Обучение и воспитание успехом/
статья на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

Обучение и воспитание успехом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_i_vospitanie_uspehom.doc39.5 КБ
Office presentation icon obuch_i_vospit_uspehom.ppt345 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание успехом

Нет детей - есть люди с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

                                                                                                 Януш Корчак.

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

Начиная организацию детской деятельности с поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать стиль отношения с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В то же время следует избегать идеализации сил и возможно детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает, педагогическое руководство, логика , через реализацию педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся. С этой целью во всех сферах деятельности учащиеся должны быть  поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участвовать в их выполнении.

В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, нужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.

Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С.Макаренко как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной.

Опыт показывает, что нецелесообразно использовать требование в категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику,  и в мягкость — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности , в сочетании с разумной требовательностью, тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящиеся на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие не порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные нормы поведения.

Видя  в ученике положительные качества и опираясь на них, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку , надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в учебно -  воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательности и либерализм. Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований: последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость предъявлении требования.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия.

Сущность и проявления прямого педагогического действия очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований учителя  в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение успехом.

Слайд 2

Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считает, что они «могут». Р.Уортермен

Слайд 3

ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех; у спех – результат подобной ситуации .

Слайд 4

Успех – это когда ваши желания исполняются. Успех – это когда исполнение желаний приносит радость. Успех – это когда и исполнение, и последствия исполнения желаний зависят от вас. Анвар Бакиров

Слайд 5

Успех С социально- психологи- ческой точки зрения С психологи- ческой точки зрения С педагоги- ческой точки зрения

Слайд 6

С педагогической точки зрения Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 7

Младший школьник не столько осознает, сколько переживает Подросток и осознает, и переживает Старший школьник анализирует, пытается прогнозировать свои возможности

Слайд 8

ВИДЫ УСПЕХА предвосхищаемый; констатируемый; обобщающий

Слайд 9

Э Т А П Ы С О З Д А Н И Я С И Т У А Ц И И У С П Е Х А 1 Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока 2 3 4 5 6 7 Снятие страха Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Скрытая инструкция предстоящей деятельности Краткое экспрессивное воздействие Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы Оценивание действий с акцентом на детали произведенного

Слайд 10

Мудрость состоит в том, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю

Слайд 11

Успех школьнику может создавать учитель , который сам переживает радость успеха

Слайд 12

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели "Обучение и воспитание успехом"

Целью  школьного образования становится не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную...

Педсовет "Обучение и воспитание успехом"

Представлен план и ход  педагогического совета "Обучение и воспитание успехом"...

Обучение и воспитание успехом

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы урока я использую технологию обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становле...

физическая культура Презентация: "ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ"

Результат участия обучающихся в спортивно-ассовых мероприятиях в 2017-2918 учебном году....

Обучение и воспитание успехом

В презентации представлен материал по обучению и воспитанию успехом...

Обучение и воспитание успехом

Краткие рекомендации по формированию у учеников веры в успех...