Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.
статья по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правительства Российской Федерации,направленных на защиту прав и интересов детей и подростков,посвященных регулированию вопросов,касающихся личных и имущественных прав детей,находящихся в трудных условиях,охраны здоровья детей,их социального обеспечения,воспитания и образования,трудовых прав несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_soprovozhdenie.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

CУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

cоциальный педагог

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Ардатовский детский дом-школа»

Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений : проблемы и пути их решения.

По данным специалистов, более или менее нормально адаптируются в обществе только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов. Во многом это обусловлено слабостью их правового сопровождения, что является причиной не только проблем с адаптацией молодых людей в социуме, возникающим в правовом поле, но и многочисленных проблем социального характера.

Общеизвестно, что более 30% выпускников детских государственных учреждений в течение первого года самостоятельной жизни совершают правонарушения, 20% приобретают статус лица без постоянного места жительства, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. По данным специалистов  нормально адаптируются в обществе около 10% молодых людей данной категории. Во много это обусловлено слабостью правового сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений, что является причиной не только правовых проблем, связанных с адаптацией молодых людей в социуме, но и много численных проблем социального характера. При анализе правовых проблем выпускников детских сиротских учреждений следует иметь ввиду, во-первых, правовой статус «сирота» регулируется рядом нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, во-вторых, специфика данного контингента молодежи в части склонности его к девиантному  поведению при вступлении в самостоятельную жизнь предполагает выявление тех правовых проблем, с которыми сталкивается данная социальная группа.

Возможность адаптации выпускников детских сиротских учреждений к самостоятельной жизни во многом определяются их правовой подготовленности. Молодые люди наилучшим образом осведомлены о правовых вопросах, касающихся их статуса «выпускник детского сиротского учреждения»,подготовленность в области общегражданского законодательства (гражданское, трудовое, семейное и жилищное право) слабая, знания выпускников об организациях, где можно получить юридическую помощь, равно  как и их знания в области основ уголовного права, находятся на очень низком уровне или отсутствуют вовсе. Специфика правовых знаний выпускников сиротских учреждений заключается в том, что у «данной группы молодежи отсутствует равновесие между правом и обязанностью» в силу «их нежелая знать обязанности».

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 нормативных актов : федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей, находящихся в трудных условиях, охраны здоровья детей, их социального обеспечения, воспитания и образования, трудовых прав несовершеннолетних.

  В принятом 21 декабря 1996 г. Федеральном законе № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» впервые дается четкое определение таких понятий,  как « дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; полное государственное обеспечение  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » и др. Закон установил конкретные основания для отнесения ребенка к той или иной категории, определил объем прав, льгот, компенсаций и гарантий их предоставления, критерии предоставления. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей  по закону получают возможность учиться бесплатно (в учебных заведениях начального, среднего и высшее образования), находясь при этом на полном государственном обеспечении и получая стипендию, выплачиваемую с 50% надбавкой. В период производственного обучения и практики таким студентам выплачивается 100% заработной платы.

    С принятием данного Федерального закона  были объединены и систематизированы все дополнительные гарантии льгот детей-сирот в сферах образования, защиты жилищных прав, реализации права на труд, медицинское обслуживание и т.д.  Федеральный закон №159-ФЗ,  определил общие принципы, содержание и меры социальной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2004 года №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» с изменениями на 20 сентября 2018 года конкретизировал  и закрепил принципы, содержание и меры социальной поддержки данной категории лиц на региональном уровне.

Статья 11. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на транспортные расходы в размере 144 рублей;

2) обеспечение детскими домами и школами-интернатами бесплатного проезда их воспитанников за счет средств, предусмотренных на эти цели в смете расходов указанных учреждений;

п.п.3),4),5) утратили силу

6) выделение продуктов питания или единовременной денежной компенсации на время пребывания в семьях родственников или других граждан во время каникул, в праздничные и выходные дни для лиц, обучающихся (воспитывающихся) в государственных организациях Республики Мордовия;

7) ежемесячное денежное пособие на личные расходы воспитанникам (обучающимся) детских домов, детских домов - интернатов, детских домов - школ и школ-интернатов Республики Мордовия;

8) ежемесячное денежное пособие при отсутствии горячего питания в государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, а также при наличии только одноразового горячего питания;

9) освобождение от оплаты временного проживания и питания выпускников в детских домах, школах-интернатах и организациях социального обслуживания до поступления их в общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;

10) предоставление ежемесячной денежной выплаты:

обучающимся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Мордовия по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования в расположенных на территории Республики Мордовия образовательных организациях высшего образования - в размере 100 процентов государственной академической стипендии, установленной законодательством Российской Федерации для указанной категории обучающихся;

обучающимся по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия по образовательным программам среднего профессионального образования в расположенных на территории Республики Мордовия государственных профессиональных образовательных организациях - в размере 100 процентов государственной академической стипендии, установленной законодательством Республики Мордовия для указанной категории обучающихся;

11) ежегодное денежное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей до завершения обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия;

п.п. 12),13),14) утратили силу

15) право на приобретение единой социальной проездной карты для бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок в городском и в пригородном сообщениях на территории Республики Мордовия;

16) компенсационная выплата на возмещение транспортных расходов по проезду один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов;

17) обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов предоставляется право бесплатного проезда по единой социальной проездной карте на автомобильном транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении на территории Республики Мордовия;

18) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения в случае проживания их отдельно от попечителей;

19) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату коммунальных услуг в случае проживания их отдельно от попечителей, за исключением транспортных услуг для доставки топлива;

20) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов на оплату жилого помещения семьям, где проживают и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до их совершеннолетия;

21) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг семьям, где проживают и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до их совершеннолетия, за исключением транспортных услуг для доставки топлива.

22) право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы.

23) единовременная денежная выплата на капитальный ремонт жилых помещений, единственными собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из общей площади закрепленного на праве собственности жилого помещения, но не более 33 квадратных метров, и стоимости ремонта одного квадратного метра площади жилого помещения, в размере предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений, установленной на соответствующий финансовый год Правительством Республики Мордовия.

Условия и порядок предоставления меры социальной поддержки, указанной в настоящем подпункте, а также порядок осуществления контроля за целевым расходованием единовременных денежных выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения устанавливаются Правительством Республики Мордовия в соответствии с настоящим Законом.

Расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной в подпунктах 18 - 21 настоящего пункта, производится с учетом требований статьи 16 настоящего Закона.

2. Меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1 и 15 части первой пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на:

1) детей, находящихся на полном государственном обеспечении в государственных или муниципальных организациях, за исключением детей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов;

2) опекаемых несовершеннолетних, родители которых могут лично осуществлять содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания);

3) несовершеннолетних в случае, если они объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобрели дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, за исключением детей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов.

Меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 16 и 17 части первой пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на опекаемых несовершеннолетних, родители которых могут лично осуществлять содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания).

Меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 18 и 19 части первой пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на детей, находящихся на полном государственном обеспечении в государственных или муниципальных организациях.

Меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 20 и 21 части первой пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на:

1) опекаемых несовершеннолетних, родители которых могут лично осуществлять содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания);

2) несовершеннолетних в случае, если они объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобрели дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

3. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 10 и 11, 15 - 17, 22 и 23 части первой пункта 1 настоящей статьи, а также:

1) утратил силу.

2) зачисление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в профессиональные образовательные организации для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия лиц, впервые получающих среднее профессиональное образование.

3) выплата лицам, обучающимся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия или в муниципальных общеобразовательных организациях, ежемесячного денежного пособия в размере, равном размеру ежемесячного денежного пособия, установленному Законом Республики Мордовия от 28 ноября 2005 года N 79-З "О размере и порядке выплаты ежемесячного денежного пособия на содержание ребенка,в период до 1 сентября года окончания обучения в общеобразовательной организации. Указанная мера социальной поддержки не предоставляется лицам, которые находятся на полном государственном обеспечении в государственных или муниципальных организациях.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет в период обучения, мера социальной поддержки, указанная в подпункте 10 части первой пункта 1 настоящей статьи, предоставляется до завершения обучения по указанным образовательным программам при условии, если они получают среднее профессиональное образование или высшее образование впервые.

3.1. Лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предоставляются меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 10, 11, 15 - 17 части первой пункта 1 настоящей статьи.

