создание единого воспитательного пространства региона, построенного на интеграции образовательных и других социальных институтов; формирование системы управления развитием воспитания в регионе на основе совершенствования законодательного и правового обеспечения, использования результатов мониторинговых исследований, научного прогнозирования и экспертизы.
Возможные риски:
В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности:
- постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания;
медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание – это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Воспитание детей и молодежи в образовательных учреждениях должно быть основано на приоритете «прав и свобод человека и гражданина, социального и межнационального мира и согласия; возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; уважения к ратным и трудовым подвигам Россиян». Концепция развития воспитания в системе образования (далее – Концепция), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В Концепции учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образований. Содержательные аспекты Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и базовые основания Стратегии по реализации государственной политики в интересах детей на 2015–2020 гг. позволили выделить ключевые задачи развития воспитания с учетом региональной специфики
Проблемы воспитания в системе образования: девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение воспитательной и социализирующей функций образования на фоне распространения отношения к образованию как «образовательной услуге»; нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания; избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу; деградация форм воспитательной деятельности, искажение методик воспитания: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения; доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей , над делами, совместно организованными взрослыми и детьми ; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи; несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве ; излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, стимулирующая имитацию воспитательной деятельности; избыточное администрирование, авторитарность в ущерб развитию потенциала самоорганизации; незрелость детско-взрослых общностей в образовательных учреждениях; низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения. Проблемы воспитания в системе образования:
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания. Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности. Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень. Ведущие (базовые) подходы к развитию воспитания
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка. Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества. Принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Татарстана, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни Татарстанцев Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации. Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций. Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения. Принципы воспитания:
Целью развития воспитания в системе образования Татарстана является создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений татарстанцев в целом. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач : обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования и согласованное осуществление воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов; создание единого информационного пространства развития воспитания в Татарстане, способствующего координации деятельности различных субъектов воспитания; совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательных учреждениях ; обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности образовательных учреждений; развитие форм и механизмов государственно-общественного управления воспитанием в Татарстане, преодоление избыточного администрирования в управлении воспитательным процессом, снижение уровня нормативной регламентации деятельности субъектов воспитания, использование в управлении потенциала самоорганизации; Цель и основные задачи развития воспитания
развитие социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами в решении задач воспитания детей и молодежи; развитие диалога науки и практики воспитания через организацию опытно-экспериментальной работы в регионе, разработку и внедрение инновационных методик работы с детьми и молодежью , обновление содержания и форм воспитания; содействие созданию и становлению районных, Татарстанских самоопределяющихся сообществ педагогов-воспитателей как «резонансных точек», распространяющих идеи воспитания подрастающих поколений в регионе; развитие привлекательных для ребенка воспитывающих детско-взрослых общностей, в которых культивируется социально приемлемый образ жизни и создаются благоприятные условия для ценностного самоопределения детей и молодежи; обновление содержания и форм подготовки и повышения квалификации работников образования, направленных на развитие их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, совершенствование культуры проектирования целей и результатов, планов и программ, моделей и систем воспитания; развитие системы компетенций учащейся молодежи в соответствии с уровнями общего и профессионального образования; создание благоприятных научно-методических, материально-технических и мотивационных условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях . Основные задачи развития воспитания
Проект 1. «Воспитание молодых кадетов — вклад образования в будущее России» Проект 2. «„Кадетской новой школе“ – эффективную практику воспитания» Проект 3. «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи» Проект 4. «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания» Проект 5. «Развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя» Проект 6. «Развитие государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства мегаполиса» Проект 7. «Республика – Район – школа: формирование единого воспитательного пространства»
Целью данного проекта является актуализация содержания воспитания детей, юношества, молодежи и требований к позиции молодого кадета как жителя Российской Федерации ; разработка современных программ воспитания на основе базовых положений образовательной Концепции, что будет способствовать приобщению молодых кадетов к имеющемуся наследию и традициям, их активному участию в жизни и страны, пониманию и самоопределению с учетом современного социального развития . Основными результатами проекта должны стать современные программы воспитания, в научно-методическом сопровождении которых решаются вопросы формирования исторической памяти подрастающего поколения, позитивного отношения к современным социокультурным проблемам, развитию социальной ответственности и способности к активному социальному действию детей и юношества. Условиями реализации проекта является развитие взаимодействия между учреждениями образования разных ступеней с целью формирования единого подхода и преемственности в воспитании, преодоление проблем адаптации обучающихся к новым ступеням образования, создание единой воспитательной системы «Дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование». Проект 1. «Воспитание молодых кадетов — вклад образования в будущее страны»
Проект 2. «Кадетской школе – эффективную практику воспитания» Целью проекта является совершенствование новых технологий и методик, содействующих развитию у учащихся способности социально ответственного действия, социальной коммуникации с представителями других социальных позиций и культур, развитию способности анализа ситуации и выявления проблем, предпринимательских качеств детей и молодежи. Эти цели реализуются при внедрении инновационных образовательных технологий , накопленных в регионе. Основным результатом проекта станет создание эффективных технологий воспитания и социализации, основанных на подходе неадаптивной социализации, предполагающей создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде. Новые методики воспитания и социализации должны включать социально-образовательные проекты, молодежные переговорные площадки, молодежную экспертизу качества городской среды, образовательные антропологические экспедиции, интернет-форумы, встречи представителей разных традиций, международные коммуникативные формы. Условиями реализации проекта является формирование эффективной и востребованной социальной активности молодежи, пространства социального действия, содержательной социальной коммуникации при развитии взаимодействия учреждений образования с органами исполнительной и законодательной власти, со структурами другой ведомственной принадлежности.
