педсовет "Обучение и воспитание успехом"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Середа МА – зам.директора по УВР
Заседание педагогического совета на тему : «Обучение и воспитание успехом»
Дата проведения : 21 марта 2018 года
Место проведения : каб. 314
Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе , содействует становлению достоинства ученика , это залог положительного отношения к учению , к школе , к науке , к труду как таковому. Таким образом , ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости , так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Школьный педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так , чтобы столь важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит.
Компьютерная презентация :
Методический аспект проблемы :
Слайд № 1
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Речь идет о достижениях узкого плана личностной судьбы , которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.
Слайд № 2
Создание ситуации успеха на уроке
- Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.
Комментарии : Слагаемые доброжелательности : улыбка , добрый взгляд , внимание друг к другу , интерес к каждому , приветливость , расположенность , мягкие жесты и др.
- Второе условие – снятие страха - авансирование детей перед тем , как они приступят к реализации поставленной задачи.
Авансировать успех значит объявить о положительных результатах до того , как они получены.
Комментарии : данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка , повышает активность его и свободу. Хорошо бы применять прием персональной исключительности , основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника : физическая сила , четкость мышления , оригинальность восприятия , хорошая память , находчивость и т.д.
Слайд № 3
- Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий : во имя чего ? для чего ? Зачем ? Мотив – сильнейший механизм.
Слайд № 4
- Реальная помощь в продвижении к успеху –скрытая инструкция деятельности , посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образца предстоящей деятельности и пути ее выполнения
Слайд № 5
- Краткое экспрессивное воздействие –педагогическое внушение , собранное в «яркий фокус». «За дело !!! приступаем !!!»
Слайд № 6
- Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы ( краткие реплики или мимические жесты)
Слайд № 7
- Оценивание – оценка не производится в целом , она не произносится «сверху» , она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Психологический аспект проблемы :
Рассмотрим данную проблему с точки зрения педагогической психологии , сделав акцент на самооценку личности.
Слайд № 1
Самооценка.
Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе , в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по 4 главным критериям :
- Когнитивная компетентность : способность решать проблемы и достигать поставленных целей ;
- Социальная компетентность : способность поддерживать отношения с другими людьми ;
- Физическая компетентность : «что я умею или не умею делать»-бегать , прыгать и т.д.
- Кодекс поведения : «хороший ли я мальчик ( девочка ?)»
С возрастном критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола , о чувстве юмора , профессиональной пригодности и т.д.
В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными , чем другие ( к примеру физическая сила) , мы склонны взвешивать важность каждого мнения , а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки , в ее основу ложатся мнения и суждения других людей .
Зеркальное «Я» - самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом , другие люди играют роль зеркала , смотрясь в которое , мы можем судить о самих себе.
Слайд № 2
Усвоенная беспомощность
Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула , так как в прошлом все подобные попытки заканчивались неудачей.
В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока , не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться , даже когда им представлялась очевидная возможность для бегства.
Сбывающаяся ( самореализующееся) пророчество.
Убежденность в том , что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями, так , если сообщить учащемуся , что он провалится на зачете , он может себя настроить соответствующим образом , поверить в неизбежность провала , махнуть рукой на самоподготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу , исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне , что я безнадежен.» Отсутствие должной подготовки и знакомства с предметом сделали сове дело : «Я провалился на зачете. Они действительно правы , я безнадежен» - сбывающееся пророчество в действии.
Задание творческой группе
Группа № 1
Уважаемые коллеги !!!
Просим Вас проанализировать предложенные действии педагога и выбрать из них только те , которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Предложите свои варианты действий учителя для создания на уроке ситуации успеха.
Выбранные действия напишите на карточках для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».
Действия педагога на уроке
- Останавливаем внимание на негативном.
- Улыбка , добрый взгляд
- Интерес к каждому ученику , великодушие по отношению к любому.
- Дает прозвища (плохой , ленивый . тупой , нет мозгов и т.д.)
- Сравнение одного ребенка с другим.
- Отмечает «персональную исключительность»
- Аргументирует надобность действий.
- Учит алгоритму действий
- Оценка действий ученика с акцентом на детали.
- Учитель много говорит за детей.
- Учитель задает вопрос и сам на него отвечает.
- Высказывает недовольство учеником , группой.
- Вера в способности ученика.
- Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
Задание творческой группе
Группа № 2
Уважаемые коллеги !!!
Просим Вас проанализировать предложенные действии педагога и выбрать из них только те , которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Предложите свои варианты действий учителя , которые мешают созданию на уроке ситуации успеха.
Выбранные действия напишите на карточках для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».
Действия педагога на уроке
- Останавливаем внимание на негативном.
- Улыбка , добрый взгляд
- Интерес к каждому ученику , великодушие по отношению к любому.
- Дает прозвища (плохой , ленивый . тупой , нет мозгов и т.д.)
- Сравнение одного ребенка с другим.
- Отмечает «персональную исключительность»
- Аргументирует надобность действий.
- Учит алгоритму действий
- Оценка действий ученика с акцентом на детали.
- Учитель много говорит за детей.
- Учитель задает вопрос и сам на него отвечает.
- Высказывает недовольство учеником , группой.
- Вера в способности ученика.
- Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
Задание творческой группе
Группа № 3
Уважаемые коллеги !!!
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем – то большим , нежели несколько фраз , которые постоянно повторяются : «хорошо» ,«очень хорошо» ,« отлично».
Искренность , творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка
Просим Вас привести 20-25 возможных вариантов ( способов) сказать ученику «Ты молодец ! Отлично !»
Например :
- Продолжай работать также хорошо.
- Это достижение
- Я ценю то , что ты сделал !
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
Задание творческой группе
Группа № 4
Уважаемые коллеги !!!
Просим Вас проанализировать анкеты наших педагогов . Для эффективности Вашей работы необходимо :
- Разрезать полученные анкеты на 4 части ( по вопросам) ;
- Каждый из Вас берет для обработки по одному вопросу.
- Каждый из Вас должен внимательно прочитать все предложения по своему вопросу , обобщить их и сделать выводы по большинству ответов о действиях педагогов школы , направленных на создание ситуации успеха или наоборот , тормозящих этот процесс. Какие проблемы вскрываются этой анкетой.
- Вам необходимо выступить с выводами по обработанному вопросу
ВЫХОДНАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА НА ТЕМУ
« ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ»
Самая важная мысль педсовета | |
Самая спорная мысль педсовета | |
Мои мысли (чувства , эмоции), возникшие в ходе педсовета |
АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА !
Для работы педагогического совета просим Вас ответить на анкету «незаконченное предложение»
Закончите предложение :
- Начиная урок , я произношу слова : _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ученик не работает на уроке. Я ему говорю :
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перед контрольной работой ( диктантом , проверочной работой) обычно я говорю :
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- По моему мнению , на эффективность урока влияет :
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Проведение методической недели "Обучение и воспитание успехом"
Целью школьного образования становится не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную...
Воспитание успехом. Из опыта работы классного руководителя
Успех начинае формироваться в школе и я как классный руководитель. Взяв 5 класс составила воспитательную систему " По дороге к Успеху" в этой статье я постаралась отметить основные ее направления....
Педсовет "Обучение и воспитание успехом"
Представлен план и ход педагогического совета "Обучение и воспитание успехом"...
Обучение и воспитание успехом
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы урока я использую технологию обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становле...
Обучение и воспитание успехом/
Обучение и воспитание успехом....
физическая культура Презентация: "ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ"
Результат участия обучающихся в спортивно-ассовых мероприятиях в 2017-2918 учебном году....