Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№ 4: Байдина Е.Л.
Думать легко, действовать трудно,
а превращать мысль в действие –
самая трудная вещь на свете.
И.Гете
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А в наше время важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Но когда интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, то необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности. Т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам. Одним из способов повышения мотивации является организация исследовательской деятельности на уроках. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте среднего (полного) общего образования в пункте 5 раздела 1 дан портрет выпускника школы. Среди личностных характеристик учащихся следует выделять такую, как мотивированность на творчество и инновационную деятельность.
В разделе 2 Стандарта в пункте «Требования к результатам освоения основной образовательной программы предусмотрено выполнение всеми старшеклассниками в течение одного или двух лет индивидуального проекта, как завершение учебного исследования или разработанного проекта».
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Основа учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности . Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.
Мотив — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Развитие мотивов учения.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- выбор способа проверки гипотезы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение результатов;
- вывод(подтверждение или опровержение гипотезы) .
Любое исследование – это поиск ответов на поставленные вопросы, решения личностно значимых проблем. Следует учесть, что это не единственный путь построения современного урока, способствующего развитию критического и творческого мышления. Однако именно исследовательская деятельность учащегося закономерно приводит к выстраиванию его личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.
Очень важно, что включение в учебный процесс метапредметного содержания выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования, что необходимо для самоопределения личности учащегося.
Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, так как, во-первых, ученики уже обладают определенным набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, работы с источниками, самостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшие учебные заведения имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и четко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д. Нельзя не сказать и еще одной немаловажной проблеме – социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность учащихся. Уже с начальных классов дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Ребята изучают историю города, историю своей семьи, составляют свои родословные. В качестве творческих домашних заданий им предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, в средних классах написание рефератов. Вся эта работа подталкивает к поиску дополнительной литературы, посещению библиотек, формирует умение работать с источниками информации. В старших классах элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории и обществознания: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары. Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Именно исследовательская деятельность требует наблюдательности, внимательности, аналитического мышления. В ходе исследования деятельность участника направлена на поиск ответа на творческую, исследовательскую задачу.
Основные цели исследовательской деятельности учащихся на уроках обществознания можно определить следующим образом:
- повышение эффективности учебного процесса через применение активных форм обучения;
- расширение кругозора учащихся;
-выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
-совершенствование умений и навыков самостоятельной работы.
Главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ребенка. Личный интерес учащихся в данной деятельности является необходимым условием устной работы. Учитель выступает в роли консультанта: руководит учебной работой, направляет поиск учеников в нужное русло.
Исследовательская практика ученика- это не просто один из методов обучения, это формирования особого стиля учебной деятельности. В его фундаменте- исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности осуществляется развитие потребностей:
- в самопознании, удовлетворения интереса к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности;
- самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала.
Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние школьника, он настроен на познание мира, он хочет его знать. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Список используемой информации:
- Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование
- Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск., 2001, 234с.
- Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.
4.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006, 224 с.
5.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
- www.festival.1september.ru
- http://nsportal.ru
- . www.researcher.ru
Начало формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
Мастер - класс "Исследовательская работа на уроках химии как способ повышения мотивации обучающихся"
"Исследовательская деятельность учащихся на уроках химиии как средство повышения мотивации к учебе"...
Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся
Статья посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....
Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"
Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Интеграция как способ повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. (Обобщение опыта на примере интегрированного урока по физической культуре и русскому языку)
Статья для учителей...
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни. И современный учитель - эт...