Современные методы обучения и воспитания
статья на тему

Рахимуллина Залия Райнуровна

Современные методы обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahimullina-_statya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рахимуллина З.Р.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

"Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова",  г.Казань

Данная тема очень актуальна в наше время. Если мы оглядимся во круг, то с легкостью поймём что воспитывает абсолютно  все: люди, явления,  даже  вещи, но прежде всего воспитывают  - люди. На самом первом месте   – воспитывают родители и педагоги. Со всем сложным  миром, окружающей действительности ребенок входит в множество  отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее,  данный «хаос»  создают определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя.

Очень широко в детском саду используют ИКТ, дошкольникам очень нравиться данный метод обучения, информация усваивается быстрее, и больший процент информации запоминается.  Каждый режимный момент в детском саду, идёт на обучения и воспитания личности ребёнка.

Так же большое влияние в развитии каждого человека, приходиться на школьное образование, человек получает соответствующее воспитания, школьное образование способствует полноценному развитию личности человека,, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

 Главной  целью в средней общеобразовательной школы, является – способствовать эмоциональному, физическому , нравственному, и конечно умственному развитию личности. Дли достижения данной цели, педагоги так же используют различные методы обучения.

Пользуясь различными источниками, давайте рассмотрим,  что же такое метод обучения.

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Современный педагог постоянно должен совершенствоваться , использовать новые методы и приёмы в обучении детей. От усилий не только учителя, но и от самого ученика, на прямую зависят,  успех осуществления метода и степень его эффективности. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Методы должны быть используемы в совокупности, если использовать только один метод обучения, то выполнить задачи и цели обучения не удастся. В современной школе используется такие методы как: традиционно - словесные, игровые и развивающие, компьютерные, дистанционные.

К словесным методам   относят: рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Если педагог использует данную группу методов, то он не должен забывать о темпе и тоне изложенного материала. Темп не должен быть слишком быстрым, если темп очень быстрый, то это приводит к затруднению восприятию и пониманию материала. Если же наоборот, темп речи педагога слишком медленный, то ученики теряют интерес к излагаемому материалу, и попросту перестают его воспринимать. Так же слишком громкий или же наоборот слишком тихое и монотонное изложение, отрицательно влияют на усвоение материала.

Метод изложения - это связное сообщение излагаемое  учителем, данный метод используется, привведение новой информации для учеников, так повторение уже изученного знакомого материала. Таким образом, учитель закрепляет уже  изученный материал, и подводит итоги.

Так же излагать учебный материал можно в виде объяснения или же описания.

Со  всеми данными  методами, можно использовать ИКТ, Школьникам так же нравиться данное внедрение.

Изложение материала может быть в форме рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании выразительных средств.

 Рассказ — это образное, эмоциональное и живое изложение материала. Используется он в основном при изложении гуманитарных предметов.

Так же как и в дошкольных учреждениях, в школах очень распространены  дидактические игры, считается что  игры относяться к виду учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс.

 Дидактическая игра стимулирует в школьнике, как и в дошкольнике, его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является деятельность человека. За последнее время многие учителя накопили огромный запас разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным предметам.

Сейчас же , всё чаще применяют компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер.

Ещё с дошкольного возраста игра в жизни ребёнка является  ведущим видом деятельности, дети воспринимают игру как жизнь, действительность, которую создаёт сам ребёнок. В связи с этим игра для ребенка более доступна, чем окружающий мир, с точки зрения ее понимания, в дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир через игру, обучается а так же воспитывается. Нередко для детей важен сам процесс игры, а не результат.

Игра помогает развитию способностей ребёнка, так же облегчает вхождение детей в сложный мир различных человеческих отношений, но и снимает психологическое напряжение, сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные игры и т.д.  Таким образом, мы понимаем что  игра способствует развитию личности ребёнка.

Широкое распространение получил проблемный метод обучения. В основе проблемы всегда лежит противоречие. Противоречие воспринимается в качестве категории диалектики. Проблемные ситуации, в которых ребёнок ищет правильный ответ, правильный выход из сложившейся ситуации.

Данный  метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника. Дошкольники и школьники активно проявляют интерес к данному методу. От мастерства учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет.

Учитель должен преподнести до детей определённый материал, так чтобы активизировалась мыслительная работа всего класса, что бы дети усвоили и поняли полученную информацию. Цель учителя — заинтересовать школьника к поиску верного решения поставленной проблемы. Побудить к решению проблемы.

В современных школах, широко стали использовать компьютерное и программированное обучение. Данное обучение необходимо для создания технологии обучения, которая способна  постоянно контролировать процесс усвоения знаний детьми. Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы, пунктов:

1. материал изложенный учителем, усваивается не полностьюа отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги;

2.после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль учителем над его усвоением;

3.необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала, предыдущий материал он усвоил.

4.если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает, или же напоминает пройдённый материал.

Существует так же дистанционная форма обучения ,которая тесно связанна с развитием информационных технологий и телекоммуникаций.

Данная технология очень удобна, человек находящийся в любой точке мира может учиться, при использовании современных информационных технологий.

В состав таких технологий входят трансляции учебных программ потеле - и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции. Через электронную почту и Интернет у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информации.

Какая цель обучения- такие и методы, любой метод обучения выбирается в зависимости с целью.

Современная дидактика от ученика требует не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Сам педагог выбирает метод обучения, в зависимости с поставленной целью, не забывая о таких правилах как: степень наглядности , научности и конечно же доступности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР."

Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования  современных технологий и техник в школе для детей с ТНР....

Современные методы обучения и воспитания

В этой статье говорится о современных методах обучения и воспитания...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

ДОКЛАД: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках родного языка и литературы с применением различных современных методов обучения и воспитания.

Цель инновационной работы: формирование у учащихся готовности  к саморазвитию  навыков информационно-коммуникативной деятельности в процессе обучения и воспитанияЗадачи инновационной работы:...

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...