Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома средний школьный возраст
рабочая программа (7 класс) по теме
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, имеющего в диагнозе гиперактивность, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм общения, формирования образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была создана Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_indiv_soprovozhdeniya.zip | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23
Петроградского района Санкт-Петербурга.
Программа индивидуального сопровождения
Средний школьный возраст (13-15 лет)
Автор
Тюмасева Наталия Владимировна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Санкт – Петербург
2013 год
Пояснительная записка
В любом цивилизованном обществе забота о детях сиротах является главной нравственной задачей. Человек, получивший воспитание в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации, опираясь на потенциал каждого ребёнка, создав условия для его самореализации.
Международной Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989) подчёркивается значимость подготовки детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, к самостоятельной жизни.
Актуальность проблем социализации и реабилитации детей, воспитывающихся в детском доме, обусловлена приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории и утверждением президентской федеральной целевой Программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы. Целью данной программы является «создание благоприятных условий для комплексного развития детей-сирот, проведение эффективной реабилитации и развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение современного качества образования, направленное на полноценное всестороннее развитие детей, является одной из стратегических задач российской образовательной политики. В Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." № 343 от 22. 03. 05 показана необходимость создания благоприятных условий для комплексного развития детей-сирот. Предусматривается создание индивидуальной системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей-сирот. Особенностью развития данной системы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». №1756-р от 29.12.01.)
В данных стратегических документах также определена необходимость разработки и реализации воспитательно - образовательных и программ обеспечивающих индивидуализацию образования; создание условий для получения качественного образования детьми-сиротами гарантирующих раскрытие внутренних резервов ребенка и привлечение с этой целью к работе в системе сопровождения высококвалифицированных специалистов. Возникает потребность совершенствования форм, методов и технологий работы и создания качественно новой системы психолого-педагогической медико-социальной помощи детям-сиротам.
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения в комплексном, мультидисциплинарном сопровождении воспитанников (т.е. сопровождении осуществляемом, при взаимодействии всех специалистов детского дома), направленном на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
Обоснование создания Индивидуальной Программы развития
Практические и научные исследования, проведённые учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью, неумением жить в обществе. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей - сирот. Воспитанники вследствие определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Огромное значение для успешной адаптации в обществе имеют проблемы в здоровье воспитанников. Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.
Гиперактивность как одно из патологических проявлений, является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностъю (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязанно различными специалистами — врачом, психологом, педагогом.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладение им опытом социальных действий, усвоение социальных норм общения, формирования образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, была создана Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома. Данная Программа обеспечивает системность, взаимосвязь, а также целостность педагогического процесса (когда одни и те же темы и направления одновременно изучаются на различных занятиях, в тесной взаимосвязи с другими участниками ППМС сопровождения).
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации - ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости – позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» - решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель - Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи
- Способствовать развитию самосознания, умению предвидеть последствия поступков, волевых качеств личности.
- Сформировать умение контролировать свои эмоции при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
- Способствовать повышению уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
- Обучить посильным приемам регуляции поведения и конструктивным способам достижения поставленной цели.
Взаимодействие педагога со специалистами в процессе составления и реализации Программы индивидуального сопровождения воспитанника.
Участник сопровождения | Содержание работы |
Воспитатель |
|
Психолог Логопед Другие специалисты |
|
Медицинская служба |
|
Этапы и сроки реализации программы
1 этап – диагностический.
Цель: организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения – сентябрь, октябрь 2010 год
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Приоритетные направления:
Психологическая диагностика:
- Изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа,
- Выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.
- Диагностика СДВГ, импульсивности, нарушения внимания, памяти.
- Диагностика уровня тревожности;
- Исследования эмоционально-волевой сферы;
- Диагностика межличностных отношений;
- Изучение школьной мотивации
Педагогическая диагностика:
- Беседы с врачом, уточнение медицинского диагноза, изучение листа здоровья
- Консультирование у специалистов (психолог, логопед) по результатам обследований
- Мониторинг успеваемости и поведения воспитанника в школе;
- Беседы с учителями в школе, сбор мини-характеристик учителей предметников о воспитаннике
- Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
- Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
Срок проведения – ноябрь 2010 – январь 2011 год
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
- СДВГ
- трудности в школьном обучении
- память
- низкая мотивация обучения
- трудности в межличностном общении со сверстниками
- не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)
- эмоциональная неуравновешенность
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная Программа развития для воспитанника 2010-2013 учебный год, т.е. на период обучения в 6 – 7 - 8 классах.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
3 этап – коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения – февраль 2011 - февраль 2013 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
- индивидуальная;
- парная;
- подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
- беседы
- практическая работа
- моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
- ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
- практические упражнения
- дидактические игры
- настольно-печатные игры
- конструктивные игры
- пальчиковые игры
- подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
- анализ художественных текстов
- творческие задания
- просмотр видеосюжетов
4 этап - обобщающий.
Цель: анализ результатов коррекционно-развивающей работы и составление дальнейшего плана сопровождения воспитанника с учетом достижений и неудач реализации индивидуальной программы развития.
Срок проведения – февраль – май 2013 год
Предполагаемые результаты
- Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
- Умение контролировать свои эмоции и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
- Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
- Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.
Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
Проблемы личностного развития | Направление и содержание коррекционно-развивающей работы педагога с воспитанником | Тема занятий |
1 блок – СДВГ | Физическая реабилитация. Развитие телесных ощущений, выработка координации движений, их согласованности. Развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру. Развитие моторной ловкости, внимания, координации движений. Развитие мышечного контроля, умение владеть своим телом. |
|
Обучение навыкам саморегуляции. Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии. Развитие умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет научиться контролировать свое поведение и действия в целом. Развитие волевых усилий личности – усидчивость. Формировать умение доводить начатое дело до конца, Учить отвлекаться от посторонних раздражителей. |
| |
Коррекция негативных эмоций. Развитие умения контролировать свои действия. Коррекция агрессивности и конфликтности (владеть собой, своими чувствами). Формировать адекватную реакцию на неудачу. Выплеск накопившихся переживаний, связанных с ограничениями и запретами, возможность в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим, снятие агрессивности посредством ее активного выражения в действии. |
| |
Развитие дефицитных функций в системе синдрома. Развитие внимания и умение владеть собой. Развитие умения действовать согласованно с другими. Развитие интеллектуально-познавательных функций (внимания, памяти, мышления). Не требовать абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. |
| |
2 блок – Школьная успешность | Формирование мотивации к успешному обучению в школе Формирование положительного отношения к урокам, создание ситуации успешности при выполнении домашних заданий. Подробное объяснение материала, в котором испытывает затруднение. Формирование умения определять собственные затруднения (учеба, труд, общение с детьми) и мотивацию на их преодоление. Оказание помощи в определении затруднений, постановки цели, составлении плана преодоления трудностей и достижении цели. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым, детям и наглядным материалам (стенды с подсказками при выполнении домашних заданий). Повышение самооценки при выполнении уроков. Регулярный контроль за наличием записи домашних заданий в дневнике. Приготовление домашнего задания. Развитие усидчивости при выполнении заданий, учить не торопиться, выполнять качественно, пользоваться черновиком. Формирование умения подготавливать к работе свое рабочее место, учебники, материалы, пособия, аккуратно, удобно раскладывать, убирать их на определенное место, приводить в порядок свой рабочий стол. Выполнять домашнее задание по расписанию на следующий день (по заданию в дневнике и в указанном в учебнике объёме). | Формирование мотивации к успешному обучению в школе
|
3 блок - Межличностное общение | Развитие коммуникативных навыков. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков невербального взаимодействия с детьми, навыков конструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу. Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение. Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку. Коррекция агрессивного поведения Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. Показать неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сопереживания. а) развитие умения понимать состояния другого человека; б) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; в) развитие навыков общения; |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»
Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет. Примерное количество тематических занятий – 25....
Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации
Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования"
Презентация Программы развития детского дома на 2019-2021 г.г....
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома представляет собой важный аспект воспитания и обучения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта форма подд...