"Профессиональный стандарт педагога"Выступление на методическом семинаре
материал на тему

Елистратова Нина Александровна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_seminar.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЗАРНО-КАРАБУЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Районный конкурс школьных методических служб

Методический семинар

«Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры»

Подготовила: Елистратова Н.А., заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

2016 г.

Пояснительная записка к конкурсному материалу в номинации «Методический семинар».                                 

«Расширять свои знания можно только тогда,

            когда смотришь прямо в глаза своему незнанию»    

К.Ушинский.

   

 Идея образования на протяжении всей жизни стара как мир.

    Она звучит и   в пословицах, выражающих мудрость народов.  Русского  - "Век живи - век учись",   английского-  "Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем",    китайского - "Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься"  и др.

                В XXI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной или личной жизни. Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.

     По моему мнению, условием успешности непрерывного образования является востребованность получаемых знаний в практической деятельности, их устремленность в будущее, проявленная в расширении и углублении поля знаний по предмету, т.е. самообразование сегодня - успешность завтра.

          Важной формой непрерывного образования педагогов является проведение методических семинаров.

     Ведь семинары, кроме всего прочего, направлены на решение актуальных задач не только развития школы в целом, но и каждого учителя. В подготовке семинаров участвуют педагоги школы.

   Безусловно, семинар должен содержать определенный объем теории педагогики, методики. Он должен прояснить те или иные вопросы, углубить знания по данному вопросу,  может быть помочь приобрести их, изменить свой взгляд на рассматриваемый вопрос.

    Широко используются активные формы работы на всех этапах подготовки и проведения.

             Активная форма проведения методических семинаров  позволяет  планировать их как целостный и целенаправленный обучающе - аналитический и рефлексивный процесс для педагогов. А значит, каждый педагог становится активным участником, субъектом образовательного процесса, с мнением которого считаются, который может вносить конструктивные изменения в образовательный процесс.

 Кроме того, приобретаются навыки публичного выступления, которые для многих наших педагогов сыграли очень важную роль в их профессиональном росте.

        В рамках работы  по повышению компетентности учителей в вопросах реформирования системы образования в школе прошел семинар, на котором были рассмотрены основное содержание концепции Профессионального стандарта педагога, проблемы, возникающие на пути внедрения его в жизнь. Особое внимание было уделено обсуждению новых компетенций педагога, необходимых для дальнейшей успешной работы, и оценку их уровня у школьного коллектива.

     Проведение семинара «Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры»  особенно актуально в связи с введением его в действие с 1 января 2017 года.

Методический семинар «Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры».

Цель: повышение компетентности учителей в вопросах реформирования системы образования.

 Задачи:

  • Рассмотреть историю возникновения вопроса о введении стандартов в образовании. 
  • Проанализировать отдельные положения  Стандарта;
  • Сделать выводы о необходимости повышения квалификации в связи с введением Стандарта.

Вид деятельности: коллективная практическая работа.

Участники: педагогический коллектив МБОУ «СОШ с. Алексеевка»

Ход семинара.

  1. Скажите, пожалуйста, что вы слышали о профессиональном стандарте педагога? Когда он принят?  Когда был введен/вводится?
  2. Слово  СТАНДАРТ – с чем ассоциируется?
  3. Какие чувства? (тревога, новое – хорошо, ……..)

Я предлагаю  высказать по слову (свои мысли, эмоции, ассоциации)

  1. Ассоциировать положительное и отрицательное в ощущениях, связанных с данным объектом с конкретным цветом. (Помощь – пример).

Любой стандарт у нас воспринимается как ограничение свободы. В немецком языке «стандарт» – это шаблон: «шаг влево, шаг вправо» недопустимы. В английском «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше – можно.

Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого (русские толковые словари).

Сегодня мы рассмотрим:

  • Что такое профессиональный стандарт педагога?
  • Рассмотреть историю возникновения вопроса о введении стандартов в образовании.
  • Структура профстандарта.
  • Для чего нужен профстандарт?
  • Новые задачи современного педагога.
  • Проблемы  внедрения профстандарта.

       Характер глобальной тенденции стандартизация образования приняла относительно недавно, в 80-90-е гг. ХХ в.

