«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
методическая разработка на тему
В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал: это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
“Я мыслю, следовательно, я существую”.
Рене Декарт
В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал: это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитание
- охватывает всю структуру общества;
- процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и правил организации и жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях
Воспитание играет ведущую роль в процессе сохранения человека как вида !!!
Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.
Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка.
Поэтому главной целью воспитания является:
создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи воспитания:
1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
3. Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.
На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда.
Поэтому Воспитание- процесс социальный, где
- нация (задает общую систему координат в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек);
- государство (определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);
-семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);
-СМИ (создают информационный фон воспитания);
-школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);
-УДОД (выполняют воспитательно-образовательную функцию).
В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания, т.к:
- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:
- нравственный пример педагога
(Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.);
- социально-педагогическое партнерство
(педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е. семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач; общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);
- индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания
(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);
- социальная востребованность воспитания
(Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).
Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных организаций, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся.
В данных взаимоотношениях особое место отводится
Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
«Преобразовательные» способности
(В наибольшей степени проявляются в ситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую", согласно концепции Надежды Егоровны Щурковой д. п. н , профессора Московского государственного педагогического университета),которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее интерпретацию. При этом обстоятельства не меняются, а меняется отношение к обстоятельствам. "Дело не в том, - пишет Н.Е. Щуркова, - чтобы дети не знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, - а том, чтобы, зная эти обстоятельства, устанавливали бы и проявляли бы в реальном поведении свое ценностное отношение к ним в рамках современной культуры".
Умение педагога видеть "поверх" конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить в ней внутреннее, личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся, тем самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая, является важнейшей "преобразовательной способностью").
-Педагогическая рефлексия
(Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности обучающихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).
-Положительные этические качества (добродетели)
(Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально входящие во внутреннюю структуру личности, составляют единую систему ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Педагогическую любовь" можно рассматривать как "частный случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Людмила Ивановна Маленкова доцент и профессор кафедры Управления образовательными системами (факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ) предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства.
Технологии развития чувств «педагогической любви»:
1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание,сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общуюдеятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха",оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви,закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения
Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:
- яркая индивидуальность;
- любовь к детям;
- внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
- "организационное и эмоциональное" лидерство;
- способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;
- широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
- уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;
-высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность);
- творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;
- творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;
- гуманистический приоритет.
Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Работа педагога дополнительного образования заключается не только в проведении занятий в творческих объединениях по образовательной программе, но и предусматривает проведение различных мероприятий, бесед, встреч, проведение акций, участие педагога в различных конференциях, семинарах.
В рамках месячника пожилых людей, проводимого в России с 1992 года, в Центре «ЮНИТЭР» ежегодно проводиться Акция «Давайте делать добрые дела». В ходе акции педагоги проводят различные тематические мероприятия, с целью привлечь внимание детей к этому дню, воспитывают у детей доброту, милосердие, отзывчивость и уважение к старшему поколению.
Стало традиционным проведение в Центре «Недели ЗОЖ» мероприятия и занятия в рамках данной недели были направлены на сохранение здоровья детей, пропаганде здоровый образ жизни.
Экологическое и эстетическое воспитание в рамках духовно-нравственного развития тоже нашло место в нашем Центре :
- участие в Международном детском экологическом форуме «Зеленая планета»;
- участие в городских и республиканских предметных олимпиадах по биологии и экологии;
-участие в республиканском конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»;
-участие в республиканском экологическом детском фестивале «Праздник эколят – Молодых защитников природы» ;
-проведение орнитологической акции «Наши зимующие птицы»;
- участие в республиканском конкурсе «Защитим лес»; «Экология .Дети, Творчество», «Экологический плакат» ;
-проведение экологической акции «Скворечник»(по развешиванию скворечников и искусственных гнездовий) ;
-проведение экологической акции «Зеленый город»;
Мне хочется остановиться на таком направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, как воспитание нравственных чувств и этического сознания. Вот задачи этого направления:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Давайте соотнесём задачи и то, что мы имеем в Центре на сегодняшний день. Конечно, педагоги проводят различные беседы о культуре поведения, о дружбе и т.д.. Я же предлагаю разработать и провести цикл мероприятий, исходя из следующих задач:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Для решения такой задачи, как элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, у нас налажено сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием. Каждый год на Пасху мы с воспитанниками группы «Надежда» посещаем храм, где проводиться Пасхальная служба для детей и на ней присутствуют дети и я вас тоже приглашаю.
В Центре ведётся краеведческая работа. В основном, силами педагогов туристко-краеведческого отдела. Вносит свой вклад в сохранение русских традиций педагоги дополнительного образования Илюшкина В.М и Дуденкова Н.А . Но, на мой взгляд, нужно расширить краеведческую работу. Можно педагогам хотя бы использовать в своей работе материал краеведов. Например, провести цикл занятий краеведческого характера.
Много делается в нашем Центре для воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...
Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Создавая методику КТД, И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...
Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"
- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...
Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”
В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...
Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...