Доклад "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе
Толерантность. На нашей планете очень много людей – более 7 миллиардов. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи или формой носа, или манерой разговаривать, или тем, как они одеты, какую музыку слушают, или манерами поведения и т.д. Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними по мере сил и возможностей. Вот это и есть толерантность – терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям; уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.
Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности, черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Необходимо избавляться от стереотипов, они могут стать причинами непонимания, неприятия, дискриминации. Все люди разные. Необходимо терпимое отношение к различиям. Важно противостоять проявлениям нетерпимости. Толерантность – это дорога к миру и согласию.
В энциклопедиях и словарях понятие «толерантность» определено как «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо»; «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»; «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам»; «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию».
В научной литературе под термином «толерантность» понимается «личностное свойство, означающее принятие другого, взаимную помощь, доверие» (А.Г.Асмолов); «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и мнениям» (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова); «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» (В.А.Тишков); «терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию других; важный признак общей культуры гражданского общества, не допускающий социальные конфликты до их развертывания» (С.В.Соколов) и др.
Современный культурный человек — это не только образованный, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у школьников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Одной из приоритетных задач современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы воспитанники получили не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие этнотолерантностью в качестве основы жизненной позиции.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Сегодня практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность воспитанников. Это естественно, так как наше общество в целом является неоднородным. Школу посещают дети разных национальностей, с разными особенностями семейного воспитания. В связи с этим возникла потребность в освоении педагогами школы специальных методов и средств приобщения детей к культурному наследию народов мира.
Для формирования первоначальных представлений социального характера по приобщению школьников к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основам этической культуры, возникла необходимость использования музейной педагогики, а именно музея этнической культуры.
В 1949 году в журнале «Мурзилка» было опубликовано стихотворение С. Михалкова. Строчки этого стиха знакомы каждому: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра». К сожалению, не всегда есть возможность посетить музей. Именно поэтому в образовательных учреждениях стали создаваться собственные музеи, большие и маленькие.
В МБОУ «Шугуровская СОШ» есть особенная дверь, открыв которую попадаешь в незабываемую старину. Здесь школьный краеведческий музей. Более 400 экспонатов таят в себе секрет прошлого, исторического. Открыт музей в 1994 году. Имеет паспорт. Здесь проводятся не только экскурсии для гостей, но и уроки, мероприятия. В 2013 году провели семинар учителей родного, русского языков и литературы, учителей начальных классов по теме: «Роль духовно-нравственного и этнокультурного воспитания в формировании личности учащихся». Ежегодно проводится День эрзянского языка, научно-практическая конференция «Сынь ульнесть эрзят».
Село Шугурово Большеберезниковского муниципального района – старинное эрзянское село со своими обычаями, традициями. Население – 821 человек. Школа, где я работаю учителем родного языка и литературы тридцатый год, средняя, национальная. Здесь обучается 59 учащихся. Из Обучению и изучению родного языка и литературы отводится большое внимание. С 1 по 4 класс обучение ведется на эрзянском языке. Учебники имеют все учащиеся. Они красочные, много наглядного материала, занимательны. Тексты для упражнений и чтения поучительны, интересны.
Наш школьный краеведческий музей — неотъемлемая часть культурного наследия села. Он охватывает практически все сферы жизни: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п.
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
В гуманитарном словаре музей — хранилище артефактов или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в музей, есть вещь избранная, причем целенаправленно .
Свое отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 5 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств. Поэтому проблема формирования этнотолерантности относиться к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Таким образом, благодаря музею продолжается не только культурно-просветительская деятельность, но и расширяется кругозор, развиваются познавательные способности детей, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, развивается творческое мышление и их активная жизненная позиция.
Музей решает проблему создания полноценной этнокультурной среды в школьном образовательном учреждении, обладает развивающим педагогическим потенциалом развития и формирования личности, носительнице определенной национальной культуры. Через музей осуществляется подготовка школьников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации.
Список литературы:
1.Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке // Мир музея. 2005. № 3
2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 2003. — 472 с.
3.Гуманитарный словарь, 2002 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovari.yandex.ru/
4.Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2007.
5.Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем): учеб. пособие. М.: Изд-во «Щит-М», 1999. — 112 с.
6.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура школьников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80 с.
7.Музейная педагогика в начале XX века [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://paidagogos.com/?p=4966
8.Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2000.
9.Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
10.Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учеб. пособие. М.:ФОРУМ, 2011. — 176 с.
11.Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Доклад опубликован в сборнике, по материалам международной конференции "49-е Евсевьевские чтения", проходившей в г.Саранск...
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
Статья....
"Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе".
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда....
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции посвященной 140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи.Поликультурное образование : опыт и перспективы.Тема:Формирование этнотолерантнос...
"Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся в школе".
Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». ...
Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".
Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......
Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".
Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....