Целью данного проекта является развитие воспитательных систем и технологий, использующих гуманитарный, духовно-нравственный потенциал базового образовательного процесса и внеурочных форм, направленных на формирование у молодых кадетов деятельной социальной и гражданской позиции, личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою и страну, основы правовой культуры. Эта цель достигается разработкой и инновированием технологий формирования мировоззрения учащихся , развития гражданской позиции, правового самосознания. Основными результатами проекта станут комплексные воспитательные системы, модели деятельности и технологии, ориентированные на проблемный и проектный методы с целью формирования у молодых кадетов собственной позиции, обеспечение культуры самоопределения и деятельности, правовой культуры. Условиями реализации проекта являются привлечение социального и культурного потенциала рениона, различных ведомств и учреждений. Одновременно необходимо совершенствование системы семейного воспитания, улучшение партнерских связей «ребенок — семья — школа» как основных инструментов воспитания духовно-нравственной личности ребенка, развитие института омбудсменов, создание условий для соблюдений гарантий прав ребенка. Проект 3. «Совершенствование духовно-нравственного, гражданского и правового воспитания детей и учащейся молодежи»
Целью проекта является организация качественного психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, создающего условия для индивидуализации и самоопределения личности, формирования высокого адаптационного потенциала человека, готовности к активному позитивному социальному взаимодействию в условиях изменчивой среды. Основными результатами проекта станет создание единого подхода в области психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, разработка антропологических оснований воспитательного процесса с целью максимального учета личности учащегося, создания эффективных методов воздействия на формирование личностной позиции и влияния на самоопределение молодых людей; разработка эффективных средств диагностики антропологических результатов воспитательного процесса и критериев системы оценки качества воспитательной деятельности, формирование банка диагностических методик, позволяющих определять результативность деятельности воспитания и социализации; подготовленные психолого-педагогические кадры. Условиями реализации проекта является разработка и реализация системы психологического сопровождения воспитательной работы как одного из элементов управления воспитанием; формирование широкого мотивационного поля личности, обеспечивающего психологическую защищенность и возможность гибкого реагирования на изменения жизненного пространства субъекта воспитания. Проект 4. «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития воспитания»
Целью проекта является определение требований к педагогическому профессионализму педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях различных типов и видов, разработка современных программ повышения квалификации в сфере воспитания, ориентированных на прогрессивные воспитательные технологии и подходы. Эта цель достигается созданием инновационных программ развития необходимых компетенций в области воспитательной деятельности учителей, руководителей детских сообществ, расширением используемого педагогами арсенала методов и технологий, построенных на современных деятельностных основаниях. Основными результатами проекта станут программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области воспитания. Рост мастерства и компетентности педагогов в сфере воспитания и социализации, который должен проявляться: в нахождении управленческих решений по обеспечению устойчивого развития системы воспитания в образовании; в приоритете сохранения и развития гуманистических укладов школ как гарантов воспитания личности ребенка; в формировании корпуса профессиональных управляющих воспитательным процессом, владеющих технологиями социального менеджмента и организации содержательного взаимодействия учреждений образования и других ведомственных структур; в новом управленческом мышлении, характеризующемся отказом от мероприятийности, чрезмерной регламентации и нескоординированности воспитательной деятельности со стороны различных социальных институтов; в стремлении субъектов воспитания к разумному балансу между новацией и традицией, готовности использовать лучший опыт, накопленный российской системой воспитания; в стремлении нахождения новых решений актуальных проблем. Проект 5. «Развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя»
Условиями реализации проекта является повышение роли практико-ориентированной научной деятельности (экспертиз, оформления инновационного опыта в сфере воспитания и др.); система научно-методической поддержки процесса реализации современных моделей воспитания в образовательных учреждениях различных типов и видов; материалы научно-прикладных исследований, мониторингов, направленных на выявление социальных последствий реализации тех или иных воспитательных моделей. Проект 5. «Развитие профессиональной компетентности педагога-воспитателя»
Целью проекта является развитие системы социального партнерства учреждений образования с различными общественными субъектами воспитания и социализации (семья, учреждения и организации социальной сферы, органы местной власти, институты гражданского общества, конфессии, детские и молодежные общественные организации и объединения и др.). Основными результатами проекта станут устойчивые, продуктивные, реально действующие модели взаимодействия государственных структур и различных общественных институтов в сфере развития воспитания, которые опираются на осуществление мер, направленных на демократизацию деятельности органов управления образованием в области воспитания; обеспечение развития самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональных ассоциаций педагогов, органов ученического и родительского самоуправления всех уровней), организация общественных органов управления воспитанием. Условиями реализации проекта является привлечение внимания различных структур к проблемам практики воспитания, реализация их потенциала в решении проблем воспитания и социализации детей и молодежи . Проект 6. «Развитие государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства »
Целью проекта является развитие интегративных межведомственных моделей на основе целевых программ по созданию единой стратегии воспитательной деятельности и общего воспитательного пространства на уровнях «республика — район — школа». Основными результатами проекта станет создание и реализация интегративных моделей, объединяющих усилия учреждений образования, различных ведомственных структур, органов власти и позволяющих решать задачи развития у детей и молодежи социально ответственной деятельности, предпринимательских и лидерских качеств; формирование отношения к своему месту жительства как сфере реализации личных и профессиональных перспектив. Основными условиями реализации проекта является создание схем эффективного взаимодействия учреждений образования и других ведомств (создание координационных советов, воспитательных сетей и служб, составляющих социальную инфраструктуру детства и др.) с целью формирования единого пространства воспитания и социализации. Проект 7. «Республика – район – школа: формирование единого воспитательного пространства»
Качество воспитания представляет собой соотношение поставленных в этой области целей и реально полученных результатов, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Критерием оценки качества воспитания юных воспитанников следует считать динамику их личностного роста, в частности: динамику усвоения ими основных социальных норм; динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура); динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия. Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются: реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей, реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей, развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников, развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении. Критерии оценки качества воспитания
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются: разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении, обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами, наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания, обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами, развитость воспитывающей предметно-эстетической среды образовательного учреждения. Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей качества воспитательного процесса, а также для разработки процедуры оценки этого качества самими субъектами воспитания. Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы, мотивация педагогов-воспитателей и контроль их деятельности. Критерии оценки качества воспитания
Формирование единой воспитательной политики и единого информационного пространства развития воспитания в регионе. Совершенствование нормативно-правовой и программно-методической базы воспитания. Совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими общественными субъектами. Создание единой системы мониторинга качества воспитания. Институализация взаимодействия науки и практики воспитания на базе экспериментальных площадок. Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности, распространение технологий работы по формированию у юных воспитанников культуры ценностного самоопределения и потенциала гражданского действия. Повышение социального статуса и профессиональной компетентности организаторов воспитания, формирование современного корпуса организаторов воспитательной деятельности. Складывание в образовательных учреждениях самобытных детско-взрослых общностей, формирование на их основе гуманистических воспитательных систем Позитивная динамика личностного роста юных воспитанников. Ожидаемые результаты реализации Концепции:
личностные – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных воспитанников; становление их социокультурной (страновой, этнической, поло-ролевой) идентичности, овладение ими высшими, социально полезными видами деятельности; социальные – социальная и духовная консолидация жителей региона, снижение рисков расслоения; развитие институтов гражданского общества; распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства. Итогом развития воспитания должно стать создание единого воспитательного пространства региона, построенного на интеграции образовательных и других социальных институтов; формирование системы управления развитием воспитания в регионе на основе совершенствования законодательного и правового обеспечения, использования результатов мониторинговых исследований, научного прогнозирования и экспертизы. Эффекты воспитания:
В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть следующие трудности: постоянно изменяющиеся социальные условия, что требует дифференцированного подхода к организации воспитания с различными категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативно-правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение развития воспитания; медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных проблем воспитания детей, юношества и молодежи. Возможные риски:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...
«Современные подходы к планированию методической работы по проблемам воспитания в школе»
Краткое эссе по планированию воспитательной работы...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ школы VIII ВИДА
В данной статье рассказывается об основных нормативно - правовых документах Международного уровня при работе с детьми ОВЗ. Описаны специальные образовательные условия для детей данной категории. Метод...
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"
Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Воспитание чувства собственного достоинства и уважения прав окружающих людей, строится на интерактивных методах обучения: это- сотрудничество в группе, урегулирование конфликтов в процессе р...