Мера социальной поддержки, указанная в подпункте 10 части первой пункта 1 настоящей статьи, предоставляется до завершения обучения при условии, если лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, получают среднее профессиональное образование или высшее образование впервые.

3.2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение до завершения обучения по таким образовательным программам.

4. Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 3 - 3.2 настоящей статьи, определяется Правительством Республики Мордовия.

5.Размер мер социальной поддержки, установленных подпунктами 6, 7, 8, 11 пункта 1 настоящей статьи, определяется Правительством Республики Мордовия.

Статья 12. Полномочия Правительства Республики Мордовия по установлению порядка предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, установленных федеральным законодательством.

1. Правительство Республики Мордовия определяет размер и порядок предоставления следующих мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

1) ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов;

2) бесплатного комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования и единовременного денежного пособия:

выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия;

выпускникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов.

2. Предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи дополнительные меры социальной поддержки не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные меры социальной поддержки уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

3. Правительство Республики Мордовия определяет нормы и порядок обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов.

4. Правительство Республики Мордовия определяет порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия или местных бюджетов.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
 изложил статью 8 в следующей редакции:

Статья 8.Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.".

Внес в Жилищный кодекс Российской Федерации следующие изменения: главу 9 дополнил статьей 98.1 следующего содержания:

Статья 98.1.Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.;

 статью 103 дополнил частью 5 следующего содержания:

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.;

главу 10 дополнил статьей 109.1 следующего содержания:

Статья 109.1.Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,отавшихся без попечения родителей.

1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013г.№24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Закон Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Российской Федерации, а также Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 года №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения о порядке сохранения права пользования жилыми помещениями за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей ( утв. Приказом от 31 декабря 2013 года №1183 Министерства образования Республики Мордовия  «Об утверждении Положения о порядке сохранения права пользования жилыми помещениями за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей») в целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет порядок сохранения права пользования за детьми-сиротами и детьми , оставшимися без попечения родителей, жилых помещений, в которых несовершеннолетние зарегистрированы  по месту жительства и имеют право пользования,   сохранения  жилых помещений, подготовки и оформления документов для сохранения права пользования жилых помещений.

Постановление от 24 мая 2014 года №481 Правительства Российской Федерации « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»  позволяет повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации и защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Документ разработан Минобрнауки в целях реализации    Федерального закона от 2 июля 2013 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

В соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом в Семейный кодекс Российской Федерации, Правительство наделено полномочиями по определению:

о деятельности организаций для детей-сирот

- перечня видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ;

- порядка деятельности организаций для детей-сирот, порядка устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству детей);

- оснований принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот;

- требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

Подписанным постановлением утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей , которое в том числе устанавливает:

- основные виды деятельности и оказываемые организациями для детей-сирот услуги, а также особые виды деятельности для медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и образовательных организаций соответственно;

- основания для помещения ребёнка под надзор в тот или иной тип организаций для детей-сирот, в том числе возможность проживания в них детей после достижения ими 18 лет, но не старше 23 лет;

- требования к организации жизнедеятельности детей в воспитательных группах по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и разного пола, прежде всего родных братьев и сестёр, детей, являющихся родственниками, которые ранее вместе воспитывались;

- требования к численности детей в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, которая не должна превышать 8 человек, а детей в возрасте до четырёх лет – 6 человек;

- требования по утверждению индивидуального плана развития и жизнеустройства каждого ребёнка, направленного на максимально возможное сокращение сроков его пребывания в организации для детей-сирот;

- требования по психолого-медико-педагогической реабилитации детей, реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, социальной адаптации воспитанников;

- порядок использования ресурсов организаций для детей-сирот для работы по профилактике социального сиротства, коррекционно-реабилитационной работы с родителями, подбору и подготовке граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в свои семьи, социальной адаптации воспитанников;

- порядок распространения информации о деятельности организаций для детей-сирот в интернете и средствах массовой информации.

Одновременно признаётся утратившим силу постановление от 7 июля 2011 года №558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации, защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным. Постановление вступило силу с 1 сентября 2015 года.

Постановление от 01.02.2016 года № 45 Правительства Республики Мордовия «О некоторых вопросах, связанных с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481»  в соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктами 6,15,51-54,57 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 24 мая 2014 года №481 « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» постановило : утвердить порядки выдачи органом исполнительной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направления для помещения ребёнка в такую организацию; порядок оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также представления при необходимости возможного временного проживания.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 36.Стипендии и другие денежные выплаты.

5.Государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 43.Обязанности и ответственность обучающихся

9.Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Статья 63. Общее образование.

3.Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

5.Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

До 1 января 2019 года предусмотренное статьей 71 право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

6. Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

7.Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,… пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Многие вопросы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя при получении технического или высшего образования переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Согласно статьи Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а все остальные гарантии для детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов российской Федерации и устанавливаются исключительно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации.

       На практике нормативно-правовая база с различной степенью эффективности регулирует жизнедеятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее действенной опрошенные выпускники считают систему образования ,суммарная оценка показателей эффективности составила 82,6%; далее следуют системы здравоохранения и социального обеспечения выпускников (пособия и льготы), эти системы считают эффективными по 69,5% опрошенных. Система нормативно-правового обеспечения трудоустройства выпускников представляется результативной 56,4% опрошенных и нормативно-правовое обеспечение системы жилищного обеспечения воспринимается эффективная в определенной степени лишь 52,2% респондентов.

      В целом эффективность систем правового обеспечения выпускников интернатных учреждений невысока, этим во многом и определяется широкий круг правовых проблем, с которыми сталкивается молодежь данной категории.

Несмотря на достаточно подробное законодательное закрепление жизнедеятельности выпускников интернатных учреждений, попадая в условия самостоятельной жизни, они сталкиваются с множеством правовых проблем.

     Основные трудности данной категории молодежи обусловлены несовершенством функционирования системы правового сопровождения. К их числу относятся: отсутствие четких процедур, обеспечивающих эффективное решение правовых проблем выпускников, отсутствие доступной и оперативной системы юридической помощи.

    В настоящее время система правового сопровождения выпускников детских домов и интернатных учреждений требует комплексного подхода к её совершенствованию. В качестве мер по повышению её действенности и эффективности можно отнести  выделение отдельного правового направления в воспитательной деятельности учреждения для выпускников детских домов и интернатов куда входят проведение регулярных встреч, бесед и т.п. сотрудников правоохранительных органов, юристов, социальных работников с выпускниками по широкому кругу правовых проблем, особо контролируя тех из них,кто склонен к девиантному ( или делинквентному) поведению.

Список использованной литературы

1.Декларация прав ребенка (Принята 2011.1959 Резолюцией 1386 (ХIV)  на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

2.Конвенция о правах ребенка . (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011.1989г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г. №1559-1.Вступила в силу для СССР 15.09.1990г.// Сборник международных договоров СССР.- 1993. - Вып.ХШ)

3.Конституция Российской Федерации 1993

4.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 3011.1994г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996г. №14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001г.№146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006г.№230-ФЗ

5.Семейный кодекс Российской Федерации  от 29.12 1995 №223-ФЗ

6.Трудовой кодекс Российской Федерации  от 30.12.2001 №197-ФЗ

7.Федеральный закон от 21.12.1996г.  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

8.Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

9.Федеральный закон от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

10.Постановление от 24 мая 2014 года №481 Правительства Российской Федерации « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»  

11.Закон Республики Мордовия от 23 декабря 2004 года №102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»

12.Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013г.№24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»

13.Закон Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года №32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

14.Постановление от 01.02.2016 года № 45 Правительства Республики Мордовия «О некоторых вопросах, связанных с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481»  

15.Положения о порядке сохранения права пользования жилыми помещениями за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей ( утв. Приказом от 31 декабря 2013 года №1183 Министерства образования Республики Мордовия  «Об утверждении Положения о порядке сохранения права пользования жилыми помещениями за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы соцализации выпускников детских домов

В Выступлении по проблеме "Социализация выпускников"  раскрываются основные факторы препятствующие успешной социализации  воспитанников детских домов и  рассматриваются современны...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Кураторство как основное направление постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома

В данной статье представлен опыт работы детского дома по постинтернатному сопровождению выпускников, способствующий их успешной социальной адаптации....

Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.

В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...