Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"
методическая разработка на тему
Мастер класс "Использование технологии лепбук на уроках химии и биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_tehnologiya_1.ppt | 2.71 МБ |
lepbuk_tehnologiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Lapbook ? «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга) Родина лэпбука: Америка
Лэпбук – это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. тематическая папка : в ней собирается материал по какой-то определенной теме. заключительный этап самостоятельной работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Зачем нужен лэпбук? Закрепление и систематизация материала Ребенок учится самостоятельно находить и структурировать информацию Помогает ребенку по его желанию организовать информацию по изучаемой теме (особенно если ребенок визуал) Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разного уровня подготовки Это просто интересно!!!
Как сделать собственный лэпбук? Выбор темы лэпбука Продумать план лэпбука Создать макет , на котором вы отработаете размещение всех деталей (на листе формата А4) Изготовление самой папки.
Макет лэпбука
Лэпбук «Серая ворона»
Лэпбук «Дождевой червь»
Лэпбук «Водород»
Лэпбук «Серебро»
Рефлексия Я научилась.. Больше всего мне понравилось… В следующий раз мне бы хотелось.. Удачным было… Недостаточно… В целом …
Используемые сайты: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html http :// kengurudetyam.blogspot.ru/2014/07/ecologisheskiy-lepbook.html http://izbenka.org/igrovaya/novaya-stranica/chast-9-zavershayushchiy-etap-lepbuk / http:// www.tavika.ru/2014/07/papka.html https://ojkacademy.wordpress.com/category/lapbook-2 / http:// ursust.ucoz.ru/index/rnigi_raskladushki_ili_lapbook/0-21 http://english4.me/wp/lapbook-kak-sdelat-anglijskij-dlja-detej/ http://catholicblogger1.blogspot.ca/2010_03_01_archive.html
Предварительный просмотр:
ЛЕПБУК
КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
- чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.
Методика создания лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретена американцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому.
Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?
Работа проходит в несколько этапов:
- выбор темы;
- обсуждение плана;
- создание макета;
- создание шаблона лэпбука;
- Тема лэпбука
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Но такой лэпбук получится очень обзорным - вряд ли в нем можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для маленьких детей (дошкольников), для которых и эти факты являются новыми. Но для учеников такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое, животное, вещества и дать подробную информацию - то это будет гораздо продуктивнее.
Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. План
Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:
- развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
- может проходить знакомство с терминологией;
- использоваться связь с жизнью,межпредметные связи;
- может быть предложена работа с геометрическим материалом и т.п.
На данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое «сладкое». Очень важно адекватно оценить возможности свои и детей. Как обычно бывает, понравилась тема, появилось вдохновение, и началось, одна идея за другой, одна другой лучше, остановиться сложно, а ведь это еще нужно воплотить в жизнь, создать продукт.
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.
3. Макет
3 этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Элементы могут быть такими:
- Кармашки. (обычные), Фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)
- Конвертики обычные. Конвертики фигурные.
- Вращающиеся круги.
- Книжки простые.Книжка-гармошка.
- Блокнотик разрезной. (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.
- Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).
- Полоса, сложенная в несколько раз.
4. Создание шаблона
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, «Компас», «Авто КАД», можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать.Например, я работала в Word.
- Материалы и инструменты
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
- Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, проще сделать своими руками.
- Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее обычной цветной бумаги), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас огромное количество видов картона, оформительской бумаги, пленки, пластиковые конверты, уголки. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
- Ножницы.
- Клей-карандаш для бумаги.
- Степлер.
- Скотч.
- Могут понадобиться скрепки. Все зависит от вашего воображения.
Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.
Применение в педагогической деятельности
Лэпбук - это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Что же получается на выходе?
- Могу представить лэпбуки моего «производства».
- Старшеклассникам в качестве домашнего задания было предложено задание - создать лэпбук. Вот, что у них получилось.
Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.
Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.[2]
Особенности:
Плюсами лепбука является:
- Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
- Совместная работа с родителями.
Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
- Ручная работа.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
- Развивающие задания.
Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. Например, Во внеурочной деятельности можно рассмотреть тему «Питание»(заведения, кухни стран мира, диета, вегетарианство). Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.
В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.
- Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)
Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
Минусы:
Но в этом же кроется и минус – сложно оценивать. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.
Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).
Анкетирование
Еще лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Мною было проведено анкетирование учащихся. И по результатам анализа анкет, видно, что детям такая работа (создание лэпбука) нравиться, они с желанием и интересом принимают участие. А также было выявлено, что такая работа не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость.
Заключение
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
- пригоден к использованию одновременно группой ребят;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны возрасту;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии
Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии
Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания....
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
Информационные технологии на уроках химии и биологии
Отчет по самообразованиюучителя биологии и химии Кузнецовой О.А.за 2012-2013г....
Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"
Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...