 В эти годы  она затронула  как индустриально-развитые державы (США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Новая Зеландия и др.), так и развивающиеся страны  (Пакистан, Индия, Филиппины и др.).

Особенно масштабно процесс стандартизации протекал в США.

Содержание стандартов формулируется в различных формах, но преобладающими являются краткие формулировки на основе концептуального подхода к целеполаганию  Бенджамина Блума, например:

«учитель должен…»; «учитель использует/применяет/ демонстрирует…»; несколько менее распространены номинативные конструкции типа: «глубокое знание учебного предмета», «понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «способность к планированию и организации учебной деятельности» и т.п.

Надо помнить, что реформы сопровождают систему образования постоянно.

  1. Школьная реформа 1984 года.  

В 1984 г. была совершена попытка изменить содержание и формы обучения: в программу обучения были введены новые учебные курсы («Этика и психология семейной жизни», «Информатика»), изменился подход к факультативным курсам, была взята установка на профориентацию в старшем звене.  

 Неудача: не достаточно подготовлена, вскрылись глубокие проблемы и т.д. Но одно получилось: в школу пришли новые кадры (в частности, в село – выпускники классических университетов).

  1. Второй этап становления вариативного образования продолжался с 1992 до 1998 г. Главным достижением этого этапа реформирования стало создание вариативной системы образования. Был создан ряд новых типов и видов образовательных учреждений (в том числе инновационных – лицеев, гимназий, колледжей), стала возможной частная инициатива в образовании (частные школы), в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе педагоги смогли пользоваться модифицированными программами и учебниками (а не единственной обязательной программой, как ранее). У человека появилась возможность уже на ранней стадии обучения избрать направление своего дальнейшего развития. Однако социальный статус российского учительства в этот период оставался низким, школа отчаянно пыталась выживать в условиях хронического недофинансирования и обветшания материальной базы.
  2. На третьем этапе реформ, начавшемся в 1999 г. и продолжающемся в настоящее время, происходит формирование механизмов обеспечения качества образования. В эти годы реализовывалась  «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которая и определила основные направления реформ. Концепция реформирования системы образования в Российской Федерации преследует основную цель – повышение качества образования всех уровней, расширение доступа к образованию представителей малодоходных слоев населения, а также жителей сельской местности: ЕГЭ, ФГОС).

Все, как, одна они начинались со слов:

«…система образования не способна  в полной мере  решать те новые задачи, которые диктовала жизнь. Все более заметным становилось ее отставание от современных требований. В результате в число первоочередных задач общественного развития выдвигалась необходимость обновления системы образования, ее реформирования…».

Все реформы и инициативы мало, что изменили в требованиях к педагогу.

Выступивший с инициативой «Наша новая школа» (2010 год) президент Д.А. Медведев предложил «влить свежую кровь» в систему образования. Предполагалось, что доценты и аспиранты, обладающие современным видением, массово придут в школы.

Практика показала, аулам и селам это не грозит.

Проект модернизации образования так же не имел того результата, на который рассчитывали в плане изменений в работе педагога.

     С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений.

 Документ принят вместо  квалификационных справочников и должностных инструкций.

Профстандарт  утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.

Идея разработки профессионального стандарта педагога в нашей стране возникла не на пустом месте. Еще в 2011 г. Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложения по созданию современной системы профессиональных стандартов. (Российский союз промышленников и предпринимателей занимается разработкой профессиональных стандартов с 2007 года.  Основная цель внедрения стандартов - понять, по каким направлениям необходимо повышать квалификацию работников  бюджетой сферы).

Изначально было предложено два варианта профстандарта — проект, разработанный Федеральным институтом развития образования (ФИРО), и проект группы во главе с директором Центра образования № 109 Евгением Ямбургом. По итогам общественного обсуждения был выбран второй вариант, несмотря на то, что многие считали его «утопией».

Данный документ был разработан специально созданной рабочей группой из 12 человек, в число которых вошли ведущие эксперты в области образования, директора школ, ученые.

Стандарт должен был быть введен с 1 января 2015 года, однако в ноябре 2015 года его срок перенесли на 1 января 2017 года. Кроме этого, Министерство образования и науки РФ  не исключает вариант ещё одного переноса.

Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год.

           По мнению разработчиков, до сих пор в России никакой реформы образования не происходило.

Была реформа экономики образования, управления, которая основывалась на бухгалтерском подходе. Однако «подушевое финансирование» никакого отношения не имеет к содержанию и способам реформирования школы сущностным образом.

Необходимость стандартов:

Е. Ямбург: Очень изменилось время. Реальные угрозы и вызовы нового тысячелетия сегодня, как никогда,  остро ощущаются российской школой.

Дети будут все проблемнее. Почему? Каковы же угрозы и вызовы современности?

  1. Проблемы генетической усталости.
  2. Глобальные демографические сдвиги.
  3. Нарастание межэтнической и межконфессиональной напряженности.
  4. Тройной кризис, переживаемый обществом (мировоззренческий, нравственный, психологический).

(Расшифровать все пункты)

Сразу после утверждения стандарта началось его обсуждение и апробация, к которой подключились 43 субъекта федерации.

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

 Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

 Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

 Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Содержание профессионального стандарта педагога.

  • Часть первая: обучение.
  • Часть вторая: воспитательная работа.
  • Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
  • Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
  • Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Два приложения: профстандарт учителя русского языка, математики и информатики перечень ИКТ-компетенций, психолого-педагогические требования к учителю.

Первые две части  вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел «Развитие», ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов.

Новые задачи современного педагога

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Стандарт должен:  (противоречивый    самый проблемный)

  • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
  • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
  • Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
  • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
  • Соответствовать международным нормам и регламентам.
  • Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся с учетом уровней образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  • Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
  • По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, критерием успешной работы становятся интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.). Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
  • Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности в лице учащихся и их родителей.
  • Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме.

Такова официальная сторона разработки ПС.

В стандарте прописано, что «педагог должен» и что «педагогу рекомендуется». Например, в приложении по информационной подготовке учителя есть внятное уточнение: «при наличии и создании необходимых условий».

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности.

Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории .

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения,  в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Выступление педагогов: Плюсы и минусы стандарта.

Просмотр лекции Е.А.Ямбурга «Внедрение профессионального стандарта педагога. Проблемы и перспективы»

Заключение:

 Стандарт - это рамки, в которые всех хотят загнать, но вспомним потрясающую фразу: "Нас же радуют 4 буквы ГОСТ на продуктах питания!" Поэтому Стандарт - это не рамки, а планка, ориентир, к достижению которого нужно стремиться!

Стандарте - не набор качеств, а направления, в которых учитель должен быть профессионалом. Это своеобразные векторы движения.

В качестве рефлексии хочу привести слова   главного редактора журналы «Управление школой» Ефима Лазаревича  Рачевского:

«Несмотря на глобальные страшилки, о которых пишут и говорят на всех континентах Земли, каждый год к нам приходят тысячи новых маленьких людей, в силу возраста и миропонимания уверенные в счастливом продолжении жизни.

 Они верят в то, что будущее будет интереснее и продуктивнее, чем прошлое и настоящее, им не присущи ни ущербная ностальгия по неведомой старине, ни страхи перед экономической неопределенностью. Дети имеют право на позитивные ожидания и новое качество жизни, отличное от того, как жили и живут их родители. Самые большие надежды они возлагают на нас, потому что в их восприятии школа – реальный шанс прорыва в жизненный успех, к тому же шанс, реализуемый в месте, где будни имеют яркую праздничную составляющую.

Давайте не будем забывать, что школа – это место надежности, предсказуемости и успехов каждого, из чего складывается успех общий. В такой ситуации, возможно, на пороге появится и удача».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

  1. Ямбург Е.А. «Внедрение профессионального стандарта педагогов. Проблемы и перспективы».
  2. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. – М.: Просвещение, 2014. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар на тему:"Профессиональный стандарт педагога"

С 01 января 2015 года вступает в силу "Профессиональный стандарт педагога", документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"...

Доклад для выступления на педсовете на тему: «Профессиональный стандарт педагога: структура и содержание».

Профессиональный стандарт педагога - это рамочный документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными...