«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».
методическая разработка на тему

Мишина Елена Юрьевна

Метода проектов позволяет:

·         развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;

·         развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;

·         развивать связную речь и расширять словарный запас;

·         формировать навыки сотрудни­чества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской дея­тельности и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».

Воспитатель: Мишина Е.Ю.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике  применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители.

Метода проектов позволяет:

  • развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;
  • развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;
  • развивать связную речь и расширять словарный запас;
  • формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности и др.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах.

Метод проекта может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов различают: 

  • монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области;
  • межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Для реализации задач речевого развития дошкольников, возможно, использовать три варианта метода проектов: специальные проекты (монопроекты);

  • «Я — сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг-сказок);
  • «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми);
  • «Правила доброты» (Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);
  • «Остров дружбы», «Школа доверия» (Цель: развитие регуляционно — коммуникативных умений: умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);
  • «Что такое хорошо и что такое плохо»» (Цель: освоение этикета поведения в трудных ситуациях);
  • «О дружбе и рыцарстве» (Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения);
  • «Гость и хозяин» (Цель: освоение гостевого этикета).

Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач:

  • развитие свободного общения детей;
  • развитие всех сторон речи;
  • практическое овладение нормами речи.

В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми.

Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотно организованной  проектной деятельности в детское образовательное учреждение дети:

  • расширяют словарный запас;
  •  овладевают грамотной связной речью;
  • овладевают родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.

Работа над проектом имеет большое значение для речевого развития ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...

Проектная деятельность как средство формирования учебно-познавательной активности школьников

В статье определяется значение проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальн...

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников.

Предметно-развивающая среда как средство познавательно- речевого развития дошкольников. (консультация для воспитателей) «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовател...