Выступление к педагогическому совету
учебно-методический материал на тему
Выступление к пед.совету на тему "Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Выделяют следующие ключевые компетенции:
Ценностно-смысловую – это способность ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека; способность принимать человека, как высшую ценность; способность осознавать своё место в жизни, роль и предназначение; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
Общекультурную – это не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение людей других национальностей, религий, культур, языков, рас.
Учебно-познавательную – это знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики; владение приёмами действия в нестандартных ситуациях.
Информационную - это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
Коммуникативную - это умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
Социально-трудовую - это умение человека полноценно жить в обществе; брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
Компетенцию личностного самосовершенствования - потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни; способность к, прогнозированию результатов своей деятельности и поведения; владение способами самопознания, самосовершенствования, способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.
"Строительство" ключевых компетенций "закладывается" в образовательный процесс посредством современных технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно - коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве и др.
Как при обучении математике сформировать ключевые компетенции?
Так как ключевые компетенции формируются в процессе деятельности учащихся, перед учителем стоит вопрос необходимости использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Однако при создании проблемной ситуации на уроке необходимо придерживаться определённых требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос становится проблемным если :
- содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
- вызывает удивление при сопоставлении нового материала с ранее известным.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация затруднения, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора.
При обучении математики детей с нарушением слуха можно использовать элементы проблемного обучения при изучении нового материала или уроков первичного закрепления.
Технология проблемного обучения позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке.
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся выполнением творческого задания.
Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
При работе над проектом учитель ставит следующие задачи:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
- организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности;
- обучать школьников публичному выступлению;
- обучать учащихся рефлексии;
- расширять образовательное пространство учеников, их мировоззренческий кругозор;
- способствовать мотивированному выбору профессии.
В ходе работы над проектом учащиеся получают возможность найти и изучить информацию о предмете исследования и выполнить творческие задания. Темы проектов могут быть самые разнообразные:
«Симметрия вокруг нас» (6 и 7 класс), «золотое правило сечения» (6 класс),
«Календарь и треугольники», « Математические памятники Древней Руси»,
« Практическое применение подобия треугольников» (8 класс).
Оформляя результаты исследовательской деятельности учащиеся, используя ИКТ, учатся:
- Искать информацию в различных источниках.
- Использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет.
- Размещать свои материалы в сети.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий позволяют наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся на уроках математики
Проблемное и проектное обучение способствует формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
∙ активизации познавательной деятельности учащихся;
∙ развитию мышления и математической логики;
∙ направленности мыслительной деятельности на поиск и исследование.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для учащегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Программное обеспечение математики очень разнообразно: электронные учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео уроки.
Возможности компьютера могут использоваться на уроках математики в следующих вариантах:
- выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- использование презентаций на уроках;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков; (программа «Живая математика»)
- формирование информационной компетентности обучающихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
(При подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации ребята использовали материал для подготовки с сайта)
Применение презентаций на уроке позволяет:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности,
- эффективнее использовать время на уроке.
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Использование тестов способствует отработке знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Виды тестирования на уроке могут быть разнообразными:
- обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ребенок сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой;
- контролирующие тесты предназначены для проверки знаний обучающихся по теме, тестирование позволяет проверить свои знания без участия преподавателя.
Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами
(в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в образование, особое место занимают интерактивные доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке на уроке математики очевидны:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех, кто пропустил урок или не вполне хорошо освоил тему.
Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции преподавателя.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Какова же эффективность применения ИКТ-технологий на уроках математики?
- Во-первых, использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти;
- во-вторых, позволяет использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
- в-третьих, делает уроки интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышает мотивацию к обучению.
Применение информационно-коммуникационных технологий формирует учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенцию.
Особая роль в формировании компетенций на уроках математики принадлежит игровым технологиям.
Игра на уроках математики направлена на решение следующих задач:
- освоение содержания предмета ;
- развитие познавательной и личностной сферы ученика;
- оптимизации отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
Реализация в учебном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
- игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
- игровой процесс не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетенции благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Для создания на уроке игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде: презентаций, интерактивных программ; графических демонстрационных и раздаточных материалов; видео, аудио или мультипликационных фрагментов.
Игровые технологии помогают формировать учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую компетенции.
Важным звеном в формировании «ключевых компетенций» на уроке математики является технология сотрудничества. Технология сотрудничества основана на содружестве всех участников педагогического процесса, учитывает их интересы.
Технология сотрудничества реализует равенство партнерства в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
- Обучение в команде
Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
- Учимся вместе
Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью всего задания по теме, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала.
- Исследовательская работа учащихся в группах.
Акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, они работают индивидуально или в группах. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
- Вариант «свободного выбора»
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
Каковы преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология сотрудничества способствует формированию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, социально-трудовую компетенцию.
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый учитель понимает его по-своему. Планируя систему уроков по математике, учитель должен использовать средства, формы и приемы обучения, которые не только формируют предметные знания, умения и навыки, но и обеспечивают достижение общеобразовательных целей:
♦ умение адаптироваться к жизни;
♦ развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
♦ развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
♦ воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...