Доклад "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе"
статья на тему

Ромашкина Анна Ильинична

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romashkina_1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе

Толерантность. На нашей планете очень много людей – более 7 миллиардов. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи или формой носа, или манерой разговаривать, или тем, как они одеты, какую музыку слушают, или манерами поведения и т.д. Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними по мере сил и возможностей. Вот это и есть толерантность – терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям; уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.

Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности, черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Необходимо избавляться от стереотипов, они могут стать причинами непонимания, неприятия, дискриминации. Все люди разные. Необходимо терпимое отношение к различиям. Важно противостоять проявлениям нетерпимости. Толерантность – это дорога к миру и согласию.

      В энциклопедиях и словарях понятие «толерантность» определено как «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо»; «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам»; «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию».

         В научной литературе под термином «толерантность» понимается «личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие» (А.Г.Асмолов); «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и мнениям» (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова); «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» (В.А.Тишков); «терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию других; важный признак общей культуры гражданского общества, не допускающий социальные конфликты до их развертывания» (С.В.Соколов) и др.

          Современный  культурный  человек  —  это  не  только  образованный,  но  и  человек  обладающий  чувством  самоуважения  и  уважаемый  окружающими.  Важно  сформировать  у  школьников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей,  их  взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  Одной  из  приоритетных  задач  современного  образовательного  учреждения  состоит  в  том,  чтобы  воспитанники  получили  не  только  определенный  багаж  знаний,  умений  и  навыков,  но  и  люди  самостоятельные,  обладающие  этнотолерантностью  в  качестве  основы  жизненной  позиции.

Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

         Сегодня  практически  каждый  педагог образовательного   учреждения  сталкивается  с  такой  проблемой,  как  социально-педагогическая  неоднородность  воспитанников.  Это  естественно,  так  как  наше  общество  в  целом  является  неоднородным.  Школу  посещают  дети  разных  национальностей,  с  разными  особенностями  семейного  воспитания.  В  связи  с  этим  возникла  потребность  в  освоении  педагогами   школы  специальных  методов  и  средств  приобщения  детей  к  культурному  наследию  народов  мира.

       Для  формирования  первоначальных  представлений  социального  характера  по  приобщению  школьников  к  элементарным  общепринятым  нормам,  правилам  взаимоотношения  со  сверстниками  и  взрослыми,  основам  этической  культуры,  возникла  необходимость  использования  музейной  педагогики,  а  именно  музея  этнической  культуры.

В  1949  году  в  журнале  «Мурзилка»  было  опубликовано  стихотворение  С.  Михалкова.  Строчки  этого  стиха  знакомы  каждому:  «В  воскресный  день  с  сестрой  моей  мы  вышли  со  двора.  —  Я  поведу  тебя  в  музей,  —  сказала  мне  сестра».  К  сожалению,    не  всегда  есть  возможность  посетить  музей.  Именно  поэтому  в    образовательных  учреждениях  стали  создаваться  собственные  музеи,  большие  и  маленькие.

           В МБОУ «Шугуровская СОШ» есть  особенная дверь, открыв которую попадаешь в незабываемую старину. Здесь школьный краеведческий музей. Более 400 экспонатов таят в себе секрет прошлого, исторического. Открыт музей в 1994 году. Имеет паспорт. Здесь проводятся не только экскурсии для гостей, но и уроки, мероприятия. В 2013 году провели семинар учителей родного, русского языков и литературы, учителей начальных классов по теме: «Роль духовно-нравственного и этнокультурного воспитания в формировании личности учащихся». Ежегодно проводится День эрзянского языка, научно-практическая конференция «Сынь ульнесть эрзят».

