Рекомендации для воспитателей ГБ ПОУ по социально-педагогическому сопровождению учащихся Детского дома.
методическая разработка на тему
Актуальность:
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
- Обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав
В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определено следующее направление:
- Обеспечение и предоставление детям качественной педагогической и
коррекционно-психологической помощи в Детском доме при образовательном учреждении.
Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения:
В профессиональной деятельности воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley_detskogo_doma_pri_gb_pou.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
Санкт-Петербург
Рекомендации для воспитателей детского дома при ГБ ПОУ «РКТК»
по социально-педагогическому сопровождению учащихся Детского дома.
Санкт-Петербург
2016
Методические рекомендации для воспитателей Детского дома при ГБ ПОУ «РКТК»
Разработчик: Живаева Л.А., воспитатель
Актуальность:
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
- Обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав
В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определено следующее направление:
- Обеспечение и предоставление детям качественной педагогической и
коррекционно-психологической помощи в Детском доме при образовательном учреждении.
Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения:
В профессиональной деятельности воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Одной из самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попечения родителей.
Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития.
Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.
Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения порождают дезориентацию в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, тягу к бродяжничеству, рост социальной апатии, употребление наркотических средств, криминализацию детско-подростковой среды, состояние душевной разорганизованности.
В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать социально-правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.
В связи с этим повышаются требования и к выпускнику детского дома. Молодой человек должен стать социально адаптированной личностью, ориентированной на общественные ценности, уверенный, способный повести за собой и выбрать достойный вариант своего жизненного пути.
Осознание сложности ситуации диктует объективную необходимость создать принципиально новую систему подготовки подростка интернатного учреждения к успешной адаптации в социуме.
Для того, чтобы предотвратить рост количества таких детей педагогам государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.
Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней, гармонично развитой личности.
Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач:
- нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;
- приобщение студентов, обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;
- формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;
- соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;
- формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию;
- формирование профессиональных качеств личности.
Цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности коллектива детского дома:
- Основы социализации и общения.
Уровень социализации студентов категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в значительной степени определяется тем, насколько воспитательный процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития обучающегося. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения и проживания в детском доме.
Для того, чтобы воспитательная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.
- Личностное развитие и межличностные отношения.
Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого студента в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими студентами. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр и различных видов их контактов.
При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности студентов своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки.
- Художественно-эстетическое воспитание.
Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у воспитанников эстетического идеала, красоты. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
- Трудовое воспитание.
Педагоги детского дома должны учитывать основные аспекты руководства трудовой деятельностью воспитанников, а именно:
- подчеркивать общественную значимость труда;
- следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям воспитанников;
- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
- постепенно расширяют самостоятельность детей;
- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма внеучебное время; массовую патриотическую работу.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.
Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через:
- формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения);
- формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны;
- формирование функциональной экономической грамотности, бережного отношения к государственной и личной собственности;
- знания и уважения к Российским традициям (в том числе религиозным).
VI. Охрана жизни и здоровья, ОБЖ, ПДД.
Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях воспитанников, наметить план дальнейшей индивидуальной работы.
Обозначенные направления реализовываются следующими средствами:
- учебно – познавательное направление реализуется через:
- воспитательные часы;
- нравственно – правовое направление:
- лекционно – предупредительная работа с правоохранительными органами по правовому воспитанию;
- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
- работа совета профилактики;
- беседы по правилам безопасности дорожного движения;
- медицинские беседы;
- работа с социально – неадаптированными подростками.
- культурно – просветительное:
- посещение театров, выставок, музеев;
- концерты к праздникам;
- эстетическое направление:
- организация выставок рисунков и работ обучающихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида обучающегося, культуре поведения и речи;
- гражданско – патриотическое:
- встречи с ветеранами ВОВ;
- посещение музея Боевой Славы;
- организация и проведение Дня Защитника Отечества;
- физкультурно – оздоровительное направление:
- работа спортивных секций;
- проведение бесед с обучающимися по пропаганде ЗОЖ;
- проведение внутриколледжных соревнований;
- участие в соревнованиях на уровне города;
- проведение Дня Здоровья.
Рекомендуемый инструментарий:
Понедельник | Основы социализации и общения |
|
Вторник | Личностное развитие и межличностные отношения | 1. «Федеральный список экстремистских материалов» 2. «Учимся дружить и понимать»; 3. «Растим патриотов»; 4. «Осторожно, секты…»; 5. «Литература без границ»; 6. «Экстремизм и терроризм – угроза миру»; 7. «Экстремизм – путь в никуда»; 8. «Терроризм и его жертвы»; 9. «Что такое «толерантность?» 10. «Нам не нужна безразличная молодежь»; 11. «Оглянись на свой поступок»; |
Среда | Художественно -эстетическое развитие |
|
Четверг | Трудовое воспитание |
|
Пятница | Гражданско-патриотическое воспитание |
|
Суббота | Охрана жизни и здоровья; Основы безопасности жизнедеятельности, ПДД. |
|
Библиографический список
1. Батаршев А.В.: Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.
3. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004
4. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. — 216 с.
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
6. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.
7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.
8. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. — 528 с.
9. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004
10. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.
11. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2003.
12. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.
13. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома средний школьный возраст
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патоло...
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"
Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...
Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома
Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....
Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.
Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования"
Презентация Программы развития детского дома на 2019-2021 г.г....
Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.
В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...