Новые подходы к сопровождению учащихся и оцениванию их образовательных результатов: на примере использования карт-прогнозов индивидуальных стратегий успеха
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Статья, описывающая опыт применения системы оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система сопровождения и оценивания | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Бекетова Екатерина Аркадьевна,
МАОУ гимназия №40 им. Ю.А.Гагарина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые подходы к сопровождению учащихся и оцениванию их образовательных результатов: на примере использования карт-прогнозов индивидуальных стратегий успеха
Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера. Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это требует от современного педагога умения использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в процесс обучения и воспитания всех учеников, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознающего и понимающего ценности человеческой жизни, активно и заинтересованно познающего окружающий мир, умеющего учиться и осознающего важность образования и самообразования, социально активного, умеющего вести конструктивный диалог, осознанно ведущего здоровый образ жизни, а также ориентирующегося в мире профессий.
ФГОС предполагает также новые требования и к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Если оценка предметных и метапредметных результатов предполагает оценивание умений, универсальных учебных действий, то оценка личностных результатов ставит перед учителями проблему создания комплексного подхода к их оцениванию. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся в ходе их личностного развития. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Все эти требования ставят перед современной школой задачу разработки такой модели обучения, которая способствовала бы развитию и воспитанию современного, конкурентоспособного, успешного человека. Систему, в которой ученик становится главным субъектом процесса обучения, мотивированным на самостоятельное построение индивидуальной траектории обучения, выбор профиля обучения на достаточно ранних этапах.
Согласно требованиям к структуре образовательной программы основного общего образования обязательная часть образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема основной образовательной программы.
На базе МАОУ гимназия №40 им. Ю.А.Гагарина г. Калининград мы разработали и апробируем новую модель лингвистического образования, основной целью которой является превращение ученика в главного субъекта процесса обучения, в лидера, руководителя, организатора индивидуальной стратегии образования. В рамках данной модели образования мы формируем группы учащихся, желающих изучать иностранный язык на углубленном уровне, а также использовать иностранный язык в процессе коммуникации не только в рамках уроков иностранного языка, а также при осуществлении проектно-исследовательской деятельности, во время участия в различных межкультурных проектах. Я являюсь учителем-тьютором одной из лингвистических групп.
Разработанная нами модель лингвистического образования подразумевает выход учащихся на один учебный день из состава основного класса и посещение занятий в специальной лингвистической группе, где учащиеся занимаются разработкой, созданием и представлением проектов на английском языке. Учащиеся лингвистических групп посещают занятия внеурочной деятельности на английском языке, а также проходят процедуру международной сертификации знаний иностранного языка.
В связи с тем, что учащиеся вынуждены пропускать занятия по основным учебным предметам в день занятий в лингвистических группах, возникла проблема увеличения учебной нагрузки на учащихся и мониторинга успеваемости, а также психологической адаптации учащихся в новых для него условиях. С целью решения данной проблемы мы разработали систему инструментов сопровождения и оценивания учащихся лингвистических групп, включающую:
- карту-прогноз индивидуальной стратегии успеха учащихся
- портфолио
- дневник учащегося лингвистической группы.
Карта-прогноз индивидуальной стратегии успеха - это новый инструмент сопровождения и оценивания учащихся, работа с которым позволяет оценивать метапредметные и личностные результаты учащихся. Она представляет собой документ, состоящий из нескольких разделов, который заполняется учащимися совместно с тьютором и родителями. Работа с картой-прогнозом индивидуальной стратегии успеха формирует самостоятельность и ответственность, т.к. ученик
- сам определяет ближайшие и отдалённые цели,
- сам заявляет об уровне результатов, которые хотел бы достичь,
- сам разрабатывает стратегию достижения этих результатов (выбирает форму, содержание образовательных и развивающих событий, выбирает учителей и педагогов- тьюторов, оформляет заказ родителям и гимназии на сопровождение),
- анализирует достигнутые результаты, сопоставляя реально достигнутый уровень с прогнозируемым,
- планирует перспективы образования на следующем этапе деятельности.
Мы включили в Карту-прогноз следующие разделы: Учебная деятельность, Личностное развитие, Прогноз успешности в овладении иностранными языками, Запрос на сопровождение.
Раздел Учебная деятельность состоит 2 частей: Изучение учебных предметов и Изучение учебных моделей. Ученик вносит свои данные в таблицу, прогнозирует будущие результаты своей учебной деятельности. Систематически проводит самоанализ достижений и делает прогноз на дальнейшее обучение. Сопоставление прогноза и результатов в баллах по предметам позволяет отследить динамику успеваемости каждого ученика, оценить соответствие его планов на будущее и их реализацию. В свою очередь я, как учитель-тьютор имею возможность оценить степень адаптивности учащегося к новой модели образования, ответственность за сделанный им выбор.
Раздел Личностное развитие позволяет учащимся задуматься о своих интересах и проанализировать свои потребности в интеллектуально-творческой сфере, а также и в предметной сфере. Этот раздел помогает учащимся определиться с тем курсом внеурочной деятельности, который они хотели бы посещать, а также выбрать предметную область для занятий проектно-исследовательской деятельности. Здесь учащиеся совместно со мной и родителями прогнозируют, насколько та или иная сфера повлияет на его развитие и способствует его личному успеху. Я помогаю учащимся и родителям проанализировать степень занятости учащихся и скорректировать расписание внеурочных занятий с целью снижения ежедневной нагрузки.
Следующий раздел - Прогноз успешности в овладении иностранными языками.
Обучение в лингвистической группе направлено на формирование положительной мотивации к получению престижного образования, в том числе на английском языке. В данном разделе я как учитель-предметник помогаю учащимся планировать дальнейшее углубление знаний согласно их природным задаткам, наклонностям, способностям и устремлениям. Выстраивая индивидуальный путь, мы прогнозируем формат участия учащихся в мероприятиях лингвистической направленности (международных проектах, стажировках в языковых лагерях, олимпиадах, конкурсах, дискуссионных площадках на иностранном языке и т.д.).
В подразделе Подтверждение уровня владения иностранным языком ученик совместно с учителем и родителем (законным представителем) прогнозирует, какой уровень овладения иностранным языком он будет подтверждать по окончании учебного периода, планирует процесс подготовки к экзамену.
Раздел Запрос на сопровождение важен для меня, как для тьютора, для классного руководителя, родителя и психологов гимназии, т.к. он помогает оценить степень адаптация к новым условиям обучения, увидеть, есть ли необходимость в оказании поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
Карта-прогноз визуально отражает степень адаптированности учащихся к обучению в новых условия, а также помогает мне своевременно выявить проблемы и предпринять необходимые меры по их устранению, помогает учащимся спланировать свои действия в процессе обучения.
В дополнение к карте-прогнозу я также использую Карту анализа достижений и Лист сопровождения. В Карте ученик анализирует и фиксирует свою мотивацию, активность, ответственность за выбор направления обучения, общую культуру, навыки владения устной и письменной речью на английском языке и результативность своего обучения. Я, совместно с учителями-предметниками, заполняю Лист сопровождения, где я указываю формальный объективный уровень достижений учащегося по всем предметам, включая рекомендации по продолжению обучения в лингвогруппе.
После проведения сравнительного анализа Листа сопровождения и Карты анализа достижений у учащихся формируется объективное представление о их работе в лингвогруппе, и т.о. они учатся планировать перспективы образования на следующем этапе деятельности.
Следующий инструмент, Дневник учащегося лингвогруппы, разработан для обеспечения систематического сопровождения учащихся в процессе обучения по индивидуальной учебной траектории.
В дневнике отображается консультирование учащихся учителями-предметниками по темам, которые вызывают затруднение и не могут быть самостоятельно изучены/поняты. Фиксируются также даты консультаций ученика и научного руководителя по ОИПД. Обязательно отмечается посещение внеурочных занятий в клубах. Дневник учащегося лингвогруппы позволяет учащимся контролировать свою индивидуальную траекторию обучения самостоятельно, а также выполняет функцию средства общения учащихся, учителей и родителей, как участников учебного процесса.
Еще один, достаточно распространенный инструмент оценивания – это Портфолио. Для мониторинга качества образования я использую технологию «Языковое портфолио», которое представляет собой собрание работ учащегося, начиная с первой ступени обучения в лингвистической группе. Портфолио может содержать любые материалы, разработанные учащимся, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения (творческие работы, эссе, сертификаты, дипломы и грамоты и т.д.). Посредством «Языкового портфолио» осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся. Портфолио служит средством неформального оценивания достижений учащихся.
Использование данной системы инструментов оценивания и сопровождения учащихся в комплексе и систематически позволяет оценить результаты личностного развития учащихся, способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков (учащиеся лингвогрупп показывают высокие результаты на конкурсах, олимпиадах, при прохождении международной сертификации), развитию самостоятельности и формированию ответственного отношения к учению (качество обучения учащихся лингвогрупп 100%, количество отличников 60%), формирование у учащихся умений анализа полученных результатов, осознанный выбор профиля обучения.
Опыт применения данного инструментария можно применять не только для учащихся лингвистических групп. На основе Карты прогноза группа учителей гимназии разработала Дневник-навигатор для учащихся «Формула моего успеха», он представляет собой тетрадь, содержащую теоретический материал и поля для записей учащихся, которые они будут заполнять с помощью родителей и классных руководителей в процессе обучения с 5 до 9 класса. Основной целью данного инструмента является формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Я считаю, что использование таких инструментов оценивания и сопровождения помогает учителю вовлекать в учебно-познавательный процесс всех учащихся, составлять программу индивидуального развития учащихся в команде с психологом и родителями, что является неотъемлемой частью требований Профессионального стандарта педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Забота о реализации права ребенка с нарушением интеллекта на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любой школы. Коррекция и развитие движений у детей с...
Организация самостоятельной деятельности учащихся 5 класса на занятиях физической культурой, с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.
В конспекте урока применяются современне технологии, используется работа по карточкам, соблюдается индивидуальный подход....
Презентация "Стратегии сопровождения к успеху. Новые подходы к сопровождению учащихся"
... Из опыта разработки и реализации комплексного образовательного проекта «Новая модель лингвистического образования»: от разработки карт прогнозов индивидуальных стратегий успеха до реал...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сопровождение -это система профессионаальной деятельности ,направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания ,обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе....
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...
Статья "Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС"
В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она представл...