           Село Шугурово Большеберезниковского муниципального района – старинное эрзянское село со своими обычаями, традициями. Население – 821 человек. Школа, где я работаю учителем родного языка и литературы тридцатый год, средняя, национальная. Здесь обучается 59 учащихся. Из Обучению и изучению родного языка и литературы отводится большое внимание. С 1 по 4 класс обучение ведется на эрзянском языке.  Учебники имеют все учащиеся. Они красочные, много наглядного материала, занимательны. Тексты для упражнений и чтения поучительны, интересны.

           Наш  школьный краеведческий музей   —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия села.  Он  охватывает  практически  все  сферы  жизни:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п. 

           В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

          В  гуманитарном  словаре  музей  —  хранилище  артефактов  или  предметов  природы,  получивших  в  культуре  знаковую  ценность,  одно  из  средств  самосохранения  культуры.  Подразумевается,  что  данный  набор  является  эталоном  образца  культуры  (или  природы)  или  может  им  стать,  и  в  этом  плане  всякая  вещь,  помещаемая  в  музей,  есть  вещь  избранная,  причем  целенаправленно  .

           Свое  отношение  к  человеку  другой  национальности  начинает  формироваться  у  ребенка  примерно  с  5  лет,  основываясь  на  элементарных  проявлениях  общечеловеческих  чувств.  Поэтому  проблема  формирования  этнотолерантности  относиться  к  воспитательной  и  начинать  работу  в  этом  направлении  необходимо  с  дошкольного  возраста,  поскольку  именно  тогда  закладываются  ценностные  основы  мировоззрения.

Таким  образом,  благодаря  музею  продолжается  не  только  культурно-просветительская  деятельность,  но  и  расширяется  кругозор,  развиваются  познавательные  способности  детей,  формируются  проектно-исследовательские  умения  и  навыки,  развивается  творческое  мышление  и  их  активная  жизненная  позиция. 

           Музей  решает  проблему  создания  полноценной  этнокультурной  среды  в  школьном  образовательном  учреждении,  обладает  развивающим  педагогическим  потенциалом  развития  и  формирования  личности,  носительнице  определенной  национальной  культуры.  Через  музей  осуществляется  подготовка  школьников  к  полноценной  жизни  в  условиях  многокультурной  мировой  цивилизации.

 

Список  литературы:

1.Ванслова  Е.Г.  Музейная  педагогика  в  XXI  веке  //  Мир  музея.  2005.  №  3

2.Гусейнов  А.А.,  Апресян  Р.Г.  Этика:  учебник.  М.:  Гардарика,  2003.  —  472  с.

3.Гуманитарный  словарь,  2002  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://slovari.yandex.ru/

4.Искусство.  Современная  иллюстрированная  энциклопедия  /  Под  ред.  проф.  А.П.  Горкина.  М.:  Росмэн,  2007.

5.Кононенко  Б.И.,  Болдырева  М.Г.  Культурология  (альбом  схем):  учеб.  пособие.  М.:  Изд-во  «Щит-М»,  1999.  —  112  с. 

6.Макарова  Т.В.,  Ларионова  Г.Ф.  Толерантность  и  правовая  культура  школьников.  Методические  рекомендации.  М.:  ТЦ  Сфера,  2008.  —  80  с.

7.Музейная  педагогика  в  начале  XX  века  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://paidagogos.com/?p=4966

8.Пантелеева  Л.В.  Музей  и  дети.  М.:  Издательский  Дом  «Карапуз»,  2000.

9.Педагогика  межнационального  общения:  учеб.  пособие  /  Под  ред.  Д.И.  Латышиной.  М.:  Гардарики,  2004.  —  320  с.

10.Федорова  С.Н.  Этнокультурное  развитие  детей.  Психолого-педагогическое  сопровождение:  учеб.  пособие.  М.:ФОРУМ,  2011.  —  176  с. 

11.Философия:  учебник  для  высших  учебных  заведений.  Ростов  н/Д:  Феникс,  1999.  —  576  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...

"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....

Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.

Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции  посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.Поликультурное образование : опыт и перспективы.Тема:Формирование  этнотолерантнос...

"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".

Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».      